Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Работа с лоциями

Что такое лоции? В минимальном исполнении это лист бумаги на котором нанесена одна длинная волнистая линия к ней подходит несколько таких же волнистых линий покороче. Длинная линия перечеркнута некоторым количеством черточек с некоторой нумерацией и минимальными пометками. Собственно только этого листа достаточно для прохождения маршрута, так как необходимый минимум информации на нем присутствует. Минимально достаточный не значит, что оптимальный, но о дополнениях, которые оптимизируют работу с лоциями, мы поговорим чуть ниже. И так, что должно быть на этом листке в минимальном комплекте и как этим минимальным комплектом пользоваться. Первое большая длинная волнистая линия – это та река, по которой вы двигаетесь, что очень важно с поворотами долины, и короткие волнистые это притоки, мимо которых вы проходите, кроме того, лоция должна быть четко сориентирована по сторонам света и иметь масштаб, это то, что позволяет ориентироваться с достаточной точностью. Как это делается?

Во-первых по поворотам долины. Долина реки всегда имеет свое генеральное направление, то есть кроме мелких поворотиков которых она совершает массу, она всегда имеет некоторое генеральное направление, например течет на запад, или на восток, или на север. Причем это не столь генеральное, как скажем Катунь, которая в целом стремится на север, а возьмем ее в истоках где она совершает почти полный круг, вокруг Белухи, а значит если генеральное направление долины идет на север или на юг, то вы никак не можете подходить к Тюнгуру. Но это совсем крупные участки, проще отследить сам генеральный поворот долины, тогда у вас ваше место может определиться с точностью, в зависимости от привходящих, от пары километров, до нескольких сот метров, а это уже что-то.

Далее локальные повороты долины, особенно актуально на реках средних и больших, здесь очень важно соизмерять те повороты которые вы видите с масштабом карты, как правило достаточно четко отслеживаются повороты с дугой не менее километра. Для того чтобы их отследить необходимо, как минимум, очень четко представлять себе этот реальный километр на воде, по которой вы идете. Но средство, работает надежно, пока вы четко отслеживаете свое положение на карте, как только вы где-то сбились, то тут в силу вступает следующая возможность ориентироваться, это притоки.

Необходимо отметить, что притоки бывает трудно заметить, они умеют прятаться и маскироваться, либо наоборот, скажем, после обильных дождей их становится слишком много, и среди них трудно поймать нужный, особенно если его нормальный расход чуть больше двух ведер в минуту. К сожалению, на большинстве лоций на которых притоки не отслеживаются более чем на три четыре километра от русла, понять каков их истинный бассейн водосбора бывает трудно. Критерием оценки в таком случае может быть только долина, по которой сбегает сам приток. Если приток имеет название, то с большой вероятностью его долина будет хорошо просматриваться. Вообще же, как правило, соответствие притоков и их наличие на карте устанавливается опытным путем на первых километрах сплава.

Далее хорошую привязку могут дать и сами препятствия нанесенные на лоцию, их порядок чередование и расстояние между ними, но надо помнить, что препятствия наносились на основу, которую сделали профессионалы, туристами любителями, которые, к сожалению довольно часто ошибались. Отсюда вывод который необходимо сделать – нельзя для ориентирования пользоваться каким-то одним способом привязки, необходимо постоянно контролировать весь доступный диапазон ориентиров. Отсюда всегда желательно, чтобы кроме лоций минимального комплекта у вас в распоряжении были дополнительные материалы.

