Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Техническое описание сплава по р. Кекемерен

от поселка “8 Марта” до пос. Арал

30 апреля – 3 мая 2004 г.

 Уровень воды - средний

Состав группы:

 Алексей Бобров

Вадим Бригинец

Вячеслав Булдыгеров

Екатерина Горбунова

Вадим Захаров

Михаил Иванов

Марат Ильясов

Василий Курков

Андрей Пикинский

Станислав Черноморский

 

Экипажи:

К1 (Тритон) – Захаров/Пикинский

К2 (Аргут) – Иванов/Булдыгеров

К3 (Рыбинск) – Бригинец/Бобров

К4 (Кулик) –  Ильясов/Горбунова

К5 (Аргут) – Черноморский/Курков

 

Сокращения:

 ПБ – правый берег

ЛБ – левый берег

ПП – правый поворот

ЛП – левый поворот

 

Настоящее техническое описание составлено на основе отчета С.И. Черника, которым мы пользовались при сплаве. Судя по их видеоматериалам, уровень воды у нас был такой же, с относительной оценкой сложности препятствий, приведенной в отчете Черника, мы тоже в целом согласны.

Вдоль всего пройденного участка идет дорога, до автомобильного моста в Верхнем ущелье – по левому берегу, затем по правому, после поселка Арал дорога уходит от Кекемерена. Просмотр и обработка всех препятствий, кроме участка порогов 17-20 (где дорога идет высоко над рекой), облегчены наличием дороги. Ключевые пороги расположены выше Арала, поэтому группы, использующие автомобильное сопровождение, с легким сердцем прекращают здесь сплав и уезжают. Так поступили и мы.

Благодаря автомобильной поддержке (обеспеченной фирмой “Гелеон”, Бишкек) все препятствия пройдены нами на разгруженных судах.

Западный Каракол впадает в Кекемерен несколькими протоками. Река после этого успокаивается совсем. Через 2-3 км на ЛБ находится поселок 8 Марта. Здесь река поворачивает направо. На ПБ начинается низкая терраса, заросшая лесом. В нижнем конце террасы хорошая поляна для лагеря. Через 1 км после поселка 8 Марта река поворачивает налево, справа галечный островок. За ЛП в русле появляются отдельные камни. Через 300 м ПП. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй ЛП расположен напротив курумника на ПБ. Шивера постепенно усложняется. На следующем ПП в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим ЛП. Для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало пр.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на ЛБ на высоте 6-10 м, выход на нее с реки возможен практически везде. До первых препятствий несколько километров.

 

30 апреля. Приехали на рассвете, остановились напротив разбоя в виду поселка 8 Марта (у него сейчас какое-то актуальное киргизское название). Лагерь не ставили, а сразу, позавтракав, начали строить катамараны. Нормальных дров мало, место для стоянки плохое, да еще в виду деревни. Сыро и холодно, от снежников веет стужей. К полпервому все суда были готовы, пообедали и в 14 часов начали сплав.

Длина первого участка препятствий Кекемерена до моста около 4 км, уклон 18.3 м/км. Плесов как таковых между препятствиями нет, есть только быстротоки длиной 20-30 м после пп.1, 3 и 4. Однако чалка между препятствиями проблем не представляет. Участок до порога Прорыв, на наш взгляд, достаточен для разминки перед более сложным сплавом в Верхнем ущелье.

1. Порог. Довольно бурный, но несложный. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10-15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается пор. 2. Последний угадывается по резкому падению, струя отжимается валунами ЛБ направо. Чалка для просмотра перед этими валунами на ЛБ по большой воде может быть довольно напряженной.

К 3 проходит шиверы перед началом Верхнего ущелья Кекемерена.

Проходили сходу с двумя перечалками и чалились к валунам ЛБ для просмотра пор. Прорыв, с которого начинается Верхнее ущелье Кекемерена.

2. Порог Прорыв (5С). Одно из наиболее серьезных препятствий Кекемерена. Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12-15 м. Заход в порог ближе к ПБ, затем после ворот, образованных полуобливными камнями, струя смещается налево и скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Напротив на дороге стоит километровый столб. Ниже на ЛБ выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня.

