Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

    Введение

"Начальник" хорошим не бывает!

Что бы ничего не делать, нужно очень много работать.

 

Утверждения эти к туризму, вроде бы, прямого отношения не имеют, но на самом деле именно они и во многом и определяют те отношения, которые сложатся у вас в группе и с группой. Первое утверждение истинно, хотя бы потому, что какие бы вы решения не принимали, всегда найдутся люди, кому такое решение окажется не по “вкусу” и они будут до конца своих дней уверенны, что если бы сделали, так как хотели, они то всё было бы великолепно, а так... Второе верно уже потому, что один человек просто не в состоянии сделать всё и за всех, это очевидно, а вот сделать так, чтобы все что-то делали, а ты только контролировал это задача не из простых, и далеко не всегда это удаётся, Хотя об одном из наших руководителей говорят: “С ним ходить хорошо! Чем больше ты халявишь, тем больше он тянет”. Видимо, хотя бы ему, это, в какой-то мере, удается.

Вообще-то, мы будем на наших встречах часто разбирать самые разные ситуации, чьи либо ошибки, “ляпы” и “проколы” и я думаю, что может быть не всегда стоит называть героев этих ситуаций: если они захотят, то расскажут сами и тогда мы устроим разбор с их участием, если не захотят, то и не будем беспокоить их память, нам это совсем не обязательно.

Теперь более подробно о том, чем же мы будем с вами заниматься. Мне бы хотелось построить наши занятия следующим образом: мы с вами собираемся, я делюсь своими соображениями на какую-то заранее оговорённую тему, после чего мы устраиваем с вами обсуждение, Первая часть планируется минут на двадцать - тридцать, вторая, еще столько же, в результате мы должны будем прийти к какому-то резюме, которое и подытожит нашу встречу. Сами темы я думаю выстроить в следующем порядке (Хотя набор тем не окончательный, видимо он может меняться в зависимости от ваших пожеланий).

Ну а теперь хотелось бы кратко наметить темы:

Выбор маршрута: здесь мы будем говорить о особенностях районов, рек районов, доступности и местном населении.

Первичное определение стратегии прохождения: мы поговорим о том, что такое стратегия как построить план похода, исходя из выбранной вами стратегии, вы будете подбирать вашу команду

Набор команды: критерии отбора, количество, учет возможных осложнений из-за личных взаимоотношений.

Уточнение маршрута: после набора команды возможны изменения в маршруте, во-первых, по пожеланиям команды, во-вторых по возможностям и силе команды.

Определение стратегии вашей экспедиции: после набора команды вам, возможно, придется изменить ваши стратегические намерения.

Собрания группы: как проводить собрания, какие вопросы на них выносить, как их решать.

Распределение ролей: один из самых интересных психологических моментов подготовки к походу для руководителя, когда определяются намерения будущих участников.

Снаряжение: какое снаряжение вам необходимо и как его приготовить к походу.

Оформление документов: правила оформления документов, возможные осложнения и подводные камни.

Подъезды: выбор пути и средств доставки.

Рассадка по машинам: один из самых психологически интересных моментов похода для участников.

Жизнь на воде: организация вопросов режима, дежурств, и прочих подобных моментов.

Взаимоотношения с местным населением: проблемы, как избежать конфликтов.

Тактика прохождения маршрута: Что такое тактика и как правильно построить тактику прохождения маршрута.

Техника безопасности: техника безопасности для руководителя это несколько иное, чем для рядового участника, разный уровень мышления.

 

Организация страховки на проходных и ключевых препятствиях: техника безопасности это скорее религия, а вот страховка в конкретном месте в конкретное время это скорее искусство, но учат ведь на ”поэтов” попробуем учиться и мы.

Медицина: мы практически никогда не говорим о том, что делать, после того как первая помощь оказана, или она уже не нужна, но знать это руководителю так же необходимо, как и все остальное.

Погодные условия: погодные условия оказывают огромное влияние на всю вашу походную жизнь, как же о них не поговорить.

Внесение корректив в прохождение отдельных частей маршрута: внесение корректив- психология группы при вынужденных уходах либо усложнении маршрута.

Завершение маршрута: опять же чисто психологические моменты, как сделать так чтобы у всех или хотя бы у большинства было чувство полного удовлетворения.