Первое из таких дополнительных материалов это описание реки. Описание не есть лоция и идти по описанию существенно сложнее, а часто просто не возможно, по той простой причине, что даже в хорошем описании очень часто упускаются длины прогонных участков, кроме того, попробуй по голому описанию понять ты прошел десять или уже двадцать километров, которые разделяли ваши каскады порогов, но описание очень полезно тем, что там есть дополнительные ориентиры, например такие вещи, как схождение и развал долины, ширины и расходы ключевых притоков, такие ориентиры как например пирамидальная гора со скальной вершиной, да пока вы ее не увидите вы будете дергаться лишнего, но увидев, вы уже не влетите в Мельзейский каскад, потому как она действительно абсолютно надежный ориентир, или как начало порога Катерина отмечено совершенно надежной приметой большой прямоугольный кирпич красного цвета на крутом левом повороте. Кроме описания полезно иметь и просто топографическую карту оно дает очень много дополнительной информации и помогает ориентироваться, когда ориентировка по тем или другим причинам вызывает сомнения.

Далее, но в походе почти не доступное, это фотографии с предыдущих прохождений, хотя и здесь, то есть с фотографиями нужно быть более чем осторожным. Когда я первый раз шел по реке Кок-Су, это в Казахстане, в качестве одного из ориентиров водопадов мне показали слайд белого домика и сказали:

– Берег там высокий, но если выскочишь и увидишь этот домик, то вот они и водопады. Выскакиваю, стоит какая-то серая грязная кошара, но по остальным ориентирам водопады вот они, поэтому бегу вперед, действительно нахожу их родных, чертыхаюсь, на то что все перестроили, разворачиваюсь чтобы идти назад и замираю, как вкопанный, то есть передо мной картинка со слайда, то есть фотография сделана не сверху откуда бы надо, а от самих водопадов, здесь то аккуратный белый домик, в отличии от грязной кошары, с другой стороны.

То есть главное, что я хотел бы донести до вас сегодня, это то, что никогда не доверяйте какой-то одной системе ориентировки, всегда пользуйте комплекс, постоянно ведите контроль по каким-то ориентирам, которые трудно спутать, одним из хороших контрольных замеров, можно считать появление притоков, тогда и оттуда вы их ждете.

Движение сходу.

Как правило, движение с ходу выбирается руководителем, на проходном участке реки, то есть на участке реки, где нет определяющих препятствий. Но, к сожалению, никто и никогда не сможет вам гарантировать, что река будет целиком и полностью соответствовать тому, что написано в описании.

Например, когда в 95-ом году я вел группу по Кок-Су я проходил реку, по-моему, уже в третий раз, поэтому все ориентиры вроде бы знал на взгляд, так что ошибиться казалось не возможным. Был там такой порог, который назывался Два автобуса, почему был, вы сейчас поймете. Ориентирами на заход был левый не очень крутой поворот и очень характерная красная скальная стенка с правого берега, и то и другое можно было увидеть метров за семьсот, то есть времени для зачаливания было более чем достаточно. Погода при нашем прохождении была мерзкой, план был просто подойти к порогу, там заночевать, а утром преодолевать оставшуюся часть нижнего каскада.

Так вот идем мы к нашей вожделенной стоянке, и появляется вроде бы нужный поворот, присматриваюсь внимательней по левому берегу впереди сухое русло хорошо разработанного притока, вроде не было такого, а по правому берегу осыпь или даже скорее насыпь, как железнодорожная, помню мысль даже проскочила во дают, дорогу зачем-то строят по скалам. Решил, что просто место похожее, мало ли их таких, ну не запомнил почему-то. Но что-то все же насторожиться заставило, вывалился аккуратненько из-под самого левого берега, а тут как раз дождь стеной пошел. Выглядываю, а там за поворотом порог да не слабенький, я только и успел отсигналить «внимание», чалиться безопасно уже возможности не было и пошел в порог, глянул вперед и увидел ориентиры порога Крокодилова пасть, только теперь понял, что я уже в пороге, который идти и не собирался, но все закончилось в тот раз для нас всех благополучно. Зачалились ниже порога и пошли смотреть. Иду назад, ничего понять не могу, ну не было такого порога на речке, сбегал вперед, точно впереди Пасть, ни с чем не спутаешь, так тогда я ничего и не понял.

