Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Правила организации переправ

Переправа шеренгой

(ранее этот способ, как и способ переправы кругом, назывался таджикским, позже - стенкой), несмотря на сложность обеспечения безопасности ее участников, является весьма эффективным способом преодоления вод-нон преграды. Ее организуют там, где возможность переправы одного человека ставится под серьезное сомнение (например, глубина реки доходит до пояса, а скорость течения - 3 м/с). Для осуществления этого способа требуется определенная подготовленность туристов, наличие у них опыта предшествующих переправ вброд, в которых они уже испытали характер воздействия серьезного потока на человека, а также необходимое количество веревок.

Для переправы первых туристов назначают наиболее крупных, физически здоровых участников. Следует иметь в виду крайне неодинаковую силу (как ни при каком другом способе переправы вброд) воздействия потока на переправляющихся шеренгой туристов в зависимости от места их взаимного расположения вдоль течения реки. Здесь почти всю тяжесть нагрузки принимает на себя идущий выше по течению - он, рассекая поток, выполняет роль своеобразного волнореза. Поток обтекает его, образуя за туристом зону, в которой обтекающие струи, встречаясь друг с другом, сталкиваются и завихряются. Скорость течения воды в этой зоне значительно падает. Здесь и находятся остальные участники шеренги. Турист располагается выше всех по течению, боком к потоку, лицом к противоположному берегу. Остальные два, реже три туриста становятся рядом с ним в одну шеренгу вдоль берега ниже по течению. Переправу первых проводят без рюкзаков, они будут доставлены другими участниками после установки перил. Страховку каждого туриста осуществляют одной веревкой, прикрепляемой на груди петлей проводника к карабину страховочного пояса. Положив руки на плечи друг друга, шеренга участников передвигается через реку мелкими шагами, слегка волоча ноги по дну, ощупывая ими камни и внимательно выбирая место твердой опоры.

Учитывая, что основную нагрузку от потока испытывает идущий выше по течению, остальные должны плечами подпирать его при прохождении участков с наиболее сильным течением (рис. 15). Здесь важны коллективные действия, а не просто самостоятельное движение туриста в рамках небольшого коллектива. К сожалению, иногда бывает так, что ниже расположенные туристы, идущие в относительно спокойной зоне потока, образуемой выше идущим, не испытывая большой нагрузки


Рис. 15. Переправа вброд шеренгой:
1 - правильное положение участников переправы. Сила воздействия потока на шеренгу минимальная; II - последний участник вышел из шеренги вперед. Сила воздействия потока на шеренгу резко увеличилась

и не представляя себе истинной силы потока, считая, что ничего сложного тут нет, выходят из шеренги вперед, обгоняя, а не поддерживая верхнего. Но как только подобный турист покидает зону относительного спокойствия, он тут же попадает под сильный напор воды. Не подготовленный к такому обороту, не в силах противостоять потоку, турист теряет равновесие, его начинает сносить. При этом не только прекращается "подпирание" туристами идущего выше, но и наоборот, сносимый потоком участник, цепляясь за своих товарищей., в том числе и за верхнего, стягивает их вниз по течению. Переправляющиеся вынуждены теперь переключать свои действия и внимание на удержание падающего туриста. В такой тяжелый момент у выше идущего не всегда могут найтись силы устоять при резко возросшей нагрузке. Все это может привести к распаду шеренги, вследствие чего все ее участники окажутся в воде. Поэтому основное требование к ниже идущим участникам - не выбегать вперед, не отставать, строго выдерживать положение шеренги параллельно оси потока, ни в коем случае не увеличивать "поперечное сечение" переправляющейся подгруппы. Кроме того, средний участник не должен виснуть на плечах у товарищей.

Когда один из участников переправы или вся шеренга сбиты потоком, порядок действий страхующих аналогичен порядку, указанному выше при переправе двойкой. Естественно, что одновременная работа трех страхующих на маленьком участке резко усложняется, возможность переплетения страховочных веревок повышается.

В случае сноса в воду троих туристов во избежание запутывания веревок нужно сразу же подтягивать к берегу туриста, оказавшегося выше всех. Даже при попадании в струю более быстрого течения (когда он будет обгонять вниз по течению других плывущих), его веревка пройдет под их веревками и не запутается. Если среди плывущих сохраняется спокойствие, отсутствует паника, то после небольшой выдержки надо подтягивать второго, а еще после паузы - и самого нижнего по течению. Все это время каждый страхующий сопровождает вдоль берега "своего" плывущего напарника так, чтобы они находились на линии, перпендикулярной течению реки, а расстояние между страхующим и плывущим было минимальным. При возникновении критической обстановки на воде следует без промедления и быстро вытягивать всех снесенных из воды.

После успешной переправы первые туристы закрепляют на противоположном берегу перила, по которым пройдет переправа остальных участников.

Кроме сказанного, переправу вброд шеренгой применяют в случае, если группа, располагая только одной веревкой, поставлена перед необходимостью преодолеть средний по трудности поток, ширина которого превышает длину этой веревки. Подобные ситуации иногда возникают при пеших походах I-III к. с. Здесь группа вынуждена переправляться без страховки. В отличие от способа переправы шеренгой с веревочной страховкой туристы должны учитывать следующие особенности.

Поскольку при сложившихся обстоятельствах натяжение перил не предусматривается, туристы переправляются с рюкзаками. Когда уровень воды достаточно высокий - почти до пояса, для устранения намокания вещей и продуктов следует подтянуть лямки рюкзака и переложить наверх все вещи, закрепленные ранее под его днищем; все острые и колющие предметы убрать в середину рюкзака. Затем рюкзак хорошо затягивают, чтобы ничего не болталось и не выпало в случае сноса туриста потоком. Важно следить за тем, чтобы при укорачивании лямок и перекладывании вещей он плотно прилегал к спине, не создавал опрокидывающего момента.

Начиная движение, туристы кладут руки не просто на плечи друг Другу, но и берутся за дальние от себя лямки рюкзаков рядом стоящих товарищей. Этот захват более прочный.

Так как в данном случае все участники похода, в том числе и слабые, должны переправляться одним и тем же способом - шеренгой по 3-4 человека в каждой подгруппе, то наиболее слабых необходимо равномерно распределить по подгруппам. В шеренге слабых участников ставят крайними вниз по течению (но не в середину) с тем, чтобы не снижать эффективности подпора выше идущего и не отвлекать его внимания на подстраховку слабого, если он будет идти непосредственно рядом с ним.