Отъезд: решение проблем, которые могут возникнуть при возвращении.

Отчет: оформление бумаг, защита отчета, получение справок.

Стоит отметить, что первоначально набор тем был почти вдвое больше, но потом после некоторого размышления он несколько сократился: во-первых - зима все-таки не бесконечна, второе если разбирать все, то, видимо, будет несколько скучновато. Далее мы с вами уточним количество занятий и посмотрим, как нам оставшееся перетасовать, чтобы все же к средине апреля все-таки закончить.

Далее, наверное, стоит разу же сказать о том, что один из “ законов бутерброда” гласит, что планы начинают разваливаться с того момента, как только они начинают исполняться. Это верно и для того, что мы с вами планируем сейчас, и для того, что происходит с нашими планами походов. Искусство руководителя состоит в том, что хороший начальник умеет вовремя заметить отклонения и принять новый план по преодолению развала старого. Кстати, в “Войне и мире” есть такая тема: Кутузов перед сражением у Бородино в последнюю ночь размышляет о возможных случайностях, которые могут повлиять на ход сражения, но суть этих размышлений сводится к тому, что какой-нибудь лейтенант, увидев одну, спешит к нему с рапортом, как спаситель отечества, а он видит их тысячи и прекрасно понимает, что все в руках божьих. Мне кажется, что аналогия вполне соответствует ситуации, а видение тысяч случайностей приходит с опытом, а при недостатке опыта приходится быстро реагировать.

Ну а главной темой, видимо, будет все-таки тема этики похода. Я глубоко убежден, что именно руководитель в основном определяет то, с каким настроением вернется народ, Маршрут может быть пройден полностью, этот маршрут может быть даже совсем не плох сам по себе, но у членов группы в душе останется неудовлетворенность из-за какой-нибудь достаточно мелкой ссоры между участниками. Особенно остро этот вопрос стоит в маленьких группах, где некуда друг от друга деться, нет возможности уйти в свой кружок и отойти спокойно подумать и не “гореть” по мелочам. А именно такими группами мы сейчас ходим всё чаще, А ведь, по-моему, именно по этому существует ограничение по минимальному составу группы в сложных походах, мне действительно кажется, что даже объем работ очень хорошей шестерки можно сделать и вдвоем, если, конечно удастся не поссориться,

 Хотя, конечно же, остаются вопросы безопасности, но я думаю, что при достаточном опыте и грамотном построении маршрута их можно было бы решить на достаточно высоком уровне. Возвращаясь к этике можно сказать, что, наверное, многих конфликтов в группах могло бы и не быть, если бы руководителю сразу удалось наладить обстановку взаимоуважительных отношений. Хотя, надо признать, что объяснить, например, человеку, что такое тактичность бывает ой, как не просто, а именно бестактность чаще всего оказывается причиной ссор.

Я сейчас говорю вещи достаточно крамольные (это, возвращаясь к вопросу о шестерке), думаю, буду я их говорить, еще не раз, но опять же мой опыт говорит, что можно пройти, сделать любой маршрут, любое препятствие, при условии что вы правильно приготовились. Нет не проходимых препятствий и маршрутов, как нет не берущихся крепостей.

То, что еще лет несколько назад казалось просто фантастикой, сейчас часто бывает доступно многим. В качестве примера можно привести “Мажой”, который в конце семидесятых был “пределом мечтаний” И шли покорять его только сильнейшие из сильнейших, а теперь на нем устраиваются ралли для многих и проходить его надо не за две недели, как первопроходцы, а за день. И это не сумасбродство, а нормальное развитие событий. Просто за последние двадцать лет очень сильно изменилось техническое оснащение, очень много добавилось в технике управления судном, в технике безопасности. То, что раньше с посудой могли делать единицы, да и то по наитию, сейчас осваивают все кто к этому стремятся всерьез, потому что есть кому учить.

Но от того, что мы стали грамотнее, реки не стали проще и безопасней, так тот же “Мажой” собирает свои жертвы почти в тех же количествах и с той же регулярностью, что и при первопроходцах, И по-прежнему ТБ пишется кровью, в том числе и наших товарищей.

