Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

О методике тренировок -- vvs
>>>Так если судить по его (Е.К.) словам, то Ковалевский как раз и делает все что нужно в плане обучения, и уж по крайней мере гораздо больше, чем средний нащ коллега. Так что у него сторона «треугольника», соответствующая квалификации наиболее приемлемая. >>>

Как водится, содержательная часть у нас утонула в пучине личных разборок и прецизионной фалометрии:-)) А исходно Е.К. и ставил вопрос о методике тренировок. Так вот - не создается впечатление, что Ковалевский делает все что нужно в плаен обучения! Если выбросить традиционную шелуху катамараноненавистничества (ну напугал его когда-то кат, до икоты на всю жись, ну бывает...:-)), О.В. тоже об этом пишет. Нельзя научить человека делать тройное сальто с поворотом на 360 градусов! Можно научить делать много простых движений, совокупность которых позволит человеку эти самые сальто крутить. Искусство тренера как раз и заключается в том, чтобы разработать полную систему простых движений, методику закрепления этих движений на уровне рефлексов и методику объединения простых движений в сложные. Объединение простых движений в сложные (сплав по Мажойскому каскады с самоспасом) это последняя_стадия_работы_тренера! Сплав по речкам 1-2-3-4-5 это не есть "простые движения" . "Простые движения" (как мне кажется, возможно профессиональный тренер скажет что это полная ерунда):
1. Гребок (точнее гребки) - на гладкой воде
2. Психологическая готовность к длительной задержке дыхания - в бассейне
3. Поведение судна - последовательно с гладкой воды на текуху, но_обязательно_по_воротам с засечкой времени, а не каталово по валам в свое удовольствие,
4. Техника и тактика спасработ - опять же с гладкой воды с элементами оценки (время, количество бросков и т.д.)
5. Техника прохождения отдельных препятствий с планом прохождения и оценкой качества прохождения.
6. Связки препятствий - по сути трасса с воротами на достаточно содержательном на данном уровне обучения участке воды с постепенным (по мере освоения) ростом сложности трассы.

Конкретная методика зависит от судна и фантазии тренера, но понятно, что одноместная посуда лучше многоместной (тут послый набор аргументов О.В. в силе). Если вы так любите кат (как я например:-)), ну так потренируйтесь в каноэ...

Если идти в примерно такой последовательности, по крайней мере всегда будете понимать свой уровень. Факт, что вы остались живы в Мажойском каскаде еще не говорит, что вы в состоянии квалифицированно обрабатывать препятствия 6кс...

То что писал про подготовку Е.К. - стандартный путь самодеятельного клуба туристов но_это_непрофессионально. Ну либо я неправильно понял текст. Да, педантично идти по предложенному пути у большинства из нас не хватает времени, сил, тренировочной базы и т.д. Ну так мы и задачу мы себе не ставим воспитание спортсменов для высоких категорий. Надо понимать "как надо" и отдавать себе отчет в пробелах в образовании, которые себе (воспитанникам) позволяешь...
 

 >О методике тренировок -- Джек Ковалевский
>Уважаемый vvs!
Прошу прощения за запоздалую реакцию.
Только сегодня смог добраться до интернета.
Я не постоянно за компьютером.
Ваше мнение по методике тренировок в значительной мере пересекается с моими попытками.
Зимой потенциальные участники весенних сборов должны (по крайней мере мы пытаемся загонять ленивых)ходить в бассейн.
Задачи в бассейне:
просто плавать
проныривать на максимум сколько хватает дыхания
сидеть под водой с задержкой дыхания
вылазить на бортик различными способами
прыгать в воду с бортика
транспортировка пострадавшего
В 20-х числах апреля проходят первые после зимы традиционные (с 1995г.)соревнования по спас-работам на простейшей речке Ушайка 1 к.сл.(больше не на чем).Наверно подобные всем спассоревнованиям. 2дня.
Два класса.
Для начинающих класс Б - без оверкилей: два ката в команде.
Этапы класса Б:
-слаломная трасса
-ловля ката с людьми на морковку и зачаливание
-ловля одного ката другим и зачаливание
-спасработы с участием двух катов без морковки с различными задачами
-медэтап
-подтягивания
Последний раз участвовло более 30 команд из Томска, Северска и Кемерово
Класс А-для продвинутых. Этапы:
-слалом
-на ограниченном отрезке струи три раза подряд сделать прямой- обратный оверкиль с полным выпадыванием в воду и полным выходом на кат
-на огранич. отрезку струи оверкиль ката, двое в воде, один чел. без сознания, его ловят двое на живца, второй сам чалится с катом как сможет
-на огранич. отрезке струи оверкиль. Двое в воде. Один чел. плохо соображает, но в сознании, второй кат. выходит на перехват, спасает по собственной тактике
- на огранич. участке оверкиль, двое в воде, один поврежден, но в сознании - может ловить морковку, второй должен залезть на кат, кинуть на берег морковку
-прямой-обратный оверкиль на кате в одиночку
-медэтап
-подтягивания
Последний раз приняло участие 8 команд
Последние два-три года добавили каячную трассу со слаломом и эскимоским переворотом. Приняли участие 4 человека.

