Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

ВЫБОР МАРШРУТА

ВОЗМОЖНЫЕ РАЙОНЫ

АЛТАЙ. С 1 мая по 30 сентября. Маршруты от первой до шестой категории сложности. Видимо это район который нами освоен лучше всего. До недавнего времени походы на Алтай были самыми дешевыми, но теперь с удорожанием автобуса стало проще доехать до Хамар-Дабана чем до Чуи. Освоенность района дает возможность кроме информации по нитке маршрута из справочника найти тех кто был практически на тех реках и может поделиться личными впечатлениями.

Местное население, в основном, относится к туристам доброжелательно, кроме, пожалуй, верховьев Чулышмана, где неоднократно возникали острые ситуации. Кроме того не стоит бросать вещи без присмотра в местах где вероятность встречи с местным населением достаточно велика. Имеются ввиду, места вроде стоянки над “Замком” на Урсуле. Кроме того в библиотеке Машкова есть «черный список» населенных пунктов и районов, но не стоит забывать, что все мы человеки и вполне возможно, что с другой стороны конфликт смотрелся совсем по-другому.

КУЗНЕЦКИЙ АЛАТАУ доступен с конца апреля по октябрь. Это следующий за Алтаем район расположенный к нам достаточно близко. Дорога до этого района тоже проста, и дешева. Пожалуй главным недостатком можно отнести то, что нет рек выше третей категории сложности, кроме того нет возможности подыхать к самому началу сплава, поэтому в любой маршрут входит пешая часть, хотя если быть честным, не могу с уверенностью сказать, что невозможность доехать такой большой недостаток, в пешке есть свое очарование. Район получается, при своей близости, достаточно оторван от цивилизации, чтобы почувствовать себя сбежавшим от цивилизованной грязи. Кроме того здесь же есть великолепная тренировочная речка Казыр. Так как район не большой и из Европы виден плохо то далеко не во всех классификаторах он отражен.

САЯНЫ 15 мая по 30 сентября Район совершенно очевидно делится на две части Восточный и Западный. Районы очень сильно отличаются и по заброске и по характеру рек.

СЕВЕР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 1 июля по 31 августа

ПАМИР 20 августа по 31 октября

ПАМИРО-АЛАЙ 20 августа по 31 октября

ТЯНЬ-ШАНЬ 20 августа по 31 октября

 ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН 15 апреля по 31 октября

ПРИБАЙКАЛЬЕ 15 апреля по 31 октября

ЗАБАЙКАЛЬЕ 15 апреля по 31 октября

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ 15 мая по 30 сентября

 ДАЛЬНИЙ ВОСТОК 15 мая по 30 сентября

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА ВЫБОР НАЧАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Сбор информации

Выбрав район, выбрав реку вы собственно приступаете к планированию маршрута. Первое, что вам необходимо оценить это время которое вы можете затратить на прохождение. Далее подходы к  точке начала сплава.

Вполне возможно, что хороший интересный маршрут просто не доступен по той простой причине, что подходы съедят все ваше время из-за своей протяженности. Потом вам придется оценить сложность подходов. Например если заходить на Китой стандартным пешим путем от Ниловой пустыни придется преодолевать один перевал 1А и один 1Б, в принципе для команды которая идет на шесть это не должно бы быть непреодолимым препятствием, но скажем в той команде которой мы ходили туда было всего двое кто был на горных маршрутах. Поэтому когда я рассматривал этот вариант я был вынужден закладывать на пешку вдвое больше, чем команда в которой ходил Белокуров. Мы в конечном счете выбрали вариант с доездом до места начала сплава, а пешка так и осталась в  моих черновиках.

Следующий момент, который к сожалению в наше время становится определяющим, это цена похода. Оценить на начальном этапе эту величину довольно просто: в сегодняшних ценах это так – кладете 12 – 13 тысяч на день маршрута, 15 – 20 на день дороги плюс транспортные расходы. Такой оценки на этом этапе более чем достаточно.

Далее вам  необходимо оценить время которое вы затратите на прохождение водной части здесь  определяющими будут протяженность (километраж) и плотность препятствий. Кроме того большое влияние оказывает скорость течения: например, Катунь от Тюнгура идется совершенно спокойно километров по восемьдесят - девяносто в день, а ниже Урсула хорошо если вы вытяните полтинник, да и то пахать вам и пахать.