Существует еще одна разновидность переправы шеренгой, обеспечивающая достаточно надежную страховку: укороченная шеренга с одной общей веревкой. Непосредственно в переправе участвуют два туриста. Переправа осуществляется без рюкзаков. Один конец веревки закрепляют выше по течению за камень, дерево и т. п. Страхующие - 2-3 человека - располагаются в 10-15 м ниже по течению и удерживают данную веревку в слегка натянутом состоянии. Остальную часть веревки свободными кольцами раскладывают на земле, а самый ее конец закрепляют.

Переправляющиеся, стоя рядом на середине между камнем и страхующими, прикрепляют веревку к карабинам на груди, берут за плечи друг друга и входят в воду. Страхующие выбирают возможную слабину веревки, обеспечивая ее достаточное натяжение. При дальнейшем движении двойки страхующие плавно и по мере необходимости выдают веревку и постепенно отходят от линии переправы вниз по берегу так, чтобы угол между первой и второй частями веревки все время составлял 45-60° (рис. 16).


Рис. 16. Переправа укороченной шеренгой с одной общей веревкой:
А - направление движения переправляющихся; Б - направление передвижения страхующих

Первый переправляющийся, расположенный выше по течению, наклоняясь в сторону течения, грудью нажимает на веревку, что служит ему дополнительной точкой опоры, и одновременно плавно двигается вперед. Второй участник, подпирая первого плечом при прохождении участков с сильным течением, свободной рукой обеспечивает своевременное и необходимое для действий первого поступление оставшейся части веревки. Один из страхующих внимательно следит за действиями и сигналами второго участника и выдает или прекращает выдачу веревки.

В случае сноса двойки первый участник будет сразу же прижат течением ко второму, что практически лишит их возможности самостоятельных действий. Поэтому главная задача страхующих - немедленно начать быстрое и плавное (так, что бы у голов упавших не создавать буруны и брызги) подтаскивание двойки к берегу по траектории маятника, для чего страхующим возможно придется несколько сдвинуться вниз по течению.

Подобный способ переправы требует наличия у группы длинной веревки. Так, для преодоления 20-метрового потока (с учетом необходимости закрепления веревки на берегу) требуется 60-метровый конец веревки. Узлы, получающиеся при связке двух, более коротких веревок, здесь крайне нежелательны.

Но бывает и так, что ширина реки, характер противоположного берега не позволяют группе закрепить веревку на этом берегу с помощью "кошек", ледоруба и других предметов. В такой ситуации группа становится перед выбором: либо искать новое, более подходящее место для переправы через реку, либо искать в ближайшем населенном пункте караванщика с лошадьми, хорошо знающего местные броды, либо, наконец (за исключением случая, когда группа вообще отказывается от запланированной маршрутом переправы через данную реку и меняет трассу похода да этом участке), выслать с облегченными рюкзаками вверх по течению реки не менее трех наиболее опытных и сильных туристов (возможно, что с ними пойдет и руководитель группы), задача которых - переправиться через реку в первом же удобном и безопасном месте или подняться к ее ледовым истокам и переправиться на противоположный берег по камням, снежным (лавинным) мостам, языку ледника. Затем эти разведчики спускаются по противоположному берегу до уровня, где находится остальная часть группы с тем, чтобы совместными усилиями обеих подгрупп организовать установку перил, а затем - переправу оставшихся участников.

Конечно, такое хождение отнимает очень много времени, поэтому туристы должны хорошо продумать, отвечает ли данный выход количеству дней, отпущенных на маршрут, не собьет ли группу подобная разведка переправы с утвержденного МКК графика движения. Необходимо учесть и пригодность берегов реки для движения разведчиков: скальные прижимы, каньоны, притоки, впадающие в основную для данных туристов реку с окружающих склонов. Поэтому, если характер берегов в верхней части реки малоизвестен и есть предположения, что они труднопроходимые, а до истоков реки, где, как правило, всегда есть условия для переправы на противоположный берег - далеко, от решения послать участников похода вверх по реке лучше воздержаться и искать другой выход из положения, даже если придется существенно изменить первоначальные планы похода (с учетом последующей оценки данного решения со стороны МКК, рассматривавшей данный маршрут).

Закрепление перил
имеет важное значение для обеспечения переправы основного числа участников похода. Их надежность - первостепенное условие успешной переправы. Крепление перильной (основной) веревки осуществляют одним из следующих способов.

За камни.
При наличии на противоположном берегу вблизи от воды на продолжении линии трассы переправы крупных камней (диаметром около 1 м) перильную веревку с помощью соответствующей по размеру петли проводника закрепляют за один из них. С дальней от реки стороны камень должен иметь такую форму, чтобы веревка при натяжении не соскользнула с него. Кроме того, предварительно нужно прикинуть: не сорвется ли в воду выбранный для закрепления перил камень при натяжении веревки. В связи с этим особенно осторожно следует выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега.

Допускается использовать камень средней величины, необтекаемой формы, с резко выраженными гранями. Желательно, чтобы его нижняя часть сидела относительно глубоко в земле, Тогда, не выворачивая камень из грунта, вокруг него закладывают петлю проводника и обкладывают другими камнями (20-25 штук), по возможности большого размера. Если частично вросшего в землю камня нет, все они лежат на поверхности земли, то здесь возникает опасность, что при нагрузке петля проскочит под камнем. Поэтому выбирают наибольший из камней, у которого на одной из сторон есть плоская грань. Камень кладут на выбранное место (не ближе 5-6 м от воды) так, чтобы плоская грань находилась в дальней от воды стороне, перпендикулярно трассе переправы. Затем на камень надевают петлю проводника. С дальней от реки стороны ее несколько оттягивают от плоской грани так, чтобы между камнем и веревкой (ниже древка ледоруба) вошла его лопаточка. Затем лопаточку утапливают в землю; клюв ледоруба вплотную прилегает к грани камня, древко направлено вдаль от воды по линии предстоящего натяжения веревки. Затем ледоруб и камень-основу обкладывают со всех сторон, особенно со стороны реки, другими, по возможности, крупными камнями.

Особое внимание здесь надо уделить следующим моментам:
положению веревки (петли проводника) относительно древка ледоруба. Если петля находится на лопаточке ледоруба (ниже древка), то при натяжении веревки создается момент, притягивающий древко к земле. В этом случае закрепление веревки прочное. Если петля находится на клюве ледоруба (выше древка), то при натяжении веревки создается момент, опрокидывающий ледоруб от земли, способствующий сдвигу основного камня в сторону реки и срыву веревки с клюва ледоруба и камня (РИС. 17);


Рис. 17. Закрепление перильной веревки за камни средней величины с помощью ледоруба: I - правильно; II - неправильно. А - камень; Б - перильная веревка; В - ледоруб; Р1 - направление момента сил, притягивающих древко ледоруба к земле; P2 - направление момента сил, отталкивающих древко ледоруба от земли

утапливание в землю не лопаточки, а клюва ледоруба может привести к тому, что при большом натяжении веревки и недостаточно прочном закреплении камня тонкий клюв, как нож, прорежет верхний слой земли, сдвинет камень-опору с места, и тогда крепление перил выйдет из строя.