В 20-х числах мая проводим вторые соревнования по технике водного туризма на катах-двойках, байдарках, каяках, четверках.
Программа перекликается с апрельской, но больше посудин, акцент на технику гребли-слалом. Спасработы по упрощенной схеиме.
Последний раз участвовало в классах А и Б более 40 команд из Томска, Северска и Кемерово.
Следующие соревнования, в которых участвуют томичи-Мажой-ралли. Затем Чуя-ралли, Казыр.
Проблема та же, о чем Вы упоминали - этим занимаются не в полной мере или совсем не профессионалы (имеется ввиду по принципу зарабатываешь ли на этом деньги). Я, например - научный сотрудник РАН.
Поэтому не хватает времени, сил. Вы правы это стандартный путь самодеятельного клуба туристов. Пробелы, наверное, будут у воспитанников при таком подходе.
Моя мечта - создать в Томске профессиональную школу рафтинга. Пока это будущее.

С уважением,
Евгений Ковалевский


 

 >>О методике тренировок -- Д.Кувалин
Женя, я не vvs, но вашу методику подготовки прокомментирую:-)
ИМХО, отработка действий по страховке и самоспасению выглядит вполне убедительно (я, правда, не нашел, где и как вы отрабатываете самосплав; но предполагаю, что вы занимаетесь этим еще до появления на Мажое). Больше и лучше вряд ли кто-то делает.
Менее ясно с отработкой индивидуальной и командной гребли, а также со слаломной подготовкой. Этой неверное впечатление или вы действительно уделяете ей относительно меньше внимания?
Куда идут сплавляться ваши новички после зимних занятий в бассейне? Сразу на Казыр-Чую или есть какие-то промежуточные ступени? Где они тренируются летом?

P.S. А почему вы сетуете на отсутствие тренировочных мест под Томском? Насколько я помню, в низовьях Басандайки довольно приличный уклон, и по высокой воде там есть что-то вроде шиверок. Во всяком случае, явно можно поставить вполне напряженную слаломную трассу. В низовьях Киргизки (это, правда, в пределах северской колючки) смутно припоминаю вполне полноценные сливчики). Кроме того, помню скальный выход в русло по правому берегу Томи (выше устья Басандайки), который образует улов с жесткой границей (хотя это место, конечно, интересно скорее для упражнений на каяках, чем на катамаранах).
 

 >>>О методике тренировок -- Джек Ковалевский
>Уважаемый vvs!