Тандем К1-К2 проходит входную часть порога Прорыв.

К2 проходит входные ворота ключевой части порога Прорыв.

К3 в горке порога Прорыв.

 

После этого препятствие постепенно упрощается и переходит в километровый участок “шиверы-порога” (пр. 3), представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями. “Шивера-порог” заканчивается порогом Слив.

На заходе в порог придерживались струи у ПБ, затем после первой гряды камней смещались в центр. На правом повороте смещались чуть ближе к ПБ, а в конце порога опять в центр. Чалка к ЛБ. Страховка с ЛБ двумя морковками в максимальном сужении после кульминационной горки. К1 и К2 проходили тандемом без страховки с воды, остальные поочередно с полной страховкой. Все прошли порог без ЧП, за исключением К4, с которого в одной из бочек смыло Екатерину Горбунову, которая далее шла, держась за раму. На катамаран она выбраться не смогла из-за сильной болтанки на валах, и К4 в сопровождении К1 зачалился уже ближе к окончанию “шиверы-порога”. Остальные экипажи проходили  “шиверу-порог” в режиме перечалки. Чалка для обработки пор. Слив к ЛБ.

Место чалки после порога Прорыв и начало “шиверы-порога”.

4. Порог Слив (5С). После короткой входной шиверы на протяжении 200 м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2 м. В последнем сливе, в честь которого и поименован порог, вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощный пенный котел. Прыжок через центр слива представляется весьма опасным, лучше проходить слив по краю – справа или слева. Струя в левой части слива обходит котел, однако попасть в нее очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру мешают полуобливные камни. Есть логичный вариант прохождения по самому правому краю слива, где струя менее мощная. Более техничный левый вариант.

После порога быстроток-плес, удобный для страховки.

Проходили правым вариантом, причем предыдущая ступень всем показалась существенно сложнее, чем сам выходной слив. Струя после прохождения выходного слива правым вариантом сбрасывает еще правее.

К3 проходит порог Слив.

К4 в пороге Слив.

После успешного прохождения порога всеми экипажами перечалились на ЛБ и встали на ночевку. Сплав завершили в начале шестого. Вечером предварительно просмотрели препятствие 5 и порог Мост.

5. Шивера-порог (4С) - участок длиной около 800 м от конца пр.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо засоренной камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу. Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу ПБ. За прижимом через 50-70 м река проходит 1,5 м слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валуны.

К5 в препятствии 5 незадолго до чалки перед мостом.

После пр. 5 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога Мост.

1 мая. На воду встали в 930. Проходили оставшуюся часть пр.5 главным боем, избегая больших бочек и навалов на камни, без страховки,  в режиме перечалки. Чалка к ЛБ в 30-50 м выше моста.

Длина участка от моста до порога Моби-Дик 11 км, уклон 15 м/км.

6. Порог Мост (5В). Порог начинается с горки перед мостом (а вернее, двумя мостами – старым, развалившимся, и новым, действующим). За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. Далее простой участок, в конце которого выходная ступень - ЛП и сужение с парой мощных сливов и валами. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.

Входная часть порога Мост. Собственно мост - на заднем плане.

К1 в средней части порога Мост.

К5 в середине порога Мост.

Антураж порога Мост. Видна выходная ступень.

Проходили первую половину порога по центру или вдоль ПБ, вторую половину до ЛП через сливы в правой части русла. Поскольку береговая обстановка располагала, обеспечили страховку в полный рост. Страховка ниже порога катамараном и морковками с ПБ, К2 дополнительно обеспечивал страховку с ЛБ из улова перед простым участком выше выходной ступени. После прохождения сразу же разведали следующий порог.

7. Порог Ихтиозавр (4С). Длина 30 м, расположен на ПП через 300 м шиверы после порога Мост. Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходимы были обе протоки, но правая сильно замусорена камнями. Правая протока дробится скалами и валунами, в левой мощная струя, несложные навалы на скальные стенки. После слияния проток мощная бочка ближе к ПБ.

