Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Кодар-2005

(науке «Логике» во всех её проявлениях посвящается)

-         Ну, как сходили?

-         Классно!

-         А куда идёшь?

-         В травмпункт…

(бородатый туристский анекдот)

И было нас шестеро: половина была прекрасна…, вторая не очень, и пила значительно больше, может это как-то связано?.

4 июля

Как всегда куча дел на последний день. Как всегда частью не успел сделать и последние указания, пожелания и просьбы отдавал Наде, выглядывая из-за спины проводника и под ироничным взглядом Стаса в медленно набирающем ход поезде.

В вагоне много молодёжи – сессия только что закончилась. Почему-то в основном женского пола, или мне так кажется, ввиду гендерных особенностей. Жарко… Некоторое время работаем открывальщиками окон в разных купе – зарабатываем себе очки, которые нам пригодятся в полночь, когда наши исконные пьяные мужицкие разговоры станут источником шума. Впрочем, в первый день убили одну поллитру на троих, гон был ненавязчив, и скоренько мы успокоились на своих боковушках.

5 июля

День прошёл с торчанием у открытых окошек в тамбурах, от которых отгонял злюка-проводник. После проезда по Братской плотине народ сорвало с катушек (когда речь заходит об алкоголе, любые намёки на сапиенсов касаются только мужской части нашей компании) и начал банально пить, я попытался спать, но не тут то было, наш Стас сначала разбудил Иришу, потом меня (как – уж я опущу), в итоге мы надрались, далее было приставание к проводнице с истерикой последней, венцом стало разбитое зеркало в туалете (всё тем же  персонажем), после чего он удалился трещать с девицами-студентками, а остальные всё же улеглись спать. В общем, напряжение душного дня было более-менее снято.

6 июля

С утра болит башка, и так весь день – всё-таки не нравится мне их перцовка, ещё с Коксу. Дуем чай, зырим в окно, чтобы хоть как-то запозитивить атмосферу. «Сердобольный» Стас помогает проводникам выяснять, кто же, всё- таки, разбил зеркало в туалете, в результате всё закончилось для него самым лучшим образом – виновника не нашли. У меня свой интерес смотреть в окно – пытаюсь узнать знакомые места, где стояли наши посёлки в 1976-1978 годах, оказывается, большая часть узнаётся легко и заросшая площадка 142 км, и лужайка около Новосёлово, только наших огромных ёлок уже нет. Впечатляет серпантин на перевал Даван и пятикилометровый туннель – а сколько здесь людей и техники угробили при строительстве – ого-го.

В 14 местного приехали в Северобайкальск, быстро сдали вещи в камеру хранения. Как и обещала Ириша, у неё быстро получилось наладить контакты – по 40 руб. договорилась на термальный источник и за 500 на всех с другим водителем, чтобы он нас забрал обратно через три часа.

Да сидеть в Северобайкальске на вокзале, если у вас есть больше 4 часов бессмысленно, надо ехать в Солнечный – горячие ванны спасут ваше настроение, бесцельно проходящее время и т.д. И вокруг две горнолыжки – повод призадуматься.

В открытых бассейнах сидит около 6 девушек, тётенек и бабушек + три пацана и мы с камерой. Сидеть долго даже в той которая похолоднее долго напрягает, поэтому накупались мы за час и пошли в кабак, так как времени у нас было ещё почти час. Отведали запеченного омуля, тут и водитель наш подошёл.

Шофёр оказался весьма общительным дяденькой, который по совместительству работает в ПСС Северобайкальска, много рассказал, завёз на причал поинтересоваться ценой катеров, на рынок купить накомарники (Маришка, классно – одним мимолётным движением женской логики, ой щас меня начнут бить, сбила цены на накомарники и взяла пару – себе и мне), показал где рынок продуктовый, ПСС и прочие городские достопримечательности.

Ещё одна фишка – на вокзальском туалете, открытом нараспашку висит табличка на уровне морды «Закрыто на уборку», которую все отодвигают и заходят, как ни в чём не бывало.