Однако, туристы нередко сталкиваются с обстановкой, когда противоположный берег - россыпь относительно мелких камней. Здесь крепление перильной веревки осуществляется с помощью нескольких (не менее 6) 1,5-метровых палок-шестов, диаметром не менее 35-40 мм в нижней их части. Сначала связывают верхние концы трех палок. Нижние концы раздвигают треугольником со стороной также не менее 1,5 м. Две палки - дальние от воды, ставят перпендикулярно трассе переправы, третью - ближе к воде. Затем их утапливают в грунт на 5-10 см. К основанию связанных палок, ближе к земле и вдоль нее привязывают поперек другие три палки. Петлю проводника накидывают на две задние опоры (мимо ближней к реке): внутри пирамиды - снизу поперечных палок, с внешней (дальней от реки) стороны - сверху этих палок. Подобное крепление создает момент, притягивающий дальнее от воды основание пирамиды к земле, т. е. обеспечивает более прочное сцепление палок с грунтом, что и требуется в данном случае. Если петлю накидывают только сверху поперечных палок, то при натяжении она соскользнет по двум задним опорам вверх, и пирамида будет опрокинута. Полученную конструкцию засыпают камнями (рис. 18).


Рис. 18. Закрепление перильной веревки с помощью альпенштоков на берегу с мелкими камнями: А - конструкция стойки из альпенштоков; Б - перильная веревка

Крепление перильной веревки за вершину палочной пирамиды, как это рекомендовалось ранее туристскими справочниками, - ошибочно. Здесь достаточно даже небольшого натяжения веревки, чтобы пирамида развалилась.

В зоне высокогорья указанные палки-шесты найти практически невозможно. Поэтому этот давно известный способ закрепления перильной веревки, базировавшийся на применении в качестве палок-шестов альпенштоков, давно снятых с производства, практически не применяется в настоящее время. Использование ледорубов, а тем более айсбайлей, которые значительно короче альпенштоков, не обеспечивает из-за своей малой базы (длина древка ледоруба в среднем около 80 см) необходимую устойчивость пирамиды под нагрузкой. Возможный выход (если заранее известно, что крупные или хотя бы средние камни на противоположном берегу в месте предполагаемой переправы отсутствуют) - заблаговременно заготовить палки-шесты в зоне леса еще до подхода к высокогорью.

За деревья.
Одиночные деревья, за которые закрепляют перила, должны иметь диаметр ствола в нижней своей части не менее 12-15 см, а также хорошо развитую и укрепленную в грунте корневую систему. Чем тоньше дерево, тем ближе к его корням закрепляют веревку. Расположенное недалеко от воды удобно по отношению к трассе переправы, но не внушающее доверия слабое дерево желательно усилить, привязав его этой же перильной (если позволяет ее длина) или какой-либо другой веревкой еще к одному соседнему дереву (группе средних деревьев, кустов или камней), расположенному дальше от реки, но в направлении продолжения трассы переправы.

Если на противоположном берегу, кроме молодой поросли, ничего другого подходящего для закрепления веревки нет, можно использовать группу из нескольких наиболее крепких молодых деревьев, расположенных как можно ближе друг к другу,


Рис. 19. Закрепление перильной веревки за мелкие деревья или кустарник; I - неправильно; II - правильно

на удалении 3-7 мот воды, близко к продолжению линии трассы переправы. При наведении общей петли закрепления конец перильной веревки обматывают свободным (не завязанным) только одним кольцом вокруг каждого из входящих в указанную группу деревьев (рис. 19). Это предотвратит соскальзывание веревки с деревьев при нагружении перил, так как распределение общей нагрузки на каждое из них будет равномерным. Если же группа молодых деревьев охвачена одной общей петлей без индивидуальных колец, то в момент нагрузки перил основное усилие падает сначала на самое дальнее от воды дерево, чего оно выдержать не может. Затем такая же участь ожидает следующее по отдаленности дерево и т. д. Если нагрузка на первое дерево возрастает относительно постепенно, то на второе (после срыва веревки с первого) - рывком, что тем более приведет к выводу переправы из строя.

За кусты.
Выбирают группу из 3-5 наиболее крупных и ветвистых кустов. Их расположение относительно друг друга, а также по отношению к трассе переправы, способ охвата перильной веревкой точно такие же, как и группы молодых деревьев.

Возможно также закрепление перильной веревки и за другие предметы, например, за вынесенное на берег в среднем течении реки упавшее выше по течению дерево.

Любой из рассмотренных выше способов крепления перильной веревки следует испытать на прочность. Для этого, после сигнала об окончании подготовительных работ, один, лучше два туриста с исходного берега плавно натягивают веревку до максимального усилия. Если все нормально, они производят 2-3 рывка веревкой. Таким образом перила готовят к переправе остальных участников похода.

При отсутствии на противоположном берегу вышеперечисленных предметов или гарантии прочности закрепления веревки, например, за тонкие деревья или кусты, первые переправившиеся туристы организуют крепление перил через себя.

Если на противоположный берег вышел один участник, то наиболее эффективным для него способом является крепление веревки через поясницу в положении сидя. Конец перильной веревки надо держать так же, как и при способе страховки через поясницу. Использовав этот способ, турист испытывает значительно меньшую нагрузку на руки и ноги, чем закрепляя веревку через плечо, что очень важно во время непрерывного длительного (время переправы следующего туриста даже по готовым перилам в зависимости от ширины реки и скорости потока может затянуться до 5-7 мин.) статического напряжения. Целесообразно на поясницу первого туриста положить под веревку какую-либо смягчающую дополнительную прокладку. Необходимо помнить, что турист, вышедший на противоположный берег первым, не имеет рюкзака, поэтому комплект его одежды - минимальный, да и тот, как правило, полностью намок во время переправы. Чтобы избежать сильных и болезненных рывков веревки по пояснице первого участника, второму не следует торопиться на переправе, резко перехватывать перила руками, тем более на простых участках. Нужно идти спокойно, стараться как можно меньше менять нагрузку на веревку.

Если на противоположный берег вышла двойка, а тем более тройка туристов, то, возможно, что эти туристы смогут обеспечить уверенное крепление веревки через себя. Главное - оценить характер воздействия потока и свои силы. Здесь, как правило, применяют способ крепления веревки через плечо друг друга последовательно.