К3 в пороге Ихтиозавр.

К4 заходит в порог Ихтиозавр.

Просмотрели по ПБ. Проходили порог левой протокой без страховки ниже порога. К4 был жестко встречен выходной бочкой, которую остальные обошли слева.

Далее сразу проходили пр. 8 – довольно напряженный участок реки до порога Лестница - с мощными валами, сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог Ихтиозавр. Этот участок можно оценить 5А. Река проходит через левый, а затем правый повороты. Перед следующим ЛП чалка к крупноглыбовому ПБ для обработки порога Лестница. Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

9. Порог Лестница (6В). Второе по сложности препятствие на реке. Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200 м расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из ПБ торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами. После порога река течет прямо еще 500-600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

К5 в пороге Лестница (второй из ключевых сливов). Виден зачаленный куда попало К2.

К5 блуждает в пороге Лестница.

К3 в пороге Лестница.

К2 в пороге Лестница. После места промежуточной чалки надо уходить влево, так как правая струя выносит в мощнейшую бочку.

К2 проходит последний из ключевых сливов порога Лестница.

По ошибке зачалились для просмотра на ЛБ. Здесь метрах в 10 над водой вдоль осыпи проходит конная тропа, просмотрели порог по ней. Проходили различными вариантами. К4 ключевую часть препятствия обнес по дороге. Страховка с воды прошедшими экипажами, первый экипаж без страховки. Береговую страховку посчитали неэффективной. Два экипажа пытались чалиться к ПБ посередине порога на камни у берега. В общем-то, это удалось, но потом пришлось перетаскивать катамараны через эти камни, т.к. на них наваливала струя, что потребовало затраты сил.

После прохождения порога Лестница встали на превосходную стоянку на ПБ чуть ниже препятствия и устроили полудневку с прогулкой по окрестным горам.

Вид на реку и стоянку ниже порога Лестница. Снято во время прогулки.

После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов “Верхнего ущелья” Кекемерена.

Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога Моби-Дик существенно проще, он идется 40-45 мин. Через 2-3 км после порога Лестница река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог, который мы проходили слева. Река выше порога представляет собой непрерывную цепь горок и шивер. Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в Первый каньон (т.е. преп. 10 и порог Моби-Дик).

10. Ниже троса в русле лежат отдельные камни. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога Моби-Дик. Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

2 мая. На воду встали в 905. После столь раннего подъема быстро прошли прогонный участок. Препятствие 10 идентифицировать не смогли, а возможно, приняли его за входную шиверу порога Моби Дик. В полдесятого начали обработку порога.

11. Порог Моби-Дик (5С). Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих сливы (последний около 1.5 м). Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12 м. Сразу после нее мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается ЛП. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70 м, разорванная на две части обливным камнем. Основная, левая струя проходит через мощный слив, бьющий в зуб. При этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. Предпочтительнее относительно безопасный правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе.

Первый катамаран проходил заключительную часть порога слева, остальные справа. Все прошли без проблем. Страховали с воды прошедшими катамаранами (К1 и К2 без страховки).

К4 во входной части порога Моби-Дик.

К2 заходит на правый слив в выходной части порога Моби-Дик.

К1 проходит выходную часть порога Моби-Дик левым вариантом...

…а К4 – правым, хотя успевает туда в последний момент.

После пр.11 несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500 м после пр. 11 низкая терраса. Характер реки не меняется еще несколько километров.

Участок от конца Первого каньона до начала Второго каньона имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным пор.12 - первый порог участка. Еще через 1 км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположен пор.13 - второй порог участка. После ЛП препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызыл-Ой. Он расположен в чрезвычайно живописном месте, которое рекомендуем фотографировать. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено пр.14 - третий порог этого участка.

В конце ЛП видно, что впереди река снова входит в ущелье - Второй каньон.

