Маршрутная книжка N 8-9-08 |
Руководитель группы Столяров К.А. |
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела
отчет и считает, что путешествие может быть
зачтено всем участникам и руководителю. Новосибирск 2008 г.
Маршрут имеет первую категорию сложности.
г. Новосибирск – с. Маслянино (автомобиль) – р. Бердь (сплав) – г. Искитим (антистапель) – г. Новосибирск (автомобиль)
Способ передвижения - сплав на катамаранахФамилия, имя, отчество | Опыт | Обязанности в походе | |
Столяров Константин Александрович | р.Чуя IVу, р. Песчаная IIIу, р. Бердь Iу | Руководитель, фотограф, казначей | |
Егорова Татьяна Юрьевна | р.Она IVу р. Чуя-Катунь IVу | Лоцман К1, завхоз | |
Кадашев Дмитрий Викторович | р.Чуя IVу, р. Песчаная IIIу, р. Бердь Iу | Рем. мастер. Лоцман К2 | |
Ливанов Антон Сергеевич | Медик |
Река Бердь протекает в пределах Маслянинского района Новосибирской области. Из всей области этот район наиболее живописен, чем и объясняется его популярность среди туристов и отдыхающих. Вторая половина реки пересекает юго-западную оконечность Салаирского Кряжа и в период весеннего паводка доступна для туристов- водников. На этом участке реку можно охарактеризовать как типичную горно-таежную. Русло в основном песчаное, берега- глинистые. По берегам тайга перемежается с сосново-березовым лесом. По берегам встречаются скальные выходы.
В районе г. Маслянино Бердь становится равнинной рекой, но далее опять приобретает горный характер (увеличивается уклон, появляются слабые порожки). В целом все маршруты, включающие р. Бердь не превышают 1 к.с. Препятствия представляют из себя перекаты или слабые шиверы.
Из растительности в районе маршрута преобладает темнохвойная тайга (ель с примесью березы), которая весьма часто сменяется остепненным сосново-березовым лесом (особенно в долине р. Елбань и вблизи Маслянино). По берегам Берди расположены густые заросли ив и осин.
Путешествие было организовано новосибирским клубом водного туризма "Сплав". Выдана маршрутная книжка №8-9-08. Путешествие носило в тренировочно-спортивный характер с элементами отдыха от суетного мира, но ввиду погодных условий отдыхать не получилось.
Исходя из сложившихся обстоятельств, перед группой были поставлены следующие цели:
Для всех «новичков», пришедших в этом году в клуб, были организованы несколько теоретических занятий, которые включали в себя основные вопросы организации водного похода, в том числе и управления катамараном, а также занятия по оказанию первой медицинской помощи.
Снаряжение, использовавшееся в походе, и средства сплава принадлежали КВТ "Сплав". Большая часть индивидуального снаряжения являлась собственностью «старичков» клуба. Перед походом было проведено несколько организационных собраний команды, на которых были рассмотрены основные вопросы организации похода и распределены обязанности по подготовке снаряжения и продуктовой раскладки. Запас продуктов был расписан между членами команды, исходя из количества дней путешествия. В комплект индивидуального защитного снаряжения входили 4 спасжилета, 4 каски, 4 гидрокостюма.
Подъезд возможен на электричке до ст. Черепаново после чего на рейсовом автобусе до с. Маслянино. Обратно от г.Искитим до Новосибирска можно также добираться на электричке (идет около 30 минут). Но нами был выбран другой, наиболее простой с точки зрения реализации, способ: в оба конца доставка осуществлялась на личном автомобиле.
Дата | Длинна (км) | Примечания | ||
30.04 | Новосибирск-Маслянино | Выпал снег. Кто нас потянул поехать?! | ||
01.05 | Маслянино-Чупино | Строительство. Обкатка нового снаряжения. Утром выпал снег. Днем – растаял, но было холодно | ||
02.05 | Чупино-Кинтереп | Первое интересное препятствие. Холодно, изредка пролетает снег. | ||
03.05 | Кинтереп- высота 274 | После обеда начались шиверы и быстроток. | ||
04.05 | высота 274 – Легостаево | Шиверы до стрелки с р.Ик. Дальше нужно грести. | ||
05.05 | Легостаево – Харино | Совсем скучно. Даже течения нет. | ||
06.05 | Харино – Искитим | Заморосил дождик. Гребем как и в прошлый день – печально но сурово | ||
06.05 | Искитим - Новосибирск | А в машине можно включить печку. |
Каждое судно было оборудовано спасконцом ("морковка") по 30 м., чальным концом по 17 – 20 м и аптечкой. Рем. набор находился на одном катамаране. На случай потери весел на каждом катамаране находилось еще одно запасное весло.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма.
При движении по реке использовалась тактика хождения кильватерной колонной.
Водная часть маршрута проходит по реке Бердь. Препятствия, определяющие категорийность маршрута, находятся на участке от Никоново до Старососедово. Часть пути ниже Старососедово и до Искитима добавлена для увеличения продолжительности маршрута.
При сплаве обнаружилось что один из дутиков травит достаточно сильно (приходилось поддуваться раз в полчаса) а лягушку мы оставили в машине вместе с частью ненужного личного снаряжения участника, который отказался идти по такой погоде по состоянию здоровья.