Вы правы во многих оценках.
Чтобы не замыкаться на Мажое, мы стараемся участвовать каждый год на Чуе-ралли, хотя после Мажоя это не так интересно. Но считаем необходимым участие в Чуе-ралли для отработки техники сплава, участия в спасработах на хорошей струе, когда есть спасатели. Очень полезно для ребят общение и знакомство с кучей разных посудин. Результаты невысокие. Последний раз томичи заняли 8, 13, 16, 23 места. Мы не в состоянии соревноваться со спортсменами ТВТ. К счастью, в Томске есть мощный районный клуб "Одиссей", котрый специализируется на подготовке детей. причем в "Одиссее" охват гораздо больше, чем у меня. Они вывозят на Чую-ралли каждый год по 30-35 человек. Основные категории в Одиссее 2-4 к.сл. Все, кто хочет работать выше, переходят ко мне.
Их ребята (2 человека) в этом году впервые пробовали Мажой в скоростном варианте. Хотя я звал их три года подряд,будучи уверен, что они готовы. После двух лет участия в Чуе-ралли с 12 и 13 местами они согласились. Думаю, дальше будем продолжать экстремальный рост. Но парни продолжают работать инструкторами в клубе "Одиссей".
Я считаю необходимым для инструкторов, обучающих детей и студентов даже первой категории, не говоря уже о более высоких, иметь уровень участия в высших категориях. Основы закладываются с нулевого приближения к воде. И если закладывает дилтант, котрый не ходил выше четверки, это может аукнуться впоследствии, когда подготовленный дилетантом 4-й категории воспитанник пойдет высокие категории.
В этом плане у нас, безусловно проблема.
К нам приходят ребята, котрые уже прошли начальную подготовку в Томских клубах, и не всегда корректную.
Нас, впрочем, тоже никто не тестирует. Нет вообще никаках цензоров и комиссий, которые бы определяли, имеют ли право эти или другие ребята учить детей и молодежь экстремальному виду, так как многие не думают, что вода это потенциальный экстрим.
Это мне кажется еще одна сторона проблемы безопасности.
По моему, даже в нулевой категории подготовки к сплаву если подошел к воде, имей полную экипировку, то есть спас, каску, нож, гермоспички. Так мы и учим. Хотя, я знаю, что в Томске есть ребята, котрые до 2-й категории разрешают не надевать каску.Может меня и осудят, но я запрещаю снимать каски и спасжилеты на первой категории в самый жаркий июльский день при глубине 50 см.
С уважением,
Евгений Ковалевский


 >О методике тренировок -- Аня
Извините, что встреваю в такую «профессиональную» тему, все нижесказанное имхо…
Так вот, на мой взгляд процесс обучения включает в себя 2 принципиально разные состовляющие. 1 – это непосредственно техника сплава. 2 – «выживаемость».
Техника – это набор умений, необходимый для успешного преодоления препятствия. Т.е. грамотная гребля, возможность выполнения различных технических приемов, правильное понимание воды, умение определить оптимальную линию движения и тп.
Выживаемость – набор умений, необходимый чтобы выжить :) Это и умение плавать на спасжилете и в первую очередь грамотно плавать по бурной воде, и как тут писали «готовность к задержке дыхания» и постановка судна на ровный киль и еще куча всего.
Вроде как очевидно, что первична техника – чем она лучше, тем реже будут возникать ситуации, в которых потребуется «выживаемость». Но в конечном итоге, будешь ты жить или утонешь зависит _только_ от выживаемости. Видимо поэтому очень часто казалось бы основная фаза процесса обучения – техника - вообще упускается и люди тренируют сразу только «выживаемость». Не в плане каких-то оценок, а просто в качестве примера можно заметить, что описанная Е.К. методика тренировок именно такая (он говорит только о тренировке спасработ и постановки катамарана на ровный киль на постепенно усложняющихся препятствиях). Справедливости ради надо сказать, что у каякеров (особенно с «устойчивой» психикой) такой подход тоже встречается сплошь и рядом: «А что такого, я же умею вставать».
На самом деле говорить о том, что это «порочный» путь бессмысленно. Если целью является пройти нечто любой ценой (ну или почти любой, желательно минимизировав кол-во трупов) – такой подход даст наилучший результат в кратчайшие сроки, т.е. он оптимален.   Ответить


 

>>О методике тренировок -- Джек Ковалевский
>Уважаемая Аня.
Вы совершенно правы в оценке моей методики. В основном мы с Геной Мазневым тренируем выживаемость, уделяем этому гораздо больше времени, чем гребле. Но не потому, что считаем это первичным. Просто физически не хватает времени на технику гребли. В какой то мере сейчас в Томске разделение труда. Шухрат Махмудов-очень достойный водник из другой Томской школы- делает акцент в большей степени на технику гребли.
Мы в какой-то мере, выбирая из соображений времени и наших личных устремлений, работаем с детьми и студентами, которые уже прошли азы в 25 Томских клубах и хотят расти выше 2 к.сл. Такое количество водников, которые ходят в Томске реки 1-2 к.сл нам просто не потянуть.
Да и нет нужды. О.Валентин, по моему, говорил, что экстрим не для всех. Одновременно весной в Томске проводятся 2-3-4 сборов: 1-2 к.сл., 3-4 к сл., 5-6 к.сл. Мы (лидеры разных томских школ) сознательно или не договариваясь, а просто в силу разных подходов проводим эти сборы.
Как Вы уже поняли, мы с Геной последние годы специализируемся на высших категорях подготовки молодежи, но это не значи, что эта молодежь не прошла предыдущие стадии.
Задачи пройти нечто любой ценой вообще при обучении никто никогда не ставит. Это неразумно, так как опасно.
Это иногда возможно для нас ( я имею в виду моего партнера Геннадия Мазнева и себя)когда мы хотим проверить возможности конкретного катамарана или равносторонность треугольника "экипаж-река-кат" или просто невозможна страховка, а пройти хочется. Взвешиваем степень риска и идем. Так было на Дудх Коси. Но так никогда не бывает на Мажое.
В какой-то мере Мажой становится тренировочным полигоном выходного дня для сибиряков. Это возможно потому, что когда опытные водники идут 5-й или 6-й или более раз, многое предусмотрено. 16 километров запоминаются с точность до 10 метров, а нижняя более серьезная часть запоминается с точностью до 1-2 метров. Естественно это не отрицает необходимость уметь работать с наплыва.
С уважением,
Евгений Ковалевский