Только несколько позже выяснилось, что прошедшей осенью сошел сель, по тому самому сухому хорошо разработанному руслу, перед порогом и русло реки тупо сместилось метров на шестьдесят семьдесят влево, то есть та насыпь, которую я видел, как раз лежала на бывшем пороге. Так, что никто никогда вам ничего гарантировать не сможет, поэтому умение ходить сходу вполне может пригодиться, причем даже там где вы и не ждете.

Не стоит думать, что изменение порогов столь уж редкое явление, вот только с 84-го года и только мне известные изменения порогов, появление порога Селевой на Башкаусе, неоднократные изменения порогов на Утулике, изменение порога Тыльдыкпень на Катуни, прошлой осенью изменение одного из ключевых порогов Каа-Хема, порог Сучья дыра на Убе. Кроме того, никто не гарантирует вас от того, что хорошо известный простенький порожек, который ходился на раз-два, не перегородит каким-нибудь бревном, после чего он превратится во что-то весьма неприятное. Но, наверное, хватит пытаться убедить вас в том, что хождение с ходу требует умения, в конце концов, как правило, из ста пятидесяти – трехсот километров сплава, которые, совершенно естественным образом получаются в нормальном походе, просматривается мизерная часть, которая включает в себя исключительно ключевые препятствия.

Итак, что же главное в движении сходу? Как всегда голова, ваш опыт, ваша наблюдательность обязаны подсказывать вам, что же ждет вас впереди, но, кроме того, необходимо усвоить некоторые действия по умолчанию, как всегда...

Первое необходимо изучить лоцию. Руководитель не машина, он то же имеет право на ошибку, лучший вариант, если на вашей машине будет свой комплект, описание можно иметь в одном варианте, у руководителя, его на воде все равно читать некогда, а вот листок с обозначением порогов и, возможно с вашими пометками ориентиров, очень желательно, и озаботиться этим стоит заранее, еще до похода.

Далее, если вы идете в кильватерной колоне, ваша задача постоянно отслеживать вашу позицию, то есть не наезжать на впереди идущего, и не отрываться от идущего за вами. Для этого вам придется использовать ваше умение маневрировать на струе. Вы не должны ставить себе задачи догонять, ваша задача не мешать, то есть при движении кильватерной колонной обязанности распределяются следующим образом: впереди идущая машина следит за ориентирами и за тем чтобы не отрываться от задних. Задача экипажа который идет в средине колонны, не наезжать и не мешать тем кто идет впереди, а также отслеживать чтобы не терялись задние, задним проще всего, им достаточно не наезжать на впереди идущих. Но это только теоретически практически задние оказываются в некой резинке, которая заставляет их маневрировать чуть не больше всех, как и в пешей колонне, кроме того, они главная спасательная сила, то есть, если впереди с кем-то что-то случится, то у вас наибольшее количество шансов это увидеть и оказать помощь.

Если вы ведете колонну, то ваша задача не отрываться от основной группы остается главной, кроме того, при движении по малоизведанному маршруту идите от чалки до чалки. То есть, ваши действия должны иметь следующий алгоритм – просмотрели русло увидели место, где вы можете гарантированно зачалиться, причем не только вы но и вся группа, просматриваете как вам подойти к намеченному месту. Подходя к намеченной чалке, высматриваете следующую и идете к ней, если же чалки не видно, а у вас нет абсолютной уверенности, что дальше шальное бревно или вновь образовавшийся завал не усложнят вам жизнь до ее окончания, то лучше зачалиться и сделать небольшую разведку. Необходимо просто высмотреть следующую чалку и возобновить движение.

Принцип движения от чалки к чалке, должен въесться в подкорку, и если происходит что-то не по плану, то лучше сделать небольшую разведку.