Возникает законный вопрос - где брать информацию? Первый предварительный источник это карта. В идеале на этом этапе вам нужна пятикилометровка. На десятке просто ничего не видно на более подробных в этих же подробностях можно и утонуть. После того как вы собрали предварительную информацию, неплохо бы познакомиться с отчетами по этой речке, если нет отчетов по той реке куда собрались вы то нужно посмотреть речки которые бегут рядом, сходство рек  может оказаться весьма существенным.  Только после того как вы начали представлять места куда собрались можно приступать к разговорам с теми кто там уже был.

Сложность здесь состоит в том, что человеческая память не совершенна и если вы начинаете разговор с нуля, не имея ничего за душой, то вы не сможете оценить достоверность вам рассказанного, не сможете правильно сформулировать вопросы, а соответственно получите ответы доверять которым весьма сложно.

В качестве примера достоверности информации можно привести мой последний поход на Хара-Мурин. Мнения о сложности этого, казалось бы хоженого - перехоженного маршрута, расходились от проще некуда до “ круче Сумульты”. Собственно мне стало понятно это расхождение только после того, как я сам там побывал. По классификатору с обносом “Каменного города” это чистая четверка. Сам маршрут, по моим оценкам, хотя до пятерки и не дотягивает, но в общем-то не много. Вот и получается, что команда которая готовилась на обычную четверку (вполне возможно только что  после тройки, да еще карельской) попадают на почти пять... Впечатлений, обносов и прочих радостей за глаза. Другая команда наслушавшись этих сказок собралась туда как на полноценную пять (возможно, что часто в таких случаях и бывает, большая часть команды прошла уже пятерку и не одну)... Как оценит эту реку эта команда тоже понятно.

И если у вас нет своего, предварительного, мнения поговорив там, поговорив тут, вы останетесь в полном недоумении. Причем я не могу сказать, что эта ситуация такая уж редкая. Вывод из этого может быть следующий: Беседовать лучше всего с руководителями, за неимением таковых с теми кто шел по реке лоцманом, если нет и таких то с народом опыт которого как можно больше, может они чего путного скажут, ну, а потом с теми кто был просто участником.

Первоначальное планирование

Теперь, после того как вы побеседовали со всеми, собрали лоции, запаслись картами можно собственно приступать к планированию вашего маршрута. Ваша первая задача на этом этапе определить предполагаемое время которое необходимо затратить на преодоление вашего маршрута. Сложность здесь состоит в том, что вы пока можете ориентироваться на какую-то идеальную группу, которую вы хотите собрать, плюс опыт тех о которых у вас есть информация.   Но это дает вам возможность набрать ту предварительную информацию которую вы будете использовать при определении стратегии вашего прохождения. Первоначальное планирование уже просто невозможно разорвать с определением вашей стратегии.

 

Выбор стратегии

Вопрос в общем-то основной, что считать стратегией? К стратегии относятся все решения которые устанавливают основные пути решения задач поставленных перед данным походом. То есть вам необходимо определиться чего же вы хотите от этого похода?

Вопросы видимо стоит сформулировать в следующем порядке:

Ответы на эти вопросы и будут определять вашу стратегию. Все они взаимосвязаны и невозможно изменить один чтобы не пришлось менять другой. Предположим вы выбрали маршрут по Оне. Я специально беру маршрут хорошо известный пусть с небольшой но пешкой.  Маршрут в нормальном, среднем режиме проходится за пять – шесть дней. Для начала предположим, что вы решили идти его в отдыхаловку, то есть без напряга в развалку с рыбалкой баней и так далее и тому подобное. Раз так значит к среднему графику вам придется прибавить пару дней. Совершенно тупо это добавляет вам по 1.6 кг на нос (я считаю что среднее питание 800 г в день на человека). Далее, отдых исходно предполагает несколько повышенное питание (прибавку дают деликатесы ), это еще по 50 г в день 50х9=450г/нос. Плюс к тому практически все возьмут по кило неучтенки, итого плюс три кг на нос и это на очень коротком маршруте, не считая дня, как минимум запаса на плохую погоду. Все это к тому, что если у вас в команде не супермены за традиционных полтора дня вы заведомо не дойдете, будете идти дня два с половиной, а то и три. Дальше после тяжелой пешки ленивое строительство, потеря еще одного дня, здесь уже как правило вне графика. В результате на прохождение у вас вылезло пять дней сверху, и это не фантастика именно так и ходит Европа. Когда мы ходили на Ону в 90 году для ускорения мы двоих отправили вперед и они были на месте в тот же день,  мы были на следующий к обеду, а там же стояла группа из Прибалтики которая то же расстояние шла почти неделю!