Сегодняшнее занятие для меня может быть одно из самых трудных потому, что хочется определить все темы наших будущих, разговоров коснуться всех основных моментов, но я касаясь какой-нибудь темы начинаю ее развивать и ухожу в сторону, перескакиваю с места на место как молодой козленок, но с другой стороны в походе, а особенно для руководителя все взаимосвязано, и достаточно плотно. Очень трудно отделить одну тему от другой. Так темой следующего нашего разговора будет выбор маршрута. Но как разделить выбор маршрута, состав команды материальное обеспечение и кучу других вещей которые приходится учитывать?

Собственно вот именно такая взаимосвязанность действий и решений руководителя очень часто и вызывает непонимание членов группы. Чаще всего по тем или иным соображениям руководитель не может или не желает посвящать остальных во все свои опасения участник не видя и не понимая приоритетов руководителя не принимает его решения, Таких ситуаций, конечно же, необходимо избегать, а вот как это делать мы будем думать с вами вместе. По крайней мере, готовых рецептов у меня нет, у меня есть в памяти разные ситуации с разными исходами, ну а что лучше, что хуже я думаю, мы увидим,

Вообще ситуация с руководством весьма не проста по определению. С одной стороны тебе оказано доверие, причем это доверие не закреплено ни какими реальными рычагами воздействия: ведь вы не можете как-то реально наказать вашего члена группы за неповиновение, а с другой стороны беря на себя руководство, вы берете на себя ответственность за жизнь и здоровье всех тех, кто пошел с вами. Степень ответственности, конечно же, каждый определяет для себя сам, но все же... К этому моменту мы с вами будем возвращаться еще не раз.

Я не хочу вас запугивать, а то чего доброго вы все раздумаете водить кого-либо и куда либо. Но вот ответ на вопрос, что же вам дает право на руководство, вам для себя найти все-таки придется. Исходя именно из этого ответа вы будете строить свои отношения с группой. Я думаю, или я для себя на этот вопрос отвечаю приблизительно так: в первую очередь это опыт, но это не главное. Главное, видимо, в том, что те, кто ходил со мной, снова приходят ко мне в группы, поэтому я допускаю, что фатальных ошибок я, видимо, не делаю, хотя далеко не все маршруты получались не все удавалось дойти до конца, или пройти, так как хотелось бы. Как вы видите из того, как я расставляю приоритеты для того чтобы понять можете ли вы водить нужно попробовать. Следующий вопрос: а зачем это руководство вообще надо? Опять же для себя я на этот вопрос отвечаю так: руководство дает мне свободу, я имею возможность ходить туда, куда хочется мне, а не туда, куда меня поведут. Хотя, если мне удается пройти желанный маршрут под чьим-то руководством, я не откажусь. Для меня этот вариант, может быть даже предпочтительней.

Вполне возможно, что вы ответите совсем по-другому, и то же будете правы, потому что туризм это образ жизни и у каждого он свой. Тем туризм и прекрасен, он каждому дает шанс найти себя. Кстати, не стоит этого забывать по отношению к вашим участникам: у них может быть свой образ жизни.

Далее о чем сегодня, видимо, тоже необходимо упомянуть: на наших занятиях мы очень мало будем касаться вопросов медицины. У нас читались, и сейчас читают курс специалисты, которые сильнее меня в этом вопросе на порядок, и не мне с ними тягаться. Плюс к тому я читаю этот курс, собственно, для того чтобы вам к медицине обращаться не пришлось. Но, к сожалению, от этого никто не гарантирован, поэтому, нам этих вопросов все-таки касаться придется, и мы о медицине говорить будем, но со стороны несколько иной. Нас будет интересовать, что делать, если все же ЧП произошло. Как организовать транспортировку, а если такой возможности нет, то, как и где можно найти помощь. Эти вопросы, конечно же, как впрочем, и большинство остальных, однозначного решения никогда не имели, и иметь не будут, но какие-то прецеденты знать все-таки необходимо.

Теперь, по крайней мере мне так кажется, всем должно быть ясно о чем и в каком ключе я собираюсь вести наши беседы. Теперь можно поговорить о том, что и как нужно изменить в наших последующих беседах.

Hosted by uCoz