 

 >О методике тренировок -- Talisker
>> Как водится, содержательная часть у нас утонула в пучине личных разборок и прецизионной фалометрии:-))
…..
> Можно научить делать много простых движений, совокупность которых позволит человеку эти самые сальто крутить.

Даже Баба Яга не будет с этим спорить. -))
Вот тока надо бы договориться о чем идет речь – о подготовке профессиональной ТВТ-команды, или о подготовке людей для уверенного хождения _рек_ 1-6 КС. Сдается мне, что это несколько разные ипостаси. И претензии на первое я у Е.К. не заметил – может читал плохо…

> Искусство тренера как раз и заключается в том, чтобы разработать полную систему простых движений, методику закрепления этих движений на уровне рефлексов и методику объединения простых движений в сложные. Объединение простых движений в сложные (сплав по Мажойскому каскады с самоспасом) это последняя_стадия_работы_тренера!

Так давайте исходить из того, что и на предыдущих стадиях не все было пропущено. Если человек смог _практически_ (в чем разница теории и практики мы догвдываемся) довести до этого уровня, то, мне кажется, что он тоже кое-что понимает в основах подготовки.

> Сплав по речкам 1-2-3-4-5 это не есть "простые движения" . "Простые движения" (как мне кажется, возможно профессиональный тренер скажет что это полная ерунда):

Баба Яга не скажет. -)) Если говорить именно о технике.

> 1. Гребок (точнее гребки) - на гладкой воде
> 2. Психологическая готовность к длительной задержке дыхания - в бассейне.
> 3. Поведение судна - последовательно с гладкой воды на текуху, но_обязательно_по_воротам с засечкой времени, а не каталово по валам в свое удовольствие,
> 4. Техника и тактика спасработ - опять же с гладкой воды с элементами оценки (время, количество бросков и т.д.)
> 5. Техника прохождения отдельных препятствий с планом прохождения и оценкой качества прохождения.
> 6. Связки препятствий - по сути трасса с воротами на достаточно содержательном на данном уровне обучения участке воды с постепенным (по мере освоения) ростом сложности трассы.

Можно довольно долго дополнять этот список.
Я бы тока выделил _явно_ в плане технической подготовки для ката технику траверса. ИМХО, траверс для ката – примерно то же самое, что крен для каяка. Это основа основ. Ее нужно доводить до полнейшего автоматизма во всех возможных вариантах и сочетаниях, на различной воде и т.д. Там и техника _реально_ необходимых гребков отточится.
Ну и еще, пожалуй, технику киля. Когда человек хорошо чувствует, что надо с катером сделать для получения киля в достаточно простых условиях, он более полно и уверенно использует его возможности.
И засечка времени на слаломе… _мне_лично_кажется_ менее важным моментом. -)))

> Конкретная методика зависит от судна и фантазии тренера, но понятно, что одно местная посуда лучше многоместной (тут послый набор аргументов О.В. в силе). Если вы так любите кат (как я например:-)), ну так потренируйтесь в каноэ...

Зъисть то он зъист, дык хтож ему даст? Ну нету у меня в кладовке каноэ, не-ту-у-у! -))) Дай бог если двое коллег из тысячи сидели в каноэ.

> Если идти в примерно такой последовательности, по крайней мере всегда будете понимать свой уровень.

