О 8 совещании водников по вопросам безопасности и обмену опытом.
26 – 27 марта 1983 г.
Совещание было организовано Спортклубом СО АН СССР и водной комиссией Новосибирской областной федерации туризма. На совещании присутствовало более 40 человек, в том числе 12 представителей из 9 городов других областей. Основное совещание повестки дня составили вопросы, связанные с безопасностью водных походов.
Совещание заслушало сообщение ответственного секретаря областной МКК Е.В. Говора о новых правилах проведения походов об авариях в водных походах по материалам ЦМКК.
Обсуждались известные участникам аварии и аварийные ситуации в походах последних лет.
В ряде сообщений обсуждались вопросы техники и тактики страховки, как на сложных препятствиях, так и на марше. Обсуждались новые конструкции снаряжения. Были продемонстрированы материалы о некоторых новых сложных маршрутах 1982 г.
1. Необходимо усилить работу по подготовке кадров. Для этого, в частности, следует увеличить число учебных семинаров и сборов – как для начинающих туристов, так и для участников сложных походов.
2. Необходимо дальнейшее развитие приёмов надежной страховки, популяризация и обработка оправдавших себя уже разработанных методов.
3. Рекомендовать дальнейшее проведение подобных совещаний. Просить комиссию водного туризма Всесоюзной и Российской федераций туризма включить следующие совещания в свои планы на 1984 – 85 г.г.
Зам. председателя водной комиссии Новосибирской областной федерации туризма – И.Ф. Гинзбург
Председатель водной комиссии СО АН – В.Ю. Малов
Ниже сначала кратко перечисляются аварии и их обстоятельства, а затем дан сводный анализ, служащий дополнением к анализу 6 и 7 совещаний. Рассматривалась одна авария со смертельным исходом и несколько аварийных ситуаций, хорошо знакомые участникам совещания.
Река Кок-Су (Джунгарский Алатау), май 1982 г. В самом конце маршрута после сложных препятствий за 3 км до Кировска перед обедом на пути группы встретилось плотина. Группа знала о плотине, ни не знала, что она – со сливом через проран. В результате плот не смог зачалиться и прошел по бетонному лотку через слив длиной около 6 м с перепадом 2,5 м. В бочке после сливе двух участников смыло с плота. Одного из них (со слабо надутым жилетом) протащило по дну лотка и выбросило ниже бочки. Другого (руководителя) вода задержало в бочке, где он и утонул. При этом с него сорвало каску спасжилет (была вырвана плохо пришитая паховая протяжка).
Река Китой. На 64 препятствии первый катамаран с экипажем 3 чел. перевернулся. Страховки не было. Перевернувшись, катамаран уплыл, весь экипаж выбрался на берег. Через час второй катамаран при попытке прохождения этого препятствия оставил гребца на камне левого берега, к которому прижало катамаран (попытка столкнуть). Спасработы продолжались 1,5 – 2 часа (с помощью других групп). На судах не было чалок и спасконцов. Участники плыли в болотных сапогах и спасжилетах емкостью 8 – 10 литров. При аварии было утеряно кухонное снаряжение и документы.
Река Китой. После хорошего прохождения предыдущих порогов группа пошла маршрут 6 категории сложности вместо заявленной 5. В 47 препятствие вошли без осмотра и страховки. Далее 47 – 64 катамараны шли на проход, собравшись в центре реки, один катамаран дважды переворачивался, утопив весла. На 64 препятствии одного участника смыло, а ноги его остались закреплены в «бубликах» – стременах. Группе удалось зачалиться без жертв.
Река Китой. (1979 г.) На ЛАСе перевозили груз через реку выше 64 препятствия. Перегруженный, он перевернулся. Одна участница, выбравшись на берег, долго не давала знать о себе, вызвав ненужные поиски.
Река Четкал. 1981 г. 2 плота, 2 катамарана. На пороге Слаломном 1 катамаран прижало к камню, и он перевернулся. Страховочный катамаран подобрал плывшего, двух участников сняли с камней в 5 – 10 м от берега. Четвертый остался на большом камне в 20 м от берега. Чтобы снять его, спасатели попросили бросательный круг у другой группы, но сами забросить его не смогли.
Реки Чуя, Катунь, 1982 г. Катамаран и плот на базе ПСН-6 с 4 камерами. (ПСН-6 – поперек плота). На пороге Бегемот воздух в ПСН-е передулся вправо, и изменение направления вала перевернуло плот. Двое выбрались на плот. Заброшенную страховочную веревку не закрепили, спасконцы с воды не были пойманы. Далее конструкция была переделана в продольную. Деревянный плот не сумел отработать порог Турбинный. Плот на поперечных гондолах и катамаран не поняли прижима справа в Горизонте и не отработали его.