Мы прошли весь маршрут за четыре дня, правда с экономив день на том, что прогонный участок проехали на КаМАЗе, Можно ли пройти его было быстрее?  Думаю да. Если бы у нас была более сильная команда можно было бы закладывать вместо четырех дней три на сплав, строительство, при соответствующей подготовке, даже с рубкой, можно сократить до одного дня, ужав рацион до грамм шестисот, а с учетом непродолжительности маршрута, и до 500 г/день, ужав веса на одежде,  можно было бы всей группе дойти до места строительства в тот же день, выигрыш еще полдня, получаем: можно пройти все за 4,5 дня от поезда до поезда, можно сбросить еще день за счет проезда прогонного участка от Большого Она. Итого конечный результат: в зависимости от выбранной стратегии один и тот же маршрут может быть пройден за 3,5 дня и за три недели!

Главное состоит в том, что  и тот и другой вариант имеют право на существование, и самое главное, что и то и другое прохождение могут наполниться самыми незабываемыми впечатлениями и кайфом, а может быть отравлено напрочь.

Планирование

 

И так вы собрали информацию, определились со стратегией, теперь собственно началось планирование. Здесь, пока, вам не надо определять все очень точно, не зная команды это просто не возможно, ваша задача на этом этапе состоит в том что:

просчитать в какую сумму и сроки обойдется дорога (туда и обратно);

сколько ходовых часов (именно ходовых часов, так как все остальные цифры пока вам определить не удастся) вам обойдется пешка;

как быстро вы предполагаете построиться;

сколько у вас препятствий, которые вам необходимо разведать (на каждую полноценную разведку необходимо положись не меньше 30 – 40 минут);

сколько препятствий вам придется страховать (на прохождение каждой машины 40 минут не меньше, а если порог протяженный, например “Шабаш” то можно спокойно положить час;

Только посчитав это все вы можете прикинуть рабочий день: если поход спортивный то можно закладывать, в зависимости от длительности светового дня,  8 – 10 часов, если же вы планируете сугубо отдыхать то не стоит закладывать больше 4 – 6.

Поделив  ваши рабочие часы на длительность дня вы получите сколько дней вам надо на прохождение. Теперь вы можете оценить сколько вам надо еды и какой. Отдельно стоит остановиться на питание в походе. Конечно раскладка на питание в походе это работа завхоза, как мы поговорим позже распределение ролей вещь совершенно необходимая, но закладывать нормы и основные ориентиры необходимо руководителю. А для этого руководитель должен хорошо представлять,  как это потом будет делать завхоз. То есть  в ваших планах это должно звучать приблизительно так: “Я хочу заложить 650 (700, 800, 300) г/день на человека”, но при этом вы должны знать за счет чего вы собираетесь сокращать или наращивать рацион. О определении рациона более подробно мы опять же будем говорить позже.

Здесь начинается следующий интересный момент: стыковка сроков в которые вам бы хотелось уложиться, желаемым весом мешков, темпов движения и возможностями предполагаемой команды. После всех этих расчетов придется в получившийся план вставить запасные дни и дневки. Причем, чем менее напряженный график тем менее желательно их объединять. Все опять же упирается в психологию: народ который пошел отдыхать не склонен к замене выходных дней на рабочие. Но следующий момент, если поход даже очень спортивный, но длительный (больше 12 дней дневки все-таки необходимы хотя бы затем чтобы было время сделать текущие ремонты иначе вы рискуете потерять дни на большие внеплановые ремонты)

Теперь вы наконец в последний раз, на предварительном этапе, решаете задачку о волке, козе и капусте. На этом этапе вам вряд ли удастся спланировать маршрут очень подробно, за исключением того случая, если вы уже знаете свою команду, знаете их намерения, их настрой. Это собственно те самые вещи которые будут определять окончательный выбор маршрута, стратегию прохождения.

Hosted by uCoz