Баба Яга опять не согласна. То ли стара и консервативна, то ли просто не понимает .-)) Это только техника, которая _не_ дает представления о твоем уровне. Это ТВТ. А уделять технике больше внимания чем собственно сплаву мне кажется не совсем разумным. ИМХО

> Факт, что вы остались живы в Мажойском каскаде еще не говорит, что вы в состоянии квалифицированно обрабатывать препятствия 6кс...

А мне так кажется, что «катание» Мажоя вполне позволяет говорить об очень серьезном уровне. Это вам не сралление от Гузерипля до Кишей в присутствии толпы братьев алкоголиков по берегам.

>То что писал про подготовку Е.К. - стандартный путь самодеятельного клуба туристов но_это_непрофессионально.

Может это и не профессионально. Но, имхо, это не стандартный путь. Это – очень серьезное _практическое_ продвижение по пути развития сильного клуба. -))

> Ну либо я неправильно понял текст. Да, педантично идти по предложенному пути у большинства из нас не хватает времени, сил, тренировочной базы и т.д. Ну так мы и задачу мы себе не ставим воспитание спортсменов для высоких категорий. Надо понимать "как надо" и отдавать себе отчет в пробелах в образовании, которые себе (воспитанникам) позволяешь...

Ага, ага. -))
 

 

>>О методике тренировок -- vvs
>>>Вот тока надо бы договориться о чем идет речь – о подготовке профессиональной ТВТ-команды, или о подготовке людей для уверенного хождения _рек_ 1-6 КС. Сдается мне, что это несколько разные ипостаси.>>>

При подготовке ТВТ команды можно чего и пропустить - ну проиграет... А вот пренебрегать техникой при подготовке людей (детей) "для уверенного прохождения рек 6 КС" мне кажется не очень разумным.

>>>Так давайте исходить из того, что и на предыдущих стадиях не все было пропущено. Если человек смог _практически_ довести до этого уровня, то, мне кажется, что он тоже кое-что понимает в основах подготовки.>>>

Конечно возможно это принимается за настолько очевидное, что можно даже не упоминать в методике. Но за два года ставить технику на уровень уверенного контролируемого прохождения рек 6 кс... Не иначе Торпеде надо съездить поучиться. Может наконец на олимпиаду попадем:-))

>>>Можно довольно долго дополнять этот список.>>>
Несомненно.

>>>Я бы тока выделил _явно_ в плане технической подготовки для ката технику траверса. ИМХО, траверс для ката – примерно то же самое, что крен для каяка. Это основа основ. Ее нужно доводить до полнейшего автоматизма во всех возможных вариантах и сочетаниях, на различной воде и т.д. >>>

Ну, насчет аналогии траверса и крена это ты либо загнул, либо это слишком глубоко для меня:-)) Почему траверс является краеугольным камнем техники тоже не понятно. Как-то это отдает постановкой задачи "остаться в живых". Надо понимать воду и свое корыто и уметь контролируемо переместить его из одной точки в другую. Во всяком случае точно понимать, можешь ты это сделать или нет. Чем тут траверс принципиально важнее техники отката вала (тоже конечно можно рассматривать как элемент траверса:-)), раскрутки от сбойки, входа/выхода в улово или какой-нибудь змейки по ходу,я не очень понимаю.

>>>Там и техника _реально_ необходимых гребков отточится>>>
Техника гребка нифига сама не оттачивается если ее не поставить (хотя бы на гладкой воде). А вот дефекты техники закрепляются надежно. И поставленный гребок без тренировки куда-то уходит. Собака!:-))

>>>Ну и еще, пожалуй, технику киля. Когда человек хорошо чувствует, что надо с катером сделать для получения киля в достаточно простых условиях, он более полно и уверенно использует его возможности. >>>

Его в смысле ката или киля? :-)) Просто чтобы кильнуть кат в простых условиях придется хоть как-то понять воду и поведение ката. Конечно это полезно. Ну и полетать полезно - но уже из соображений безопасности, а не техники.

>>>И засечка времени на слаломе… _мне_лично_кажется_ менее важным моментом. -)))>>>
А как понять прогрессируешь ты или нет? Лучше конечно говорить не о времени, а о каких-то измеримых показателях - если ты предпочитаешь слалом, можно засекать расстояние, на котором его делаешь, ну или еще чего-нибудь придумать.