Осуществив выход переправляющегося на противоположный берег, руководитель группы должен сразу начать подготовку к переправе очередного участника, чтобы в момент закрепления перильной основной веревки и успешных испытаний перил на прочность второй турист был готов немедленно начать движение через реку. В случае, если первый турист организовал крепление веревки через себя, всякая задержка с выходом очередного переправляющегося чревата тем, что в ненастную погоду мокрый Турист, обеспечивая закрепление перил и не имея возможности двигаться, постепенно замерзает; качество крепления (удержания) им перильной веревки, внимание к действиям второго туриста снизятся, а следовательно уменьшится и безопасность переправы.

Закрепляя перила через плечо, помимо указанного выше увеличения нагрузки, турист с большей вероятностью, чем при креплении через поясницу сидя, может быть сдернут с места во время сильного неожиданного рывка веревки из-за падения второго переправляющегося и будет сбит потоком.

Делать на конце большую петлю проводника и надевать ее через голову на поясницу - грубая ошибка, так как в момент очень сильного неожиданного рывка веревки из-за падения второго туриста первый может быть сдернут в воду. Тут же он с одетой на поясницу основной веревкой будет подтянут потоком ко второму участнику, прикрепленному к этой же веревке. Перед страхующими на исходном берегу встает трудная задача: подтянуть к берегу двух прижатых потоком друг к другу человек. Но если у второго веревка закреплена на груди, что позволяет ему держать голову над водой и дышать, то у первого основная веревка находится на пояснице, придавая ему неустойчивое, неуправляемое положение в потоке, он при вытаскивании может быть затянута воду вниз головой. Даже если туристы будут подтянуты к берегу без осложнений для своего здоровья, вся, казалось бы законченная работа группы по наведению переправы будет аннулирована, так как на том берегу никого не осталось.

Если же первый турист будет держать веревку руками, а не через петлю на пояснице, то при слишком сильном рывке, когда основная веревка будет вырвана из его рук, ничего страшного не случится. Второго туриста вспомогательной веревкой подтянут к исходному берегу. С помощью этой же веревки (конец которой закреплен на груди первого туриста) на противоположный берег будет снова передана основная перильная веревка. Итак, после небольшого перерыва работа по наведению переправы будет продолжена.

Безопасность переправы первых туристов обеспечивается страховкой вспомогательными веревками. Поэтому, по окончании их переправы на противоположном берегу оказывается несколько концов веревок. Еще до начала переправы руководитель должен решить: какая из этих веревок на каком берегу остается. Как правило, все они (за исключением одной, наиболее длинной) передаются на противоположный берег, т. е. их концы отпускают с исходного берега, а сами веревки перетягиваются первыми туристами к себе. С одной из них передается и конец основной веревки, которая теперь будет служить перилами.

Но одна вспомогательная веревка должна соединять оба берега. Один ее конец прочно закрепляют на исходном берегу (за камень, дерево и т. д.), второй - через карабин на страховочном поясе переправляющегося. Петлю проводника нельзя вынимать из карабина до тех пор, пока не будет закреплена основная веревка и успешно закончены испытания перил на прочность.

После установки перил всю свободную часть указанной вспомогательной веревки (с учетом сохранения у первых туристов конца длиной около 10 м) вытягивают на исходный берег. Здесь на расстоянии 1-2 м от воды на веревке делают петлю проводника, которую с помощью карабина пристегивают к перильной веревке. После этого проверяют: хватит ли у оставшейся на исходном берегу веревки длины, чтобы узел с карабином при перетягивании указанной веревки на противоположный берег зашел там на сушу на 1-2 м от воды. Если эта часть веревки коротка, ее надвязывают. В дальнейшем данная веревка будет использована как страховочная для вытягивания сбитого потоком переправляющегося по перилам туриста к ближайшему берегу. Кроме того, ее в случае необходимости можно использовать и для перетягивания на другой берег рюкзаков, ледорубов и т. п.

Дополнительная страховка

Во время проведения учебно-тренировочных походов участников семинаров по подготовке руководителей путешествий, инструкторов, экспедиционных походов, в которых принимают участие большие группы - более 20 участников, необходимо обеспечить дополнительную страховку - выставить спасательный пост.

Обычные туристские группы, не располагая, как правило, необходимыми силами и средствами, подобный пост организуют только в самых крайних случаях: для обеспечения безопасности-переправы первых туристов в особо трудных условиях; задача проста - перехватить и извлечь из воды туриста, сбитого с ног потоком.

Спасательный пост состоит из 3-4 наиболее сильных, рослых и хладнокровных туристов, умеющих принимать правильные решения в сложной и быстро меняющейся обстановке. Пост размещают в 20-25 м от трассы переправы группы ниже по течению. Такое расстояние в зависимости от скорости течения потока будет пройдено сбитым течением туристом за 4-10 с. Этого времени вполне достаточно, чтобы турист пришел в себя после первого испуга и чтобы спасатели успели предпринять все необходимые меры для его спасения.

Перед тем, как окончательно установить пост, выделенные спасатели вместе с руководителем группы определяют участок, а возможно и два-три участка предполагаемого движения туриста в воде после срыва. Для этого от места переправы в поток на разном удалении от берега забрасывают различные предметы и на расстоянии до 30 м вниз по течению наблюдают, на каком участке потока (по ширине реки) они будут сосредотачиваться. Этот участок в створе расположения спасательного пункта и будет являться основной зоной его деятельности. Обычно определение этого участка совмещают с измерением скорости течения потока при выборе места переправы.

Определив зону своей основной деятельности, спасатели проверяют реальность оказания помощи на этом участке потока, для чего один из них на страховке выходит к зоне возможного сноса упавшего туриста. Если спасателя поток сносит, нужна изменить на 3-5 м в ту или иную сторону место установки поста и вновь проверить реальность оказания помощи. Но бывает и так, что попытки подхода к зоне возможного прохождения сбитого потоком туриста оказываются безуспешными, хотя выбранное место для переправы всей группы наиболее целесообразное. Тогда организация спасательного поста отменяется. Руководитель группы должен еще раз оценить безопасность переправы и выбранный способ, наметить все меры, гарантирующие обеспечение безусловной надежности страховки в случае возможного срыва.

Если же будет установлено, что пост сумеет оказать реальную помощь, то в створе реки в районе его расположения на высоте 10-12 см над водой натягивают веревку (на противоположном берегу веревку закрепляют либо "кошкой", ледорубом, либо с помощью переправившегося первого участника). Эта веревка предназначена для того, чтобы турист, сбитый потоком, хотя бы на непродолжительное время смог самостоятельно задержаться на ней, что значительно облегчит работу спасателей. Заранее привязанные к веревке яркие ленточки позволят на фоне бурного потока и камней быстрее обнаружить ее в вероятной зоне встречи с плывущим туристом.