Весь участок от конца Первого каньона мы прошли за 1 час 50 мин, пороги шли сходу. Препятствия не выделяли. Временами попадались очень неплохие бочки, но все их можно было обойти. Ради эксперимента К2 забрался в одну из бочек и варился там более 20 секунд, после чего подобные эксперименты не повторялись.

Участок “ Второй и третий каньоны”- длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. После поляны река проходит ЛП. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на ПП переходит в несложный порог 15.

15. Порог. Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало пор. 16.

Проходили по правой части реки. Чалились вправо к осыпи незадолго до огромной глыбы в пр. 16 (лучше чалиться влево, или же вправо еще до пор. 15). Разведку порога Кашкасу совместили с перекусом (завершив эти занятия около двух дня).

16. Порог Кашкасу (5С). Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень “Голова ящера”, отколовшийся от скалы ЛБ. В проходе слева от камня образуются довольно сложные завихрения. Через 20-30 м струя налетает на россыпь валунов среднего размера, обходить которую нужно справа. В левой части струи здесь сильные бочки. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.

К5 в пороге Кашкасу.

К4 в лабиринте порога Кашкасу.

Поскольку мы зачалились слишком близко к Голове ящера, левый вариант прохождения оказался для нас недостижим (если только не возиться с заносом катамаранов выше потечению). Поэтому проходили правым вариантом – траверс струи влево, проход между Головой ящера и крайним левым камнем гребенки, затем резкий уход направо от бочки. Далее разместились в уловах возле ПБ, чтобы морально приготовиться к прохождению напряженного участка порогов 17-20, который ввиду утомительности просмотра по ПБ и хорошей готовности команды  было решено проходить сходу без разведки кильватерной колонной.

17. Порог-шивера (5С). Длина 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

18-20. Пороги-шиверы (5В).

Шли сходу, подстраховывая друг друга, по возможности притормаживая в тенях камней. Участок оставил хорошие впечатления – все сошлись на том, что что-то более сложное такой длины ходить сходу, видимо, нам не стоит, а это – в самый раз. Ввиду того, что участок проходился кильватерной колонной, фотографии препятствий отсутствуют.

Весь оставшийся участок второго каньона трудно разбить на пороги, хотя на нем выделяют препятствия 21-24. Препятствия проще изучать с прибрежных камней ПБ. Этот участок несколько проще, чем пр. 17-20, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями.

Мы прошли весь участок сходу без промежуточных чалок (длина около 1 км, до крутого ЛП реки). На этом отрезке река совершает по одному слабому правому и левому повороту.

После крутого ЛП препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротока. Справа голая терраса на высоте около 10 м, где возможна ночевка. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на ЛБ. На этом повороте заканчивается второй каньон Кекемерена.

Отсюда до пор. 25 в третьем каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания второго каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в третий каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до пор. 26. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.

 

Вид на входную часть порога Тура-Гоин-1 с места стоянки.

25. Порог Тура-Гоин-1 (5В). Начинается с длинной входной горки с валами, которая после ЛП переходит в сам порог (длиной 50-70 м). После горки следуют две косых бочки, более сильных в правой части русла, затем вода налетает на большой скальный обломок в середине реки и падает двумя сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота, левый слив более мощный, а главное, после него хуже чалка к ПБ.

Прохождение горки порога Тура-Гоин-1. К3 уходит от надвигающейся бочки.

К5 незадолго до финального створа порога Тура-Гоин-1. Пора уходить вправо.

Заходили в порог левее центра, стараясь не попадать в эпицентр бочек. Скальный обломок все экипажи, кроме К4, проходили правым сливом, К4 наехал на обломок и был сброшен в левый слив. Страховка морковками с камней ПБ ниже сливов и с воды прошедшими экипажами.

Далее вытащили катамараны наверх, на дорогу, и встали лагерем на стоянке между тополей над дорогой недалеко от ручья, решив отложить прохождение следующего порога на завтра. Сплав прекратили в половине пятого. Недалеко от стоянки стоит кошара, хозяин которой – седой аксакал – вечером наведался к нам в гости.