Сели в поезд, набрали дошираков, съели и расползлись по полкам. Ночью на Северомуйский тоннель не проснулся, ну и ладно. Зато Ириша, говорят, носилась по вагону с очередными горящими глазами.

7 июля

Как засыпали, после сероводородных ванн, так и просыпались – мучительно. Тяжело пьём чай и доедаем сушки. Всё утро идёт противный моросящий дождь до самой Чары. Проезжаем Витим, Ириша говорит что Паводок – напрягаемся. Выползли в Новой Чаре к автобусной остановке, с нами ещё полтора десятка человек. Через 10 мин подошёл автобус и всех их увёз (мы как всегда с нашей тарой не влезли). Ничего – фрахтуется маршрутка, к нам подсаживаются ещё пара местных, не успевших на автобус и более-менее приемлемо мы едем.

Медленно едем по Чаре. Иришу впечатляет вездеход, стоящий во дворе, тормозим, и она бежит поговорить с хозяевами. Машет рукой – выгружаемся. Располагаем под навесом рюкзаки, сами топчемся на веранде. Хозяева, работники прокуратуры, сейчас заняты, а после обеда могут забросить нас на вездеходе к устью Хавагды, или близко около того, за стандартную цену – соглашаемся. На Чарские пески мы уже не попадаем, нас свозили на брод и популярно показали, что по такой воде этот брод возьмёт только пароход. Жаль.

Убиваем время разговорами про местное житиё с хозяйкой, просмотром открыток и довольно занятной книжицы про Кодар. В обед нас кормят домашней едой: картошечка с грибами, свежие огурчики из теплицы, молоко и сметана прям из-под коровы – вах! К полпятому все дела сделаны, вездеход подготовлен, туристы с рюкзаками погружены и вперед. Ириша, несмотря на дождь села на крышу, нашей смелости не хватило – поехали. На полдороги погода начала налаживаться, выглянуло солнышко и мы все повыползали на крышу – впечатляющая поездка – искренне советую. В 19.30 встали перед каменистым подъемом, дальше водитель выражает нежелание ехать ввиду высокой вероятности сползания гусеницы с колёс на обратном пути, а один он её не наденет, соглашаемся – выгружаемся - тепло прощаемся. Время ещё есть, и, накинув рюкзаки, пошли в горку. К 21 дошли до спуска с пригорка, дорога подходит прямо к Сакукану, хорошая стоянка – останавливаемся. Самые отчаянные сходили – покупались в реке.

8 июля

Встали нормально, полтора часа хода ещё не скрючили нас. Вышли примерно в 10. Пешка… по медленно превращающейся в тропу дороге. Старые разрушающиеся мосты через притоки – мимо, развалины пересыльных лагпунктов и посёлка лагерного начальства – мимо, небольшая стоянка рыбаков, здороваемся, перекидываемся словами – мимо, дорога местами подмыта, завалена, зарастает, несмотря на многочисленных туристов – мимо, в конце уже просто броды через водопадные ручьи – мимо. Мост порушенный через Сакукан на Мраморное ущелье и дорога по тому берегу – мимо. В конце устали как собаки, но наградой была лучшая стоянка на всей дороге – прямо над каньончиком с четырьмя последовательными водопадами Сакукана. Ура! А ведь пробежали 20 км чуть в горку.

Больше всего удивила стойкость Стаса к желанию сохранить свою обувь сухой. На каждом неперепрыгиваемом броде он снимал ботинки, упаковывал их, одевал кроссовки, перебраживал и переобувался обратно, проделывая всё это с тщательной аккуратностью.

У костра женская логика начала брать своё, то есть идти на маршрут сильно напряжно и очень по времени тяжело, поэтому мы будем стоять тут базой и налегке выбегать на перевалы, а потом уйдём обратно, может ещё и на Пески попадём. Мужская часть кулуарно побурчала.

9 июля

«Ириша – первая кровь»

Сегодня первый радиальный выход на Медвежий, пока он согласуется даже со старым графиком. Первый дежурный встал в 7.30. Остальные – как попало, поэтому вышли только в 10.50 (фраза дня от Кати, нокаутирующая мужскую логику: «Я вот вчера встала  позже всех, а собралась раньше, поэтому завтра надо встать всем попозже, чтобы все могли выйти пораньше» слова я наверняка переврал немного, а то может выясниться, что и не немного вовсе – но жить буду, надеюсь).