Необходимо четко распределить функции спасателей: один в случае срыва переправляющегося туриста быстро входит в поток и работает в воде, остальные стахуют его. При относительно большом удалении от берега зоны возможного прохождения плывущего туриста допускается организация поочередного для всех спасателей кратковременного (учитывая низкую температуру воды) дежурства непосредственно в потоке. Перед входом в воду спасатель должен хорошо согреться с помощью энергичных движений или бега. Длительное пребывание спасателя в воде нежелательно, так как это приводит к его замерзанию и утрате способности оказывать действенную помощь сбитому потоком туристу. Дежурство в воде не должно превышать 3-4 минут, что практически соответствует времени переправы по перилам одного человека. Закончив дежурство и выйдя из воды, спасатель должен снять (если погода холодная и ветреная) мокрые вещи, надеть сухие и прогреться. С началом переправы очередного туриста на дежурство в воду выходит второй спасатель и т. д.

После организации поста руководитель группы еще раз напоминает всем участникам похода правила преодоления реки, связанные с конкретно выбранным способом переправы вброд. Затем он подводит группу к месту расположения спасательного поста и показывает вероятную зону прохождения сбитого потоком туриста, расположение натянутой веревки, местонахождение спасателей в момент перехвата и ориентиры (с точки зрения плывущего туриста) этого места, а также объясняет действия туриста, сбитого потоком. Затем после подготовки спасателей участники похода по команде руководителя группы в указанном порядке начинают движение через реку.

Переправа группы вброд по перилам

Очередность переправы.

Приступая непосредственно к переправе вброд по подготовленным перилам оставшихся на исходном берегу участников, руководитель группы прежде всего определяет очередность переправы каждого из них и учитывает следующие обстоятельства:

  • первые переправившиеся на противоположный берег туристы могут определить точку закрепления перил несколько в стороне от места их выхода на этот берег;

  • в результате недостаточно сильного натяжения перильной основной веревки при выборе ее слабины переправляющийся турист отклоняется от линии натянутых без нагрузки перил на несколько метров.

Таким образом трасса движения по перилам (перильная трасса) хотя и проходит почти параллельно трассе переправы первых туристов, но отклонение от нее может достигать 8-10 м. Это означает, что первый переправляющийся по перилам будет идти фактически по новому, еще не проверенному пути (но в условиях обеспечения необходимой безопасности). В связи с этим назначенный участник должен быть достаточно опытным, способным' продемонстрировать правильную технику переправы для других туристов, прокомментировать (в пределах слышимости) по ходу движения состояние дна и характер потока. Если на перильной трассе встретятся какие-либо сложные участки, вторым по перилам должен переправляться также опытный участник, задача которого - попытаться (насколько позволит удалиться от первого варианта перильной трассы натяжение перил) пройти эти сложные участки несколько другим, возможно более легким путем.

Руководитель, определив, какой из вариантов трассы легче, выпускает на переправу наиболее слабых участников.

После того, как на противоположный берег переберется большая часть группы, в том числе все без исключения слабые участники, переправляется руководитель. Предварительно на исходном берегу он еще раз напоминает очередность переправы остальных и проводит инструктаж о действиях последних. Самое главное - определить последнего. Им должен быть наиболее сильный и достаточно смелый турист - ведь он переправляется без перил.

При определении очередности переправы руководитель должен иметь в виду и возможную необходимость повторной переправы нескольких участников для переноски через поток рюкзаков первых и последнего туристов, т. е. тех, которым выпала самая сложная задача - переправа через поток без перил. Как правило, подобную операцию осуществляют, когда на исходном берегу осталось не менее трех туристов (для страховки, а также возможной помощи в подноске и надевании рюкзаков повторно переправившимся туристам), а сам руководитель группы находится на противоположном берегу, где он по состоянию находящихся там туристов может определить, кому из них можно доверить. еще дважды (туда и обратно) преодолеть поток.

В этом случае общее время переправы несколько увеличивается, так как кроме дополнительных рейсов через поток указанных туристов, им после переправы на исходный берег нужно предоставить кратковременный отдых.

Техника переправы по перилам.

Перед переправой по готовым перилам переправляющийся пристегивает петлю, завязанную на середине страховочной вспомогательной веревки, к карабину на груди своего страховочного пояса. К этому же карабину пристегивают небольшую петлю. Другую сторону петли с помощью еще одного карабина пристегивают к перильной основной веревке. Длина этой петли со вторым карабином не должна превышать 25-30 см, т. е. длина всей системы (карабин на страховочном поясе - петля - карабин на перилах) в натянутом состоянии должна обеспечить захват перильной веревки руками, находящимися в полусогнутом положении. При большей длине петли в случае срыва переправляющегося в воду, он так и не сможет дотянуться до основной веревки. Здесь очень опасным может быть не только полоскание туриста по поверхности воды, но и круговое вращение на петле вдоль потока.

Руководитель группы или другой специально назначенный опытный турист перед входом переправляющегося в воду проверяет у него правильность закрепления карабинов, длину петли (по расположению рук при натянутой системе), полноту экипировки. После разрешения на выход (команда голосом "Пошел!") и одновременной отмашки рукой (для страхующего на другом берегу), турист начинает движение, а страхующие - выбирают (выдают) страховочную веревку. Движение осуществляют лицом против течения. На простых участках корпус несколько развернут к противоположному берегу. Движение средним шагом, ступни ног развернуты почти вдоль перильной веревки. Руки, сильно оттягивая перила на себя, как правило, без всякого перехвата равномерно скользят по основной веревке. Необходимо следить за тем, чтобы карабин не защемил руку. Корпус надо несколько отклонять назад (вниз по течению), этим обеспечивается выбор слабины перил - оттягивание их на себя.

По мере усиления воздействия потока и увеличения глубины реки турист постепенно разворачивает корпус в сторону против течения и переходит на приставной широкий шаг. Делая очередной шаг, важно не менять положения корпуса, т. е. не сдвигать его в сторону движения вдоль перил. Сначала плавно, ощупывая дно, переставляют ближнюю к противоположному берегу ногу (две точки опоры: нога - перила). Как только место на дне, обеспечивающее устойчивое положение ноги, подобрано, передвигают ближнюю к противоположному берегу руку, скользящую по веревке, на максимальное расстояние (полную длину рук) и фиксирование закрепляют на перилах. Теперь турист переносит тяжесть тела на ногу движением корпуса в соответствующем направлении. Одновременно, скользя по веревке, передвигают карабин. Вплотную к карабину придвигают другую руку (три опоры: нога - нога перила). Затем плавно, также ощупывая дно (две опоры), придвигают дальнюю ногу и т. д. Перила с большим усилием оттягиваются туристом на себя. Корпус должен быть сильно отклонен назад. Ноги, корпус и голова - на одной линии (корпус в области таза не сгибать!).