Было сообщено, что по делу о гибели Мустафина на реке Аргут в 1980 году (смотри материалы 6 совещания) руководителя осудили на год условно и обязали его платить алименты детям (суды Онгудайского района, Барнаульский краевой, Верховный суд РСФСР).
Подробный анализ в материалах прошлых лет в сущности дополнен мало. Поэтому ниже указываются лишь наиболее яркие причины или новые существенные элементы.
1. В ряде случаев причиной аварии послужили прямые нарушения дисциплины группой (3) или близкие к этому явления, такие, как недостаточно серьезное отношение к воде не всём маршруте (1,3,4) или плохое знание маршрута (1).
2. Личное снаряжение (спасжилет) и суда часто фактически не готовы к возможности аварийных ситуаций (1, 2, 4, 5, 6). В особенности опасны ненадёжный спасжилет (1,2), и отсутствие чалки на судне (2). Неудачная конструкция судна быстро ведёт к аварии (6).
3. Нередко участники не подготовлены к аварийной ситуации и их поведение усугубляет аварию (2, 3, 6).
4. Часто группы не умеют вести спасработы (5, 6) в частности, не умеют работать с веревкой и другим спасснаряжением.
5. В ряде случаев (3, 4) главной причиной аварии послужило лихачество, переоценка своих сил.
6. Нередкой причиной аварии было, по-видимому, плохое чтение воды группами.
7. Весьма тревожным является отсутствие страховки на сложных порогах и неучет психологических факторов риска (2).
8. Следует отметить (второй год подряд) плохую подготовку участников семинара Высшей туристской подготовки и недостаточно тщательный подбор инструкторов.
9. Участники совещания отмечают большое число аварий на 64 препятствии реки Китой (5 за 2 года).
1. При организации страховки следует использовать как можно больший набор вариантов страховки, выбирая из них наиболее подходящие в каждом конкретном случае. Шаблонные действия при страховке иногда могут стать причиной несчастного случая!
2. При страховке особое внимание должно уделяться правильному выбору точки страховки, обеспечивающей с одной стороны наиболее надёжный прием спасконца, а с другой – наиболее «мягкий» вывод судна и участников из аварийной зоны.
3. Поскольку в большинстве случаев страховка осуществляется силой одного человека незакрепленной веревкой, то целесообразно для страховки членов аварийного экипажа, а также возможно и самого судна, если оно легкое, использовать тонкий репшнур или парашютную стропу, уложенные в капроновый мешок-авоську, который, в свою очередь, снабжён элементом плавучести. Легкость и эластичность капронового репшнура позволяет осуществлять дальние (до 50 м) и точные броски без опасности нанести травму пострадавшему или оглушить его.
4. Все применяемые при страховке средства требуют обязательной тренировки.
5. Некоторые участники совещания рекомендуют использовать комплект из гидрокостюма и спаскостюма (типа Елаховского).
(По материалам Гришанова, г. Новосибирск)
1. В литературе по гребным судам, с частности в книге «Путешествия на гребных судах», вводится понятие действенной страховки, то есть такой страховки, которая до начала следующего препятствия позволяет вытащить аварийное судно и всех людей на берег. В то же время, рассматривая конкретную организацию страховки, авторы всегда предполагают, что она может не сработать, и не только аварийное, но и спасательное судно придется бросать, покидая его. Тем самым признается возможность существования недейственной страховки и предполагается её использование. Это противоречие существует во всей методической и учебной литературе по гребным судам.
2. Теперь ясно, что на маршруты 4 к.с. и выше в байдарочную группу надо брать катамараны. При этом, формируя комбинированную группу, необходимо, чтобы катамаран был вспомогательным судном, а руководитель плыл на байдарке. Существуют трудности формирования таких групп, в частности, разная категорийность реки для байдарки и катамарана приводит на страховку катамараном менее опытных людей, чем те, кто идет в байдарке. В связи с этим предлагается в чисто байдарочную группу брать дополнительно катамаран.
Оставляем открытым вопрос его транспортировки.
Преимущества: а) однородность группы, то есть её большая сплоченность, из-за одинаковых у всех членов группы средств достижения цели – прохождения маршрута; б) возможность предварительно пройти препятствие не катамаране, оценив с воды более точно его характер, а уже затем идти не байдарке.
3. Группа 8 человек (2 катамарана по 4 человека) может оказаться недостаточной для страховки. При выходе на маршрут в зависимости от характера реки следует обдумать с точки зрения страховки варианты катамараны 4+2+2 или 4+4 + страховочный 2.