Второй существенный принцип – это по возможности всегда заходить в поворот из под короткого берега, прошлый раз когда мы с вами обсуждали прохождение прижимов мы уже об этом упоминали, кроме того, как правило, под длинным берегом струя существенно сильнее чем под коротким. Третье в повороте, а особенно в крутом, всегда происходит сброс воды от короткого берега к длинному, то есть если у вас возникнет желание увалиться к длинному берегу сделать это будет существенно легче, чем если вам захочется обратного. Под коротким берегом, как правило более камняво, но зато отсутствие струи может позволить вам безопасно выброситься на камни.

Третье – это движение в протоках. Разрыв в протоках не допустим, но к сожалению иногда такое может и произойти. Если протоки достаточно велики, как допустим турочакские или куяганские, то необходимо собираться в том месте, где река собирается единым руслом, ждать отставших в протоках, как правило, бессмысленно. То же должны знать те кто отстал, встретиться можно только в конце проток. Казалось бы принцип достаточно прост и логичен, но я дважды попадал в ситуацию, когда после проток нас не ждали, а ушли вперед. В результате куча потерянного времени, так как ждали нас в одном случае в конце маршрута под мостом, а в результате, мы чуть не опоздали на электричку, а во втором за бомом, то есть через два поворота.

Следующее, идя за лидером, вы не обязаны полностью повторять все его маневры, то есть быть ниткой идущей за иголкой, хотя руководители очень часто ставят на роль лидера самый сильный экипаж, а соответственно, очень часто его путь будет близок к оптимальному, ваша задача не наезжать на него, не обгонять, не мешать. При выборе своего пути необходимо учитывать следующее, заходя в поворот под длинным берегом вы, конечно, раньше увидите, если за поворотом вас ждет какая-нибудь неприятность, но уходить вам придется против отбрасывающей вас струи, кроме того, мощь струи вдоль длинного берега, как правило, несравненно выше, а соответственно цена ошибки больше. Если вы заходите из под короткого берега, то, конечно, с видимостью будет похуже, зато, если у вас возникнет необходимость уйти к длинному берегу, сделать это существенно проще.

Далее, о выборе, куда идти, когда не очень ясно, что впереди. Для начала небольшой пример. Река Уба, порог Сучья дыра, третья ступень. Так получилось, что с третью ступень мы проходили с ходу (опять же в нашем описании было только две ступени), а находится она в небольшом каньоньчике, так что зачалиться было негде. С наплыву это выглядело так: слева все ровно, хотя и чувствовался некоторый перепад высот оценить который было невозможно, справа просматривалась цепочка валов с обраткой, которые из-за перепада тоже оценить было крайне сложно. Я зашел ровно по средине, то есть целился на границу между этими двумя неясностями, только когда подошли в упор, стало ясно, что слева слив водопадного типа в пенный котел с перепадом больше метра, а справа три мощнейших косых вала почти той же высоты, этакий плуг на три лемеха. Нам удалось соскользнуть по валам, а вторая машина, которая шла за нами, почему-то решила, что раз справа так сильно бросает, то они пойдут слева, когда они разглядели и поняли, что впереди слив, то стали уходить вправо. Им это удалось, только за счет подпора перед сливом, которого могло и не быть.

К чему эта сказка? Очень просто нельзя принимать решения пока не понимаете, что вас ждет, при движении сходу всегда необходимо до возникновения полной ясности стараться оставлять себе свободу маневра. То есть если вы не понимаете, что впереди, то постарайтесь туда не попадать.

Теперь несколько моментов, которые имеет смысл, так как при прохождении с ходу река видится совсем не так как если бы в ее предварительно просмотрели. Первое, что я рекомендую руководителям, это просмотреть первый минимально имеющий смысл порог, для того чтобы иметь возможность сопоставить, то что вы видите с берега и то что вы в реальности проходите.