Сплав по р. Бердь условно можно разбить на пять основных участков:Уровень воды: выше среднего.
Течение слабое. На многих участках почти отсутствует. Основные препятствия – куты по берегам и полузатопленные острова, которых не много. Если уж очень неумеючи управлять катамараном то можно на кусты налететь, но обойти их не предсьавляет никакой сложности.
2. Шивера около с. НиконовоУровень воды: выше среднего.
Примерно за 5 км. до села Никоново на прямолинейном участке, примерно в его середине, расположена шивера с валами до 40 см в нашу воду. При понижении уровня воды до ниже-среднего уровня на ее месте образуется островок поросший травой. Его обходить можно как справа так и слева везде вполне проходимая глубина до полуметра, но валы уменьшаются, что логично.
После шиверы на расстоянии примерно 500-800 метров расположен островок, на котором, при средней воде, уже можно ночевать. Там ловит телефон (МТС, Билайн) так что если есть желание, то можно связаться с цивилизацией. Справа от острова на обрывистом берегу расположены искусственные лесопосадки из сосен, которые отделены мелкой протокой. Если на острове не чалиться то обходить его лучше слева – по основной струе.
Прошли шиверу кильватерной колонной сходу (просто это препятствие описано не было поэтому просто не успели зачалиться, издали приняв его за очередную отмель)
3. Сплав до горы «Соколий камень»Река успокаивается. При нашей воде на некоторых участках было течение, но ввиду встречного ветра («мордотык») приходилось грести. Да и если не грести то просто замерзаешь. Постепенно река начинает течь по сопкам. И местами появляются участки быстротока и маленькие шиверы с валами не более 20 см, но таких мест очень мало и при любом изменении уровня воды они могут исчезнуть.
Гора Соколий камень расположена на резком правом повороте реки примерно на 270 градусов. После длинного почти прямого участка (около двух километров). Перед самым поворотом расположен остров, а на повороте справа прекрасный песчаный пляж выше которого опять красуются искусственные лесопосадки. На это пляж советуем зачалиться – походить малость поразмяться и посмотреть за поворот: там есть омуток после которого струя немного прижимает к правому берегу , но ввиду особенностей берега в этом месте может скапливаться паводковый мусор, в который можно влететь(пару лет назад там лежала отличная березка, но в этом году ее уже смыло).
4. «Соколий камень» - с.Старососедовог. «Соколий камень» примечательна тем, что после нее количество шивер возрастает, но все они имеют вал не более 30 см, поэтому проходили их с ходу кильватерной колонной.
Последняя на это участке шивера расположена на прямом участке примерно за 1000-500 метров до стрелки с р. Ик. Там валы доходили до 30 см. В малую воду здесь появляются полуобливные камни между которыми можно устраивать слалом, но поскольку их не много, то приходится «бегать» через всю речку от одного к другому.
5. с.Старососедово – г.ИскитимПосле села Старососедово до Легостаево еще местами появлялись участки быстротока, на которых можно было расслабиться, но после Легостаево река совсем перестала «бежать» и приходилось постоянно грести.
Группа полностью выполнила все поставленные перед ней спортивные задачи несмотря на плохие погодные условия.
Запланированный график маршрута был выдержан.
Сплав по реке Бердь больше подходит для организации семейных походов на выходные. Есть как равнинная часть так и участок, протекающий в некотором подобии каньона (от с. Кинтереп до р. Ик). Также имеется одна, явно выраженная, достаточно мощная шивера примерно за 5 км до с. Никоново. На ней можно производить тренировки, но поскольку о ней не было никаких записей в отчетах предыдущих групп, то в план движения тренировку на ней мы не включили.
Сплавная часть по р.Бердь на участке от Маслянино до Чупино не представляет интереса с технической точки зрения. Он может использоваться для того, чтобы разгребстись и привыкнуть к машине, а также войти в походный ритм. На участке ниже Старососедово также никаких препятствий, представляющих спортивный интерес обнаружено не было, но тут появляется возможность для отработки правильных гребков, принудительных чалок и лагерной жизни.
Район путешествия не сильно населен, и местные жители не проявляют повышенной активности (за время 3-х сплавов по р. Бердь было всего лишь 4 или 5 встреч с селянами).
Обязательно нужно брать с собой йодантипирин, так как поход проходит в период наибольшей активности клещей. Нашей команде он не понадобился.
Очень желательно, даже в таком походе, хотя бы пары единиц съемочной техники, а то я один раз поскользнулся и чуть не утопил фотоаппарат. Кроме того желательно заранее проверить на сколько хватает аккумуляторов в фото/видео аппаратуре, поскольку на нашем образце японской техники даже новых Duracell Ultra хватало на полтора десятка снимков, поэтому экономили на всем, что можно.
В районе выхода в точку старта (с. Маслянино) строевой лес трудно доступен, поэтому, если требуется,нужно заранее озаботиться подготовкой черенков для весел. Ну и алюминиевые рамы сэкономят массу времени на строительстве и нервах руководителей.
Наименование | Вес, кг | |
Катамаран –двойка | ||
Спас. Конец | ||
Палатка |
Наименование | Вес, кг | |
Каска | ||
Спасжилет | ||
Гидрокостюм | ||
Гермомешок |
|
Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п.
Средний вес на одного человека примерно 10 кг. На группу 40 кг.