Следует помнить, что крученые веревки вытягиваются и пружинят значительно сильнее, чем плетеные. Но даже плетеная веревка при рывке вниз по течению тут же пружинит, отбрасывая туриста в противоположную сторону - вверх по течению. Поток тут же отрывает его ноги от дна, и турист поплавком плавает на поверхности воды. Из-за большого сопротивления сильного потока очень трудно достать ногами дно и попытаться восстановить устойчивость. Перила под тяжестью человека провисают в воду, и он начинает захлебываться. Поэтому на сложных участках необходимо внимательно следить за постоянным максимальным натяжением перил, полностью выбирать слабину веревки. Передвигая руки, надо стараться плавно менять нагрузку на веревку, не допускать резких рывков.

При недостаточном количестве специального снаряжения в группе по окончании переправы очередного участника его карабин, петлю и страховочный пояс прикрепляют к карабину на середине страховочной вспомогательной веревки и по перилам вытягивают обратно на исходный берег для использования следующим участником.

В случае отсутствия в группе карабинов очередной переправляющийся прикрепляет свой страховочный пояс (грудную обвязку) к перилам петлей длиной порядка 40 см в вытянутом состоянии. Ни в коем случае нельзя крепить эту петлю к перильной веревке схватывающим узлом: сорвавшегося в воду туриста страхующие не смогут подтащить к берегу, так как при этом петля натягивается, и узел срабатывает - петлю заклинивает на перилах. Именно схватывающий узел - причина не одного несчастного случая при переправе вброд по перилам.

Чтобы у участников не намокли брюки и ботинки во время переправы, целесообразно использовать так называемое дежурное имущество. Для этого перед началом переправы в группе выделяют две пары ботинок: одну - наибольшего размера (например, № 44 для тех, кто носит №41-44), другую - среднего (например № 40 для тех, кто носит № 37-40) и штормовые брюки среднего роста. По окончании переправы очередного участника "дежурные" ботинки и брюки с помощью карабина на середине страховочной верейки перетягивают на исходный берег для следующего участника. Предвидя необходимость серьезных переправ, группа может заранее включить в состав группового имущества две пары дежурных легких кедов необходимого (согласно вышеприведенной рекомендации) размера.

Руководитель должен не только направлять действия очередного переправляющегося, но и комментировать для оставшихся на исходном берегу туристов их целесообразность. Это поможет избежать ошибок в последующих переправах.

Ни в коем случае нельзя допускать движения по перилам одновременно двух участников. Резкая нагрузка на перила одним туристом (например, в случае потери устойчивости) приводит к сильному натяжению веревки, и она рывком заставляет второго туриста податься против течения. Он падает (ложится) на воду и поток полощет его по поверхности. Не так просто организовать эффективную страховку вспомогательными веревками одновременно двух движущихся участников по одним и тем же перилам. В случае сноса одного из переправляющихся, когда его начинает заливать поток, от страхующих требуется очень четкая, слаженная и быстрая работа, к чему большинство туристских групп подготовлено слабо.

Движение переправляющихся страхуется с обоих берегов вспомогательной веревкой, середина которой закреплена в карабине на страховочном поясе туриста, а концы выведены на оба берега. В случае срыва участника в воду, если он не сумел восстановить устойчивое положение через 25-30 с (в критической ситуации - немедленно), по команде руководителя начинается вытягивание упавшего к ближайшему берегу (если положение критическое, то лучше в сторону, минуя основную струю потока).

При натяжении перил туристом, упавшим в воду, они принимают форму треугольника, вершина которого направлена вниз по течению. Поэтому в случае подтягивания страховочной веревкой этого участника, пристегнутого карабином к перилам, его путь к любому берегу будет проходить под углом вверх по течению. Величина угла тем больше, чем слабее натянута перильная веревка. Все это может привести к следующему: во-первых, преодолевая сильную струю, турист может захлебнуться; во-вторых, вытащить туриста в направлении против течения - задача, решить которую одному страхующему, как правило, далеко не под силу. Поэтому руководитель до закрепления перил на противоположном берегу должен подумать, что будет лучше: расположить перила строго поперек течения или под некоторым углом - 15- 20° вниз по течению (как уже говорилось, расположение перил под углом вверх по течению - грубая ошибка).

Рекомендуется также использовать еще один способ организации страховки, при котором турист держится за перила только руками. В случае падения его в воду страховочная вспомогательная веревка фиксируется на месте (становится маятниковой веревкой на первом этапе подтягивания упавшего участника), и, плывущего поток маятником сносит к берегу. Одновременно страхующий на другом берегу по мере необходимости стравливает второй конец страховочной веревки.

Как только дальнейшее приближение плывущего к берегу заметно замедлилось, но сам он не может восстановить устойчивость и выйти на берег, начинается второй этап подтягивания. Поскольку плывущий страхуется только одной веревкой, то она теперь должна быть одновременно маятниковой и подтягивающей. Страхующий быстрым шагом идет вдоль берега вниз по течению и одновременно выбирает эту веревку, осуществляя дальнейшее подтягивание к берегу упавшего в воду туриста по траектории удлиненного маятника. В случае необходимости (например, недостаточная длина второго конца страховочной веревки) страхующий на другом берегу также быстрым шагом идет вниз по течению, продолжая стравливать веревку. Концы страховочной веревки должны закрепляться в карабине на страховочном поясе у каждого, так как при резком рывке со стороны плывущего страхующий может не удержать веревку, и она уплывет вместе с терпящим бедствие туристом.

Переправа последнего участника.

Перед переправой предпоследний участник вместе с последним обходят территорию, на которой располагалась группа, н внимательно ее осматривают: не забыто ли что туристами на исходном берегу. Все забытые предметы либо перетягиваются на другой берег с помощью вспомогательной веревки по перилам, либо переносятся в рюкзаке предпоследнего. После этого последний участник должен убедиться еще раз в надежности крепления перильной основной веревки да исходном берегу, проверить у предпоследнего правильность крепления карабинов, длину петли, наличие рукавиц, затем встать на страховку и дать ему команду на начало движения, продублировав ее отмашкой руки для сведения находящихся на противоположном берегу.

В случае падения переправляющегося туриста в воду руководитель указывает, к какому берегу следует подтягивать упавшего. Если это не критическая ситуация, то, как правило, предпоследнего туриста предпочтительнее вывести на противоположный берет, где теперь сосредоточена почти вся группа.