>>> Это только техника, которая _не_ дает представления о твоем уровне. Это ТВТ. А уделять технике больше внимания чем собственно сплаву мне кажется не совсем разумным.>>>

Сплаву надо уделять столько времени, сколько можешь:-))) Но сам сплав намного менее показателен, чем ТВТ на той же воде.

>>>А мне так кажется, что «катание» Мажоя вполне позволяет говорить об очень серьезном уровне. Это вам не сралление от Гузерипля до Кишей в присутствии толпы братьев алкоголиков по берегам... Может это и не профессионально. Но, имхо, это не стандартный путь. Это – очень серьезное _практическое_ продвижение по пути развития сильного клуба. -))>>>

Мажой это серьезно, никто не спорит. Вопрос - зачем? Это же в чистом виде амбиция тренера. В результате, вместо того, чтобы получать удовольствие от ТВТ и большого числа сплавов при неспешном росте, ребята экспрессом загнаны в 6 кс. Если у них в процессе сформировано отношение, что все ниже 6 кс ходить западло - что у них дальше? Ну можно ходить на "7", "8"... Но таких все-таки единицы, а методика апробирована на большом числе, как я понял. Как ты себе представляешь будущее такого клуба?

 

 >>>>>>>>>>>>2 Talisker -- Аркашка
>>>>>>обучение на катамаране малоэффективно и рискованно. Доказывать снова-даладом?
>>>обучение _чему_? Если вот тому, о чем Аня писала - доказывай.

Сорри, что упустил. Я имел ввиду технику и умение "видеть воду".
Аня, кстати, права насчет того, что очень многие идут по пути отработки спасработ и килей с заплывами. О технике гребли и взаимодействия с рекой в первую очередь начинают задумываться те, кто в соревнованиях участвует. И то после того, как позорно пропускают половину ворот и видят, как ходят другие, видят, что техничный сплав возможен.

>>>Лучше личным примером, а то у нас с ними хреноватенько.

Да у меня личный пример нетипичный. ;) Я начинал с резиновой лодки и "казанки" с распашными вёслами. В 12 лет. В одиночку, конечно. На почти гладкой воде - плёсы и перекаты на речке 1 к.с. До сих пор я считаю, что это был очень полезный опыт. Тогда я замечал особенности поведения лодки в разных условиях - если сесть ближе к носу, если сесть ближе к корме, смотрел как её струя разворачивает в разных условиях и т.д и т.п. Всё потому, что нас было всего трое: лодка, река и я. ;) "Нас будет только трое: ты, я и геомэтрия!.." (с) Ералаш ;)
Вобщем, потом я своё скудное знание с успехом применял на сплаве. Мне по-началу везло с кампанией, потому как все были такие же - слезшие с резиновых лодок.
Зато как мне странно было потом, когда компания распадаться стала! Типичная ситуация: поехали кататься на катамаране. Ни больше, ни меньше - на Казыр. (пороги 3-5 к.с., если кто не знал или забыл). Большая компания, с детями, собаками, водкой. Почти все - перворазники, которым тоже прикольно прокатиться. Пошли вдоль реки, рассказываю где бочка, где улов, где вал и т.д. Рассказываю чем отличается "табань" от "на ход"... Поехали! Ну, естественно, киль. Ну, у перворазника, естественно, глаза по полтиннику - из-под воды с берега видать... Выныривает, лихорадочное дыхание, челюсть в районе пояса, всё теже стеклянные глаза, беспорядочные шлёпания руками по воде. Ну, заорёшь в ухо, что надо делать, в глазах появляется разум, выполняет вроде... Потом на берегу воспоминаний, смеху, подколов на весь вечер. А я всё молчу и думаю, а почему ж он неправильно делал-то? Я же ему команды вовремя давал... Да потому, что не видит человек воды, и не знает как себя судно поведёт.
Другой пример. Речка - тот же мною обажаемый Казыр. По-моему 2002-й год. Соревнования. Выступает экипаж от какого-то турклуба. Снаряжение на уровне хорошего, добротного экипа начала 90-х. Т.е. хоккейная каска "Прокопьевск", резиновая сухая гидраха барнаульского производства, надувные самодельные спасики (кстати, ничего против них не имею, если только они не шнурками от кед к тушке крепятся), капрон поверх гидрахи. Любо-дорого смотреть - сразу видно, бывалый народ идёт, уж их-то уму разуму точно кто-то учил. Ложатся в Каше через правый баллон. Да так, что улетают точнёхонько в улов и там и остаются "жить". Один участник залазит на перевёрнутый кат, второй не может - силы закончились. Ну, бросили им верёвочку с берега, вытянули. Они посидели, отдохнули, полезли на кат. Начали выгребать на струю почти под сливом, а там на сбойке струя выше улова сантиметров на 20 наверное - обратно в улов заталкивает, вертит всяко разно. А ниже, где сбойка не такая сильная, противоток из улова не выпускает. Есть место где выгрести, но они его в упор не видят! Вобщем, вертелись, вертелись они там - вылезли на берег, стали делать обнос улова. Картина, конечно, маслом и сыром, ничего не скажешь!.. Сам собой возникает вопрос - этих людей в их турклубе кто-нибудь учил? Да, наверняка! На чем? Да сразу на катамаране, на чем же ешё! Иначе бы они видели что к чему и не лезли бы на "ступеньку" воды на сбойке. Покатались бы на каяке, прошли бы двухнедельный поход 1-2 категории, всё бы сразу ясно и понятно стало. Я в свой первый поход на каяке (река Абакан) пошел не умея ещё эскимосицца вообще. Наверное, поэтому и не залёг в том походе ни разу. ;) Да даже фиг с ним с каяком. Многие говорят, денег на него нет. Ну, возьми лодку резиновую, раз денег нет, сходи на какой-нибудь Сисим (номинально "трёшкой" плотовой считается), пользы будет гораздо больше, чем в режиме котят на пенопласте пройти на второй свой водный сезон Ону, к примеру. Так нет же, низкие категории - это "не спортивно", амбиции не позволяют! Ещё потом гордятся "да я в пятёрке был!". Грош цена такой петёрке, которую прошел не благодаря своим умениям, а вопреки их отсутствию. Повезло, да и всё. Просто игра в русскую рулетку, а в неё, как известно, всё время выигрывать невозможно.

