Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Краткие заметки о посещении пещеры Новососедовской

В субботу утром на электричке, идущей в Искитим 5 человек отправились на поиски пещеры Новососедовской. Из особой снаряги у нас были широкие лесные лыжи, палатка «зима» с печкой, пара верёвок на всякий случай и каска для «избранной» :).
       Приехав в Искитим морозным днём мы сели на автобус до Легостаево и через 1.40 были на дороге рядом с указателем «Новососедово 15». Дорога хорошо расчищена и идти по ней на лыжах оказалось не очень приятно. Потому, мы, привязав их к рюкзакам пошли пешком. Не прошло и 20 минут, как впереди показался посёлочек, а рядом с ним указатель - «Новососедово». Мы никак не могли поверить своим глазам! 15 км за 15 минут??? Когда подошли поближе к указателю, то увидели, что на нём стёрта стрелка, указывающая вправо. А мы то уже надеялись! :) А деревня эта называлась Малиновка.
Дальше дорога поднималась и опускалась, соответственно холмистому рельефу, который был вокруг. Когда мы прошли уже 8 километров, нас наконец-то догнал автобус до Новососедово.
Высадились у магазина и пошли опрашивать местных жителей: не слыхали ли они про пещеру в здешних местах! Продавщица магазина сделала круглые глаза и отправила нас в клуб к старосте посёлка... А в клубе тем временем готовились к выборам - на сцене проходила репетиция деревенского хора, устанавливали единственную корзину для голосования и развешивали плакаты с фотографиями вероятных президентов страны.
       Староста оказалась боевой женщиной, которая поведала нам, что тут на самом деле две пещеры. Другая - в 10 км от посёлка на реке Ик, и она водила в прошлом году туда народ из Университета. А та, которую мы ищём - прямо в горе напротив посёлка. Она сказала нам, что вход - очень узкий и не всякий туда пролезет и нужно вешать верёвку. В прошлом году, по её словам, туда спускали на верёвке самую худую девушку посёлка за летучими мышами.
       В пещере когда-то было 8 гротов, но в 1957 году там погибла девушка и после этого проводились какие-то взрывы - от пещеры осталось лишь три грота. Сказав, нам, что пещера - «там, на холме за берёзками» староста удалилась дирижировать, а мы пошли на поиски пещеры.
       Поднявшись на холм, минут через 10 мы нашли пещеру «под единственным кустом черёмухи», как говорилось в описании. Вход достаточно узкий уходит вниз под углом 80 градусов. Перед спуском в пещеру – решили пообедать и разбить лагерь. По лагерю приходилось ходить в лыжах, т.к. иначе проваливаешься по пояс. Часов в 19.00 подошли к пещере. Заметно похолодало. Руководитель в тайне надеялся, что можно переночевать в пещере.
       Навесили верёвку, на всякий случай и стали спускаться. По наклонному ходу «с низким потолком», почти плашмя и ногами вперёд спустились до ответвления. По нему, опять же лёжа на животе попали прямо в гротик, засыпанный сырой глиной. Под потолком на верёвочке висел термометр и показывал +4. После пяти минут нашего пребывания там стало +7, а после того как мы все впятером там сфотографировались стало +11. Прямо парилка какая-то! Дальше, идя по основному ходу, мы наткнулись на развилку. В одну сторону – натечка, в другую ходик, заканчивающийся небольшим гротом. По пути к нему на полу лежала дискета «Dos Formatted» - чего только не пригождается современным спелеологам в пещерах!
       Развернув карту стали гадать, где же мы… И тут до нас дошло, что мы уже находимся в самом конце карты – пещера проходится за 10 минут!!! Это нас весьма развеселило, и начали мы искать себе развлечений. Создали музей поделок из глины (её там немерено ), прокапали немного ход – расширили пещеру, соревновались в прохождении кольцевого калибра на время…
       Ночевать там оказалось негде – нет ровных мест, да и воздух быстро кончается. Поэтому в 23.00 мы поднялись на поверхность. А там: Звёзды огромные повсюду, даже под горой и ДУБАК! Надев лыжи, дошли до лагеря. Чтобы обеспечить себе хоть немного тепла на ночь стали заготавливать дрова, ставить палатку и т.д. В час ночи с неразжимающимися конечностями вползли в палатку БЕЗ ДНА!!! Печка еле грела. Ночью иногда просыпались от того, что кости в организме замерзали, а под ногами похрустывал снег. Дождавшись, наконец, рассвета, радостно покидали вещи в рюкзаки и пошли на 8-ми часовой автобус.
       Вернулись в город в 11.

Выводы: пещера довольно интересная, хотя и очень маленькая. Размер её сравним с Егорьевской, по-моему, даже меньше. Место, где она расположена – очень красивое. Вид с горки перед с. Новососедово открывается просто шикарный, да и само село симпатичное. Чтобы съёздить туда – достаточно 1,5 дня и 100 рублей. НО! Погода должна быть потеплее градусов на 20, как минимум.