Час потратили на брод и ознакомление с баней и заброшенной ГМС. В ГМС много туристско-музейных фенечек и заброска (мясо с картошкой на немецком языке, позже мы узнали, что это некие немцы водники приехали кататься. Бурундуки здесь, как и во всех подобных местах – наглые и многочисленные. Далее начинаем через стланик уходить по тропе на перевал. Стланик довольно быстро кончается. Потом нашли водопад на ручье Медвежьем и, как могли, залезли под него. А ещё был снежник, по которому крышеуеханные девчонки катались по снегу, «мужественно сдержанные» мы перекинулись с ними в снежки. Дальше наверх начала подпарчиваться погода. Первый перекус устроили под последним взлётом, народ ропщет, но погоревали и пошли брать высоту. Первым геройски полетел Стас, за ним попытался увязаться я. Прошли большую часть – смотрю, Ириша поднимается весьма коряво и медленно, подхожу к ней – разбита рука – головокружение, упала, и вон как, оказывается поранилась. На перевал ковыляем вместе, там, в первую очередь Стасовыми усилиями, начинам оказывать первую помощь. Зато погода разгулялась, солнышко светит, ледники – красавчики, пик БАМ повернут нам самым стройным профилем и выглядит альпинистским суперпрепятствием. Вах!

Перекусили вторично. Прочитали мокрую записку туристов из Северска и решили оставить, а с собой забрали другую – с ложного Медвежьего. Потом начали сгущаться тучки, и мы начали сворачиваться. На перевале просидели чуть больше часа – кажется, я начинаю понимать горников.

Ну, обратно мы шли, шли, шли

и в избушке группу из Харькова нашли,

идут двойку-четвёрку,

с собой взяли одну-другую девчонку,

что-то меня на рифмы распёрло,

сворачиваться пора.

Дома были в 20. Ну, там, за первый перевал и далее неинтересно. Куда идти толком не решили – утро вечера мудренее.

10 июля

Я встал первым, делать нечего, сходил искупался и пообщался с духами Кодарскими – говорят, день будет хороший.

С мудрого утра решили идти на Мурзилку. Читали про него, в одном отчёте написан в конце скальный участок со свободным лазанием 4 м, в следующем – 6 м, было высказано мнение, что пора прекращать читать отчёты, а то скальный участок в них растёт, и точно – в третьем – 7 м.

Телились в лагере опять долго, опять вышли в 11. Очень медленно. Потеряли тропу, стланик нещадно выводил из себя, особенно некоторых особ. В итоге к 14 сидели под Царским троном и решали куда ж всё-таки пойдём, ибо побитые ноги и сметённые кодарскими духами чувства части группы выражали сомнение о подъёме на Мурзилку, а вокруг столько перспектив – Угловое озеро (как потом рассказали и, правда, хорошее место), цирк Царский трон и обнаруженный столпами мужской логики Золотойкорень.

Но, учитывая что в этом походе всепобеждающа была совсем другая логика, после перекуса все пошли на Мурзилку таки. После поворота долина стала волшебнеть и сказочнеть на глазах. Обнаружена очередная чашка под водопадом, куда все по очереди и залезли. Остальные виды описывать бессмысленно, это надо видеть.

Сам подъём на Мурзилку большей частью был по небольшим ледникам и участкам с разного калибра осыпями, финал – та самая стенка – оказалась метра 4, на самом деле, и легко преодолима по многочисленным уступчикам. А вид!!! – народ впал в перевальную эйфорию, в коей и находился больше часа. Номера, откалываемые нами, тоже ни имеют смысла в описательной форме – забирайтесь на перевал, там сами такие будете выделывать.

Спуск начали в 18, часть сильно отстаёт из-за побитых ног и проч. После выхода на зелёнку решили разделиться на две группы: мы с Иришей помчались в лагерь готовить ужин, а остальные стали неспешно и аккуратно спускаться в обычном режиме.