 

>>>>>>>>>>>>>>>>>2 Talisker -- Boris
>>Поперечисляй в таком случае, из-за какой такой специфики, известной только пролетающим на трассе ворота туристам, слаломист нормального уровня будет "убираться" в порогах? Нет такой, ИМХО.

Наверное мое ИМНО будет в данном случае слишком субъективным, т.к. не с моей колокольни обсуждать слаломную технику, но раз уж я сам начал :-)))
1) ИМНО слаломист должен чисто засунуть между фишками только свою тушку. А лодку можно, если что и подтопить, чтобы фишку не задела. На реке вместо фишек - камни, бочки и прочая дрянь. Там надо вписываться вместе с лодкой.
2) ИМНО слаломист не привык/не ожидает в реке скрытых камней, притопленных бревен, зубьев в сливе и т.п. инородных предметов. На трассе, где он тренируется, они отсутствуют, как класс.
!!! Щас скажу :-))) Тоже самое относится к катамаранам, рафтам и др.судам. Слаломист не привык, что по трассе ездят такие штуки, и даже могут его задавить.
3) Такие водные структуры, как пульсирующий вал/бочка ИМНО тоже отсутствуют на трассе и слаломисту не известны.
4) Сифоны и подводные карманы ИМНО для слаломиста понятия обстрактные и незнакомые.
5) ИМНО слаломисты не знают как, и не умеют прыгать с водопадов.
6) ИМНО слаломисты не ходят на груженых лодках.
7) ИМНО слаломист не знает, как ему отлавливать убравшегося другого слаломиста. Как цеплять на троллейбус его лодку, весло и прочий хлам (а потом ехать со всем этим по трассе, sorry по реке).
8) Одно из самых главных отличий. ИМНО слаломист не привык грести, осознавая, что если он сейчас не впишется в траекторию - ему звездец (а не просто 50сек штрафа - или сейчас 20?). Как он будет себя вести в такой ситуации, никому не известно.
9) Тоже самое касается плохой погоды на реке, затянувшегося сплава, маленькой пайки, утреннего поха, несвежих воротничков и пр.походных прелестей. Но это напрямую к технике сплава не относится.

Примечание: 1) Мною рассматривался некий "рафинированный тепличный" слаломист, который кроме гребных каналов и трасс нигде вообще не был.
2) При этом я допускаю, что всему вышеперечисленному он в подавляющем большинстве случаев легко обучается (кроме п.8 - тут все слишком непредсказуемо).