Далее, на что надо обязательно обращать внимание:

Если перед вами небольшой пупырь за которым прослеживается некоторый пенный след, то с большой вероятностью за этим пупырем слив с бочкой, а если это на Катуни, то наверно лучше такой пупырь обойти, далее, за пупырем просто видна тень, скорее всего, это либо слив в пенный котел, либо вообще сброс с камня, без всякого слива.

Если за сливом нет вала, а пенный след долго не собирается в струю, то с большой вероятностью в таком сливе можно ждать подставки.

Ворота из камней, особенно близко стоящие, с большой вероятностью образуют за собой слив, которого может не быть если пройти в более широкие ворота, для тех кто знает нижнюю Катунь, классический пример порог Бийка, если вы сунетесь по центру, между камнями, то вас очень даже не хило прополощет, а если пройдете более широкими проходами, то и тапочек не замочите.

Сложны, для прохождения, как правило косые ворота, сложность в том, что очень сильно наваливает на нижний камень, поэтому прицелившись в косые ворота, желательно заходить в них непосредственно под верхним камнем, кроме того, надо учитывать, что косые ворота могут прятать за собой трек, который может вас кинуть, туда куда и не ждали, косые ворота как правило тяжело просматриваются с воды.

Еще один элемент который встречается достаточно часто, что бы посвятить ему несколько слов – это косые гряды. Как правило, по своей природе они очень близки по своей структуре к простым перекатам, только что состоят из камней покрупнее. То есть, косой сброс это ступенька пересекающая реку по диагонали, если так можно выразиться, как правило разделенная косыми воротами. Главная трудность при прохождении сходу понять где можно уйти за ступеньку. Очевидного совета нет, единственное о чем советую помнить, что чаще всего такие сбросы заканчиваются каменным мешком, из которого потом не очень приятно выбираться.

Собственно на этом наверно можно и остановиться, так как главная мысль, которую бы мне хотелось бы донести, очень проста. При движении сходу главное не лезть, куда голова не лезет, а для этого вы обязаны всегда оставлять для себя возможность сказать, мне что-то здесь не нравится, остановите, я слезу.

 

Разведка препятствия.

Теперь непосредственно о том, что и как разведывать. Очень желательно, по крайней мере в нормальных условиях, чтобы на разведку шли все, причем каждый экипаж брал все закрепленные за ним средства страховки. Очень желательно, чтобы это вошло в привычку, а не требовало каждый раз напоминания, Руководитель, ведь, тоже человек и можете, забыть дать команду.

Теперь, что смотреть.

Конечно, в действительности все происходит почти одновременно, то есть вы все кроме опроса прокручиваете в голове, почти одновременно, но в целом все равно происходит приблизительно по той схеме, которую я сейчас привел. Но это схема. Самое главное для вас на разведке это найти и наметить ориентиры. Наиболее распространенная ошибка, состоит в том что намечаются ориентиры, которые с воды либо вообще не видны, либо видны очень плохо, либо совсем не так как вам кажется с берега.

Выбор ориентиров, в первую очередь это опыт, после того как вы пару раз потеряетесь в пороге выбрав в качестве ориентира прекрасно видимый снизу обливняк, который при прохождении превращается в мало заметный гриб. Либо такое хорошо заметное дерево на берегу, а с воды оно оказывается полностью сливается с окружающим лесом, думаю вы уже будете более четко выбирать, то что вам поможет при прохождении. На мой взгляд, более существенно запомнить общую структуру порога, а ориентиры намечать только на ключевые места, где либо наиболее опасно, либо сложно. Тоже относится к длинным порогам, запомнить каждую бочку и каждый камень просто не возможно, но вот помнить что в ключевой слив, ориентиром которому служит конкретный камень, надо заходить из под левого берега, это запомнить в силах каждый.

Еще раз хочу отметить, что если есть в пороге место которое опасно, то есть идет под знаком «туда низя!!!», то ориентиры на него должны быть определены, и усвоены, все места откуда туда сносит должны покидаться сразу и практически любой ценой.

Hosted by uCoz