Место чалки после порога Тура-Гоин-1. Ниже этого места выйти на дорогу трудно.

Вид со стоянки над Третьим каньоном.

Ниже скальных ворот у входа в третий каньон ЛБ в основном образован отвесными скалами, а правый - крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороги к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий третьего каньона. Через 200 м после слива пр. 25 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой ЛП. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка пр. 26, сложнейшего порога Кекемерена.

26. Порог Тура-Гоин-2 (6В). Длина около 1.5 км, образован не без участия взрывных работ при строительстве дороги, проходящей вдоль него. Однозначно самое серьезное препятствие Кекемерена, серьезность которого заключается не в особой сложности каких-то участков, а в продолжительности. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом около 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями, потом слив. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м, форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. За 400-500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

К1 во входной части ключевого участка порога Тура-Гоин-2.

К2, пролетев мимо чалки и обогнав К1, проходит  среднюю часть порога Тура-Гоин-2.

В пороге Тура-Гоин-2.

Еще К2 в пороге Тура-Гоин-2.

Выход из порога Тура-Гоин-2.

3 мая. С утра детально просмотрели порог и стали готовиться к прохождению. Время нас никуда не торопило, поэтому все действия выполнялись задумчиво, в частности разведка заняла более двух часов. Страховка с берега была организована перед 2 ключевым сливом и за 3 ключевым сливом на участке быстротока. На второй точке была выставлена страховка с воды сборным экипажем Ильясов/Черноморский. Эти точки страховки естественны и удобны. Порог проходился только К1 и К2, которые проходили его тандемом для взаимостраховки в случае ЧП. Стартовали прямо от места вчерашней чалки. Планировалось после первой точки страховки чалиться к скалам ПБ для передышки. К1 успешно совершил это действие, К2 не смог зачалиться и прошел мимо, в результате чего порядок судов в тандеме поменялся. В остальном запланированная линия движения была успешно реализована обоими экипажами. Прохождение порога от старта до финиша заняло 6 минут (от точки старта – 9 минут).

27 – 31 (4В-5A). После пр. 26 река поворачивает налево. Через 30-40 м находится короткий порог 27, перепад 2-3 м на 10 м реки. Шли слева. Через 20-30 м река перегорожена еще одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее еще один мощный слив.

Шиверы Третьего каньона ниже порога Тура-Гоин-2.

После короткого участка быстротока начинается ПП. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5-2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. ЛБ высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течет в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10-15 м. За левым поворотом ПБ начинает выполаживаться, появляются террасы, горки, шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета. Здесь река надолго успокаивается.

Участок препятствий 27-31 после небольшого отдыха проходили тремя экипажами (К1, К2 и сборный экипаж Ильясов/Черноморский, который страховал с воды в пр. 26) сходу кильватерной колонной. Остальные катамараны ехали на крыше автобуса, а их экипажи – внутри. На правом берегу после окончания препятствий вся группа воссоединилась. Поход на этом не закончился, а вот техническому описанию – КОНЕЦ.

PS. Средний уровень воды, при котором проходил сплав (около 90 м3/c), стал следствием позднего таяния снегов и не является типичным для этого времени года – обычно вода выше, в первых числах мая, по словам местных водников здесь видели расходы 200 м3/c и даже однажды 400 м3/c. Сплав по Кекемерену при таких расходах на большинстве популярных сплавсредств проблематичен даже для опытной команды. Поэтому перед выходом на маршрут будет не лишним поинтересоваться заранее, каковы прогнозы на уровень воды.

PPS. Долина Кекемерена заселена слабо, но каждый день нам в тех или иных количествах попадались на глаза местные жители – рыбаки и пастухи. Особого интереса к нам они не проявляли – река популярна среди водников, и сплавляются по ней часто.

PPPS. Погода во время нашего сплава все время была солнечная. Однако первые два дня по утрам и вечерам нам было отнюдь не жарко! Жителям холодных краев, направляющихся весной в горы Средней Азии в надежде отогреться там, не мешает все же брать с собой теплую одежду.

Hosted by uCoz