В своём беге наткнулись на гнездо куропаток. Мелочь так и сыпанула в разные стороны, а мамаша давай ходить вокруг нас, типа с подбитым крылом, а мы стоим снимаем на камеру, а она ходит кругами. Поняла, что трогать не будем, и упорхнула. Когда уже отошли на несколько метров, из кустов выскочил куропат и давай нас вдогонку поливать: «Да я вас одной левой, ходют тут всякие мимо моего гнезда без спросу, а лицензия у вас есть, а куропатный сбор почему не оплатили…(дальше нецензурно)». В общем – еле ушли, а то бы заклевал нас своей Логи…, ну сами понимаете – чем.

В 21 были в лагере, и давай готовить, а вокруг что-то изменилось, как повалил народ по тропе к ГМС. Начали спрашивать – оказывается тут местный тусняк пионеров (юных туристов) Восточной Сибири и Дальнего Востока начался, и вот они в количестве 200 лбов запёрлись на Кодар и расселись вдоль всей дороги. Мама, не горюй! От этого оказалась одна польза – выцепили пацана, который по пол лета проводит на Кодаре, он рассказал, куда ещё стоит сходить (Сюрприз, Угловое , Царский трон) и как и где бродить Сакукан, чтобы попасть на тот берег, на пески, а потом с них выходить в Новую Чару.

Почти через полтора часа прибежали наши, а у нас как раз всё готово. Ужин. Обсуждение завтрашних перспектив. Сон.

11 июля

«Лучше Марина на морене, чем морена на Марине»

(фраза дня)

С утра бьёмся на две части. Стойкие перевальщики идут на Сюрприз (Ириша, Маришка и я), Миша-Катя-Стас идут гулять на Угловое озеро и на обратной дороге набирают Золотого корня.

Наша банда вышла в 11.20, вторая попозже, встретимся мы, как потом оказалось – через 11 часов.

На выходе мы даже не посмотрели, что идём на самый высокий перевал в этом походе (а оно то оказалось 2780, 1,3 км пришлось за день набирать и сбрасывать высоты).

Перебродили втроём нормально – увидели технику брода пионеров – понравилась – будем пробовать.

За час добежали до развилки Медвежий – Сюрприз и далее по новой тропе. Нашли очередную чашку водопада, и как всегда – ну давай купаться.

Нелёгкий, длинный подъём по неприятной осыпи к Сюрпризному озеру. А ОЗЕРО!!!! (коллеги утверждают, что красивее место, чем Угловое, они в жизни не видели, ну так мы спорить не будем, ибо они не видели нашего Сюрпризного и наоборот). Устроили фотосессию, апофеозом которой стала горячая сибирская девчонка, загорающая на льдине посреди озера (в главной роли – Маришка). Перекусили первый перекус. Подъём сначала пологий, но постепенно кручи всё круче по огромным обломкам давишних крушений. Этакий курумник для великанов. При подползании к перевалу ещё и пара зеркал градусов 40 – успешно миновали.

И вот мы стоим на Сюрпризе и в очередной раз, и по-новому –обалдеваем от счастья. Снимаем записку наших знакомых харьковчан, которые ушли отсюда полтора часа назад, в записке написано 12.06 (хотя на самом деле 11 июля), и мы пишем тоже 12, но июля, совсем крыша поехала. Маришка оставляет сюрприз от нас – желейную конфетку. Балдёж, второй перекус, надуваем шарики и устраиваем видеосюрприз уже для наших ребят, которые не пошли с нами.

Начали спускаться уже в восьмом часу. Чувствуется устали – спотыкаемся. Тут на курумнике я и расшиб коленку, о которой ещё будет много разговоров и волнений. А казалось-то – всего лишь ссадина с кровью, к которым я привык и никогда не обращал внимания.

А пришли домой уставшие и голодные, но счастливые в полодинадцатого. А на бережку Сакукана две довольные рожицы чистят Золотой корень, а Катя как раз доготавливала ужин. Обменялись эмоциями – все довольны, все счастливы – хорошо.