Могу еще, если надо. Но ИМНО и так хватит :-)))
Еще раз повторяю во избежание бесполезного флейма: Я не сравниваю, кто лучше, а кто хуже. Я говорю, что есть отличия и специфика, которую надо знать и уметь (а следовательно - тренировать).

 

>>>>>>>>>>>>>>>>>>2 Talisker -- Сергуня
>Мною рассматривался некий "рафинированный тепличный" слаломист, который кроме гребных каналов и трасс нигде вообще не был.
В Европе более чем достаточно слаломных трасс имеющих европейский класс сложности 4-5 Многие из них расположены в естественных руслах рек. Практически все возможные "турбулентности" там присутствуют. Камней тоже более чем достаточно, в том числе и подводных - и практически всегда некоторые из них играют роль в линии движения спортсменов.
Многометровых водопадов и подводных карманов, конечно, нет.
Груженая лодка - тоже аргумент, но с таким же успехом можно говорить и о_любой_другой...
Слалом приучает "читать воду", т.к. спортсмен проходит трассу без пробных попыток, только посмотрев показательный заезд.
То что результат считается по сумме попыток - тренирует стабильность.

 

об опасности обучения на катамаранах -- Alex Korchmar
>>>>>>обучение на катамаране малоэффективно и рискованно. Доказывать снова-даладом?
>>>обучение _чему_? Если вот тому, о чем Аня писала - доказывай.

> Сорри, что упустил. Я имел ввиду технику и умение "видеть воду".
первому учатся в бассейне/яме. В смысле, если этому учиться в каяке на живой воде да еще, как обычно, самостоятельно или хрен знает у кого - получится не техника, а такой же хреноватый ее заменитель, как у помянутого катамаранного экипажа, кое-как научившегося делать траверсы, не научившись предварительно грести.
Значение второго, на мой погляд, народ склонен сильно преувеличивать - во всяком случае, я достаточно навидался каякеров, воду не видящих вовсе, всегда пытающихся ее давить силой. Частенько - успешно.

> Аня, кстати, права насчет того, что очень многие идут по пути отработки спасработ
> и килей с заплывами
она возможно права и насчет того, что если постоянно повышать планку - именно это тебе и понадобится - рано или поздно.
Чем позднее - тем хуже будет то место, где понадобится.

По поводу твоего примера - каякеров (и не худших), которые не могут выбраться из улова, в которое сами же только что зашли, я тоже наблюдал, и тоже неоднократно.

> Просто игра в русскую рулетку, а в неё, как известно, всё время выигрывать невозможно.
скорее в "кто подойдет ближе к тигру". В русской рулетке от тебя ничего не зависит. Здесь - зависит.
Можно не подходить слишком близко, можно научиться прыгать подальше, можно психологию тигров годами изучать...
И вовсе необязательно в итоге тебя с'едят. Но вполне вероятно, если непременно стремиться подергать каждую зверюгу за усы.




>>О методике тренировок -- Alex Korchmar
>Так вот, на мой взгляд процесс обучения включает в себя 2 принципиально разные
> состовляющие. 1 – это непосредственно техника сплава. 2 – «выживаемость».
примерно так и есть. Но с точки зрения подхода ЕК можно провести разделение немножко в другом месте (где большинство катамаранщиков и многие каякеры его и проводят)

Между техникой, отрабатываемой на простой воде/в бассейне и той ее частью, которая относится к нетривиальному сплаву, есть все же некоторый зазор. Возможно даже меньший, чем между техникой нетривиального сплава и техникой вытаскивания себя из задницы, в которую ты нетривиально заплыл по причине недостатка техники предыдущего рода.
И обучение в этом месте - чревато и для обучающего, и для обучаемых, вдобавок мало что можно отработать в действительно совсем безопасном месте (близкий мне пример - ну нельзя [на]учиться прыгать со сливов в бассейне. Прыгать приходится с реальных сливов. И периодически прибывая под слив, если не прыгнулось.)

> На самом деле говорить о том, что это «порочный» путь бессмысленно.
> Если целью является пройти нечто любой ценой
если целью является просто пройти нечто. Самому. В этой жизни. А не твоими учениками через три поколения.

 

Hosted by uCoz