Маршрутная книжка N 8-21-08 |
Руководитель группы Столяров К.А. |
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела
отчет и считает, что путешествие может быть
зачтено всем участникам и руководителю. Новосибирск 2008 г.
Маршрут имеет третью категорию сложности.
г. Новосибирск – с. Усть-Кумир (автомобиль) – п. Косой (пеший) - р. Кумир (сплав) – р. Чарыш (сплав) – Усть-Белое (антистапель) – г. Новосибирск (автомобиль)
Способ передвижения - сплав на катамаранахФамилия, имя, отчество | Опыт | Обязанности в походе | |
Столяров Константин Александрович | р.Чуя IVу,р. Песчаная IIIу,р. Бия IIу | Руководитель, фотограф, казначей, лоцман К1 | |
Кадашев Дмитрий Викторович | р.Чуя IVу, р. Песчаная IIIу | Рем. мастер. Матрос К1 | |
Ливанов Антон Сергеевич | р. Бердь Iу, р. Бия IIу | Лоцман К4 | |
Кузьменкина Анна Анатольевна | Чуя IVу, Катунь IVу | Завхоз, Лоцман К2 | |
Столяров Александр Евгеньевич. | р. Бия IIу | Медик, матрос К4 | |
Кузнецов Матвей Алексеевич | р. Урсул-Катунь IVу, р. Чуя-Катунь IVу | Лоцман К3 | |
Кравцова Екатерина Юрьевна | р. Бердь Iу | Матрос К3 | |
Яковлева Ольга Михайловна | р. Бия IIу | Матрос К2 |
На сплавном участке в основном встречаются шиверы, перекаты и несложные пороги, сложенные мелкими камнями. Сложность их не превышает 3 к.с. Резко выделяются на этом фоне 7 порогов, образованных скальными выходами: "Косой" (2-3 кс) "Лоток"(3 кс) "Миндойский" (3-4 к.с.), "Девий плес" (4-5 к.с.), "Большой" (непроходим), "Малый" (3 к.с.)., Интеграл (2-3 кс) и длинная трехкилометровая шивера (3- кс) Сложность большинства препятствий с подъемом воды уменьшается.
Все сложные участки на Кумире имеют хорошие ориентиры или видны с наплыва. На реках высокий весенний паводок, вызванный таянием снега, летом уровень воды колеблется в зависимости от количества выпадающих дождей. После дождя вода резко поднимается (с запозданием на 3-5 часов) и через 6-12 часов после окончания дождя начинает падать. Поскольку дожди летом идут очень часто, "нормального" уровня воды как такового не существует. Вода может быть "высокой", "низкой", но это далеко до уровня паводка.
По берегам реки Чарыш произрастают смешанные леса- в основном это береза и сосна, реже встречаются ель, пихта. В долинах реки Кумир больше хвойных пород: кедр, пихта, ель, встречается береза, рябина, калина. Высота гор в этом районе- не более 2500м. Граница леса проходит на высоте около 1900м. Постоянные поселения расположены только в долине Чарыша, но в долинах притоков расположены пасеки, много троп.
Из даров природы в этом районе есть рыба (достаточно мелкий хариус, встречается таймень), кедровые орехи (можно собирать с середины августа), грибы, ягоды (малина, смородина, костяника, земляника).
Путешествие было организовано новосибирским клубом водного туризма "Сплав". Выдана маршрутная книжка №8-21-08. Путешествие носило в тренировочно-спортивный характер с элементами пешей заброски.
Исходя из сложившихся обстоятельств, перед группой были поставлены следующие цели:
Все члены группы предварительно получили опыт сплавов по более низкокатегорийным маршрутам для усвоения теоретических знаний которые были предоставлены на собраниях клуба.
Снаряжение, использовавшееся в походе, и средства сплава принадлежали КВТ "Сплав". Большая часть индивидуального снаряжения являлась собственностью «старичков» клуба. Перед походом было проведено несколько организационных собраний команды, на которых были рассмотрены основные вопросы организации похода и распределены обязанности по подготовке снаряжения и продуктовой раскладки. Запас продуктов был расписан между членами команды, исходя из количества дней путешествия. В комплект индивидуального защитного снаряжения входили 8 спасжилетов, 8 касок, 8 гидрокостюмов.
Подъезд возможен на поезде до Бийска после чего на автомобиле до Усть-Кумира (около 500 км) а дальше либо пешком либо на нанятых лошадях. Обратно до Бийска можно добраться на арендованном автомобиле после чего на поезде – в любую точку России. Но нами был выбран другой, наиболее простой с точки зрения реализации, способ: в оба конца доставка осуществлялась на нанятом автомобиле. Этот вариант был выбран для уменьшения неопределенности с выброской.
Аварийные выходы с маршрута возможны в любой части маршрута т.к везде есть либо дороги либо хорошие конные тропы. На Кумире стоят несколько пасек. У пасечников есть лошади. В аварийной ситуации можно обратиться за помощью к ним.
Дата | Длинна (км) | Примечания | ||
19.07 | р. Осиновка – 3 км выше Ипатовского моста | Водитель малоопытный, поэтому пешком начали идти раньше, чем планировалось. На Уаз-ике можно попытаться заехать даже до порога Косой (если есть время для экспериментов) | ||
20.07 | 3 км выше Ипатовского моcта – п. Косой | Выше подниматься не стали – воды мало и постоянно падает, да и пасечника не нашли, а с собаками связываться не хотелось. | ||
21.07 | п. Косой – п. Лоток | Сплошные мелководные шиверы, хотя порог Лоток явно выделяется на их фоне. Перед ним и сразу за ним есть неплохие стоянки, хотя и недалеко от дороги. | ||
22.07 | п. Лоток – п. Большой | Обработка Мендойского и Девьего, обнос Большого. | ||
23.07 | п. Большой – д. Коргон | В п. Малом