12 июля

«Народ требует стоянку, лежанку и сиделку»

(фраза дня)

Пора уходить. С заходом в Мраморное ущелье. Собираемся. Вышли почти в 12. Довольно быстро добежали до разрушенного моста в Мраморное. Давай искать броды, спорить, ставить условия, психовать – мелодрамы отдыхают. Среди всего этого бреда радует спокойствие Ириши, чувствуется – ниточки держит и итог будет приемлемым. Что самое смешное, она тоже ставит условия, типа психует, но как-то всё по месту – чтобы не выпустить ситуацию.

Сначала Мишка со Стасом пробуют перебродить выше моста, потом Стас и я находим ещё одно место ниже моста и доходим почти до середины реки, но… возвращаемся, больно сильная струя. Понятно, что Мраморное для нас накрывается, времени бегать искать ещё броды – у нас нет. Наградой за мудрость на стоянке Ириша находит  косичку копчёного сыра – это лучшее из того срача, который наоставляли пионеры – наша смена, блин! Драть их некому!

Идём вниз по дороге, по которой шли сюда, всюду фантики, мешочки и прочие следы жизнедеятельности. Периодически идёт дождь, идти невесело. В районе 21 приходим на нашу первую стоянку за Хавагдой, там стоят ещё группа пионерок (практика институтская у них по специальности «Экология и туризм» – аф-фигеть). Встаём аварийно рядышком – находим место на две палатки. Мучительно разводим и поддерживаем костёр – готовим что-то быстрое, кажется смесь быстрорастворимых картошки и лапши – я уже не вмешиваюсь. По дороге Ириша упорно собирала грибы и добилась своего – мы их будем есть, а сейчас мы с ней занимаемся ими. Ужин получился вкусный, и все остались довольными. Только периодическое отсутствие дождя почти никак не улучшает настроение – влажность остаётся стопроцентной. Над рекой висит густой туман облаков.

13 июля

С утра погода столь же мерзкая. Никуда идти не хочется. Пионерки уходят в Чару, оставляя за собой горы практикантско-экологическо-туристического мусора. Слава богу, хоть тампаксов и гондонов не накидали.

Идём вдвоём с Мишей искать брод. Тратим на это часа два, но всё находим, брод ходимый и для девчонок, даже нашли нужную дорогу на том берегу, ведущую вроде к пескам и развалины очередного лагпункта с колючкой – Да!! Советская власть очень старалась, чтоб её не любил народ – оч-чень-оч-чень старалась!

Перебродили в двух совершенно разных местах – так получилось, но броды нормальные, Мишкин лучше. Возвращаемся – делимся впечатлениями. Погода отвратительная. В лагере раскол: я уже готов просто свалится в Чару без всяких песков, Мишка хочет на пески, остальные пасуют. В бой вступает командир. Ба-бах! И надо паковаться – решение принято и обжалованию не подлежит – идём на Чарские пески (окончательные слова Ириши : «Пойдём нафиг, чтоб было всё пофиг», и она добилась своего, с некоторого момента на дороге стало всё пофиг, но нафиг всё-таки того стоил).

Бродим более-менее удачно. Выходим на дорогу, но через 10 мин. развилка. Пытаемся идти по основной во вроде нужном направлении – приходим к наледям на Сакукане, поворот, идём в отвороток направо – быстро теряется в мари (это некий вариант неглубокого болота без тины-трясины, но ходить надо всё равно по воде). Идём напропалую и забираемся на пригорок, с одной стороны озеро с другой Стас находит заросшую дорогу. Идём по ней. Дождя уже нет, но разницы никакой даже противнее – вроде воздух не мокрый, а от капель с кустов постоянно мокнешь. И так мы шли, шли, шли до песков, до 22 времени. Дорога подошла прямо к пескам. Забрались, заторчали. Катя требует стоянки, Ириша согласна, только скептический Стас говорит, что этот песок мы ещё дома выгребать будем, типа опыт стояния на песке ему это говорит -  (опыт подтвердился на 100 %), но не сильно против. Встаём и разбредаемся по пескам, потом нехотя ставим лагерь.