При возможности закрепления веревки за большие камни или деревья рекомендуется следующий способ крепления, позволяющий группе вытянуть веревку с исходного берега по окончании переправы всех ее участников. Для этого на конце перильной веревки первый переправившийся участник вяжет узел проводника. Петля защелкивается в карабин. После закладки веревки за камень или дерево этот карабин закрепляют за основную часть перильной веревки. На конце вспомогательной веревки также вяжут узел проводника и петлю закрепляют в том же карабине. Желательно, чтобы при вязке узла на вспомогательной веревке ее петля прошла не только через карабин, но и через петлю основной веревки, что обеспечит в дальнейшем лучшее скольжение карабина по перильной веревке. Другой конец вспомогательной веревки закрепляют на исходном берегу выше по течению по отношению к основной веревке так, чтобы кто-либо из следующих переправляющихся участников не смог случайно схватиться за эту вспомогательную веревку (рис. 20).


Рис. 20. Способ крепления перильной веревки, обеспечивающий ее снятие по окончании переправы всей группы; 1 - карабин; 2 - перильная веревка; 3 - вспомогательная веревка; 4 - петля проводника

Закладывая основную веревку за камень, желательно располагать ее так, чтобы при натяжении она не проходила по острым граням, через щели камня, по щели между основным и рядом лежащими камнями, что может привести к заклиниванию веревки; на дереве выбирают участок с гладкой корой или обстругивают ее до требуемого качества.

После переправы последнего участника крепление конца перильной веревки на берегу, где теперь находится вся группа, снимают, и несколько человек начинают вытягивать перильную веревку за другой ее конец с помощью вспомогательной веревки.

Перед переправой последнего участника рекомендуется проверить расположение перильной веревки на камне; в случае необходимости с помощью веток или мелких камней постараться исключить попадание веревки в щели камня или между основным и рядом лежащими камнями.

Если такая возможность крепления веревки отсутствует, то после переправы предпоследнего участника на противоположный берег последнему участнику рекомендуется снять крепление страховочной вспомогательной веревки на исходном берегу, развязать все узлы на ее конце, а затем, сделав небольшую петлю "проводника", пристегнуть ее к карабину на груди страховочного пояса. Об окончании этой операции он сообщает на другой берег отмашкой руки. Здесь страхующий вспомогательной веревкой выбирает (вытягивает) ее слабину на свой берег, а другие туристы отстегивают ее карабин с перильной веревки, вынимают этот карабин из петли на середине вспомогательной веревки, развязывают на ней узел проводника. Турист, страхующий этой веревкой, спускается ниже перильной веревки на 15-20 м. Теперь вспомогательная веревка при переправе последнего участника будет играть роль подтягивающей.

В это же время последний участник снимает закрепление перильной основной веревки на исходном берегу, развязывает все ранее завязанные узлы, затем делает небольшую петлю проводника и также пристегивает ее к карабину на груди страховочного пояса. Основная веревка теперь будет играть роль маятниковой.

Последний участник к переправе готов. Получив ответный сигнал с другого берега о готовности страхующих, он начинает переправу. Желательно, чтобы переправа последнего проходила с шестом. Некоторое облегчение может принести и ледоруб. Лучше всего держать его в руке (вниз по течению) и использовать. как трость, упираясь в случае потери устойчивости; в дно (третья точка опоры). Последний турист должен быть морально подготовлен к тому, что он может быть снесен потоком и в то же время полностью уверен в быстрой помощи своих товарищей и благополучной переправе без ущерба для здоровья.

Когда на исходном берегу из всех участников остались всего два человека, необходимо снять пост, собрать веревки, отпустить спасательную веревку, натянутую между берегами, и вытянуть ее на противоположный берег. Затем спасатели подходят к месту переправы группы, выслушивают рекомендации последних туристов по преодолению потока, внимательно наблюдают за переправой предпоследнего, а затем переправляются сами. Назначенный последним переправляется только после них.

В плохую погоду первые переправляющиеся по перилам туристы должны взять с собой примус и кастрюлю, чтобы приготовить горячий чай, а при длительной переправе и горячее питание.

Анализ несчастных случаев при переправах

Анализ общего числа несчастных случаев при переправах через водные преграды за все послевоенные годы (1946-1982 гг.) в зависимости от видов туризма, характера организации туристских походов (плановые и самодеятельные), сложности туристского путешествия, способа переправы приведен соответственно в табл. 3-4.

Таблица 3

Вид
туризма
Категория сложности путешествия
некатегорийные I II III IV V VI
число случаев/количество погибших/количество получивших серьезные травмы
Горный 4/4/- 6/6/- 5/5/- 3/4/1 3/4/- 3/5/- -
Пеший 5/23/- 4/5/- 3/3/- 6/10/- 1/2/- 3/4/- -
Водный 1/1/- - - 1/1/- 1/2/- 1/2/- -
Всего 10/28/- 10/11/- 8/8/- 10/15/1 5/8/- 7/11/- -

Таблица 4

Вид переправы Случаи Пострадавшие
количество % количество % всего, %
вброд
Пешком 26 52,0 42/- 51,2 63,4
В автомашине 2 4,0 10/- 12,2
над водой
По бревну 11 22,0 13/- 15,9 20,9
По камням 2 4 1/1 2,5
По мосту 1 2 2/- 2,5
по воде
На плоту 3 6,0 4/1 4,8 15,7
На лодке 3 6,0 5/- 6,1
Вплавь 2 4,0 4/- 4,8

Из приведенных данных видно, что наибольшее количество несчастных случаев происходит при переправах вброд. Большая часть этих случаев (три четверти общего их количества) происходит с начинающими или пока еще не очень опытными туристами. К этому есть определенные причины. Как горный хребет может иметь несколько перевалов различной категории сложности, так и горная река состоит из тех или иных участков, отличающихся между собой по сложности. Но характер перевала не меняется многие годы, сложность его в целом постоянная, что позволяет МКК строго следить за допуском на данный перевал только тех туристов, которые имеют соответствующий опыт. Сложность же того или иного участка реки зависит не только от времени года, но и от времени суток, а в течение этих суток еще и от погоды. МКК не может ограничивать допуск туристов к переправе через какой-либо участок простой реки. Даже достаточно простая река в период высокой воды становится весьма сложной. Начинающие же туристы, недостаточно разбирающиеся в сложности водной преграды, по-прежнему считают, что этот участок совсем не сложный. Отсюда и берут свое начало несчастные случаи.

Но ошибочно думать, что несчастные случаи при переправах - удел только новичков. Если сравнить количество подобных несчастных случаев с количеством путешествий той или иной категории сложности по всем видам туризма, то окажется, что наиболее опасными являются переправы в походах V к. с. (табл. 5).