1. Проведение сложных походов строго по жестко запланированной заранее схеме чревато авариями. Группа должна быть готова варьировать свою тактику в зависимости от обстановки. Поэтому, в частности, нельзя полагаться на небольшое число хорошо отработанных приёмов. Группа должна постоянно увеличивать их запас.
2. На большой воде один и способов страховки судов – движение в кильватерной колонне. На однотипных судах интервал может составлять 30 – 50 м, на разнотипных судах (гребные и плоты) интервал может быть больше. Такое взаимодействие должно иметь ограничение по применению, обусловленное наличием участка реки, где одно из судов может задержаться хотя бы на 10 – 20 с: пенные котлы с противотечением после крутых мощных сливов, завалы, узкие проходы между камнями и так далее. В таких случаях возможно каскадное развитие аварий.
V. Новинки снаряжения.1. В.В. Говор реализовал плот Сажнёва – Юдушкина – Кулишова (6 совещание) на сборной металлической раме весом 80 кг. Элементы длиной 2 м соединяются шарнирами (в них резина + трос в натяг), обеспечивающими изгиб до 15 – 20°. Конструкция проверена на сложных реках.
2. А.С. Юдушкин рассказал про плот – катамаран, использовавшийся на реке Хемчик. 2 гондолы диаметром 80 см, грузовая площадка шириной 1 м подвешена между ними. Поперечины верхней рамы служат базой подгребицы (которую целесообразно смещать к гондоле). Подгребица штыревая. Гребь сборная, 2 продолины вокруг штыря.
1. Группы из Новосибирска в августе 1982 г. Осваивали реки Западной Тувы. Группа А.В. Юдушкина прошла маршрут 5 категории сложности река Монагы – озеро Кара-Коль – река Хемчик. На реке Монагы обнесен каньон 8 км очень высокой сложности, возможно вообще не проходимый, далее препятствия 3 – 4 категории сложности. На Хемчике от устья реки Шагпай до Бай-Тала – ряд препятствий 5 категории сложности; в большую воду некоторые из них могут стать 6 категории сложности.
2. Группа Малова прошла маршрут 4 категории сложности через верховья Хемчика (интересный горный узел с оледенением) со сплавом по рекам Козер - Таштухоль (Чульга) – Алаш. На Козере было мало воды. Основные препятствия на Таштухоле – Алаше – мощные шиверы Обнесен порог 6 категории сложности на выходе из озера Ташту-Холь.
Предлагается ряд новых сложных маршрутов в большую воду (выход до конца июня). Поход 15 – 30 км вдоль реки от озера Ташту-Холь (туда машиной из Ак-Довурака) – река Козер – река Таштухоль – переход 25 км – река Шагнай – река Хемчик село Тэлли.
Прохождение притоков Хемчика – река Чендазын, река Чоон-Хем и другие 5 – 6 категории сложности.
3. Группа О.М. Балашова (Иркутск) прошла маршрут 3 – 4 категории сложности по реке Котере (Северное Забайкалье) из верховьев реки Баргузин.
1 |
Игнатьев Николай Михайлович |
450 083. город Уфа, ул. Парковая 4 – 36 24 – 98 – 79 (д.) |
2 |
Ефимов Геннадий Анатольевич |
450 005. город Уфа, ул. Пархоменко 104 – 65
|
3 |
Болгар Михаил Ираильевич |
454 037. город Челябинск, ул. Мира 88
|
4 |
Василий Андреевич |
640 000. город Курган, ул. Гоголя 74 – 12
|
5 |
Липатов Владимир Васильевич |
640 014. город Курган, ул. Карбышева 46 – 4
|
6 |
Конышков Хабибула Ахмадулиевич |
652 000. город Юрга Кемеровской области, ул. Ленинградская 42 – 25, 2 – 34 – 67 (сл.) |
7 |
Корсунский Яков Самуилович |
654 035. горд Новокузнецк, ул. Циолковского 11 – 100 4 – 68 – 80 (сл.) |
8 |
Добровольский Валентин Евгеньевич |
653 010. город Прокопьевск Кемеровской области, ул. Маганак 5 – 2
|
9 |
Балашов Олег Максимович |
664 033. город Иркутск, ул. Лермонтова 327 а – 36 6 – 37 – 79 (сл.) |
10 |
Зубцов Владимир Михайлович |
664 033. город Иркутск, ул. Лермонтова 313в – 36 6 – 47 – 02 (сл.) |
11 |
Шаров Н.П. |
Город Хабаровск, уд. Ворошилова 32 – 46 33 – 96 – 42 (сл.), 51 – 07 – 72 (д.), 39 – 08 – 25 (клуб.) |
12 |
Титов Максим Евгеньевич |
690 001. город Владивосток, ул. Славянская 17 – 16 |