Финальный ужин – плов. И если кто-то перед приготовлением сомневался, что в котелке и с пеммиканом можно приготовить плов, то потом он искренне каялся и пытался присвоить мне звание «Лучший завхоз российской федерации», а я так скромно сказал, что оно у меня уже есть и дважды тут не будешь, это не абсурдный герой советского союза.

Сил нет, все разбредаются спать, и только Стас призывает всех отметить последнюю ночёвку на природе, но его не слушают, тогда он забирается в палатку и всё это мероприятие проходит у нас в доме, хоть народ и стремился заснуть.

14 июля

Часы завалились под меня, там я непонятно чем нажимал на их кнопки всю ночь; итог – время сбилось, будильник отключился, и мы проспали. С утра опять дождь, собираемся под ним, готовить ничего не хочется, доедаем плов и сушки.

Выходим когда-то там. Быстро натыкаемся на базовый лагерь у песков набитый спящими пионерами. Готовящая завтрак тётенька любезно объяснила про брод: «пройдёте, хоть вода и поднялась», пообещала подболоченный выход на трассу, ну ладно.

Брод мы всё-таки проскочили. Зато на свежие следы двухгодовалого мишки наткнулись. Потом осознали, что все логики у нас уже отключились и пошли обратно. Стас с Мишей нашли брод, который решили бродить парами. Ну, там, без слёз, конечно, не обошлось, весомый аргумент женской логики помог перебродить и Верхний Сакуканище.

А потом 3 км по азимуту по болотам – незабываемый финал нашего горного путешествия.

На дорогу выбрались примерно в 15.00 и пошли, перед мостом через Чару нас подобрал Урал с общительными железнодорожниками. От них мы узнали, что многого ещё в здешних краях не видали. Урал нас бесплатно довёз до вокзала.

Весь зал ожидания в наших знакомых пионерках, развешаны сушащиеся спальники, маечки, расставлены ботинки, мусорница с горой набита всяким непристойным туристским хламом. Ну, мы конечно присоединились.

Девчонки попытались сходить в депо помыться – фиг. А Стас и я за ним в туалетном умывальнике отмылись. Даже позвонить домой успел сбегать. Билеты есть только в общий вагон, но он пока почти пустой, занимаем купешку. Уже с умилением смотрим на болото, из которого с матами только что выдирались и машем ручкой Чаре.

Ночью не спала только Маришка – караулила Северомуйский тоннель. Я проснулся как раз при подъезде к нему и мы вместе, тараща сонные глаза, прочувствовали (ибо смотреть всё равно было не на чего, кроме памятника строителям на въезде) всю торжественность момента. Правда Маришка свалилась на полтоннели, а я как-то дожил.

15 июля

Наутро народу в вагон набилось с прибытком. Пытаемся попить чайку.

Северобайкальск – бросили рюкзаки на перроне на Мишу и сиганули в разные стороны: в магазин, на рынок, звонить МЧС, родным. Омуля взяли и кое-какой еды. Как раз к посадке пришли.

У меня купе, я в последнем, но один на весь вагон, только жук-усач Кеша лазает по моей шторке. Иду к нашим, у них в плацкартах тоже пока немного народу. Только тут вижу, как мою ногу разбарабанило. Катя предлагает вскрыть, спасибо Катенька, но меня на капусту хирург дома пошинкует. Стас пристаёт к Ирише: «Ну вот, скажи командир, чисто от души каждому из нас, как мы в походе». Та отшучивается, мол и так всё понятно. На Лене перешли посидели у меня в гостях, потом обратно. Пить не хочется – иду спать.

Ночью ко мне подсели два мужика, да и вагон начал заполняться.

16 июля

Поезд. Выползаем на станциях. Особо понравился Красноярск. Там одно так и осталось загадкой – на привокзальной площади на главном фонтане – фигура льва с лопатой в одной лапе и серпом, опасно болтающимся около яиц, в другой – интересно, что бы это значило. Прощаемся с Маришкой, она едет к родным на неделю. Вот и всё. Приезжаем поздно ночью. Молча, под моросящий дождик, уползаю домой.

А может, всё-таки, ещё будет нормальная точка, хоть я их и боюсь.