Таблица 5

Категория сложности похода Количество несчастных случаев при переправах на каждые 10 тысяч походов данной категории сложности Степень опасности (в%) для походов данной категории сложности относительно походов всех других категорий сложности при равном их количестве
I 2,8 8,3
II 3,2 9,6
III 7,0 20,9
IV 6,1 18,2
V 14,4 43,0
VI - -

Многие причины гибели туристов на переправах объясняются следующими ошибками. Разрабатывая маршрут путешествия по горам или предгорным районам страны, туристы не уделяют должного внимания водным преградам. Не всегда изучают характер реки, разведывают берега реки, определяют наиболее безопасные способы переправы. Часто туристы забывают про элементы страховки: - страховочные веревки либо отсутствуют, либо их количество не соответствует сложности переправы. Сюда же следует отнести и неправильное выполнение приемов страховки и самостраховки. Так, применяется запрещенный при переправах по перилам схватывающий узел, а также закрепление петли на перилах на расстоянии от груди, превышающем длину рук.

Одна из причин потери равновесия - несоблюдение правил проведения серьезных переправ вброд в обуви, что резко снижает устойчивость туриста в воде при движении по скользким или острым камням. Отсутствие специальной одежды приводит к замерзанию участников похода, вследствие чего они; стараются двигаться скорее, забывая элементарные меры обеспечения безопасности.

Много несчастных случаев происходит в результате спешки. Часто туристы, выйдя к реке днем, когда уровень воды уже высокий, не откладывают организацию переправы на утро, а осуществляют ее тут же. Нередко участник группы, не дожидаясь окончания движения предыдущего, сам начинает переправу. При быстром передвижении скользящий по перилам карабин травмирует кисть руки туриста, вследствие чего все его внимание сосредотачивается не на выборе хорошего упора для ног, а на быстрейшем перехвате веревки: при этом создаются определенные предпосылки для падения в воду. Они становятся более реальными, когда переправу осуществляют без рукавиц. Обжигая руки при скольжении по мокрым перилам, турист уже не заботится о сохранении правильного положения корпуса, правильном выборе точки опоры. Неприятность ожога рук заключается в том, что на высоте заживление происходит очень медленно. Понятно, что организация страховки участником, имеющим ожоги рук, не обеспечит требуемую надежность. Такой турист на долгое время превращается из активного помощника в обременительную обузу для всей группы.

Нередки случаи, когда для переправы не подготавливают веревок, кроме перильной и страховочной, и они бесполезно лежат в рюкзаках. Когда неожиданно возникает критическая ситуация, дорога каждая секунда, уйдет не одна минута драгоценного времени на то, чтобы турист достал и размотал веревку. Даже если она будет своевременно подготовлена к действию, далеко не в каждой группе найдутся участники, способные достаточно точно и на большое расстояние забросить конец веревки плывущему туристу. Имелись случаи, когда конец веревки все-таки был захвачен сбитым потоком туристом, но при натяжении веревки в момент остановки упавшего она вырывалась из рук страхующего, а пострадавшего сносило вместе с ней вниз по течению.

Для переправы первых участников в группах (за исключением туристов-водников) совершенно не используется такое надежное и достаточно удобное индивидуальное спасательное средство, как надувной спасательный жилет. Стандартный армейский жилет с полностью надутыми камерами имеет подъемную силу не менее 16 кг, чего хватает для удержания человека в воде в вертикальном положении. Однако для переправы вброд через особенно бурные реки, чтобы у туриста, упавшего в вспененные валы не сбилось дыхание и он не захлебнулся, рекомендуется иметь спасательный жилет с подъемной силой до 24 кг, желательно с надувным воротником. Требование к наличию у группы нескольких жилетов (1-3 в зависимости от характера наиболее сложной предстоящей переправы и предполагаемого способа переправы первых участников) должно стать нормой деятельности МКК и КСС, дающих разрешение на выход группы на маршрут, связанный с организацией переправы через реки даже на участках средней сложности.

Необходимо тщательно соблюдать правила эксплуатации спасательного жилета, включая подгонку поддерживающего ремня по длине, его обязательное пристегивание, а также полное застегивание самого жилета. Несоблюдение этих правил уже не раз приводило к срыву потоком туриста, не полностью застегнувшего жилет, и его гибели.

Не всегда участники переправы при выборе трассы движения представляют себе опасность ударов о камни сорванных потоком первых переправляющихся. Конечно, удары о камни в основном приходятся на конечности, что не так опасно. Но удары по жизненно важным центрам, в результате которых может возникнуть болевой шок или потеря сознания, практически всегда приводят к тому, что человек захлебывается.

Ответственность за каждого человека в группе, за благополучное окончание похода, а в данном случае и за оценку опасности выбранного для переправы участка, целиком лежит на руководителе. Высокое чувство ответственности, воспитанная нашей моралью обязанность помочь товарищу в беде заставляют руководителя, не задумываясь о личной безопасности, первым броситься на помощь терпящему бедствие. Анализ несчастных случаев в туризме показывает, что почти 40% всех случаев аварийности заканчивается гибелью руководителя. Это крайне усугубляет тяжелое положение группы, ставит ее на грань новой аварии. Вот почему в критической ситуации участники, оберегая своего руководителя, должны серьезно предостеречь его от несоблюдения им тех или иных мер безопасности.

Литература

  • Абалаков В. Основы альпинизма. М., ФиС, 1958.
  • Бардин К. Азбука туризма. М., "Просвещение", 1973. Болдырев С., Жмуров В., Косарев Е. Сложные туристские походы. М., ФиС, 1959.
  • Водоходов А, Горный туризм. Алма-Ата. "Казахстан", 1974. Волков Н. Спортивные походы в горах. М., ФиС, 1974. Гранильщиков Ю., Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм. ЛА., ФиС, 1966.
  • Захаров П. Инструктору альпинизма. М., ФиС, 1982.
  • Малеинов А. Альпинизм. М,, ФиС. 1956.
  • Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах. М., "Недра", 1973.
  • Спутник альпиниста. М., ФиС, 1970.
  • Спутник туриста. М., ФиС, 1963.
  • Черепов И. Полевая памятка геодезиста к геолога. М. "Недра" 1967.

Центральный совет по туризму и экскурсиям
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО "ТУРИСТ"
Москва-1984 Рекомендации разработал В. Ф. Шимановский
Редактор Н. Н. Строганова Техн. редактор Е. М. Сибилева Корректор: И. Е. Дикова.

Л-18662. Подписано к печати 2.4.84 г. Формат 60Х901/16 Уч. изд. л. 3,1 Усл. п. л. 4.0 Изд. № КМ-382,7 Бесплатно Тираж 5000 экз. Заказ 3270
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома


 

Материалы прислала Сорокина Маша

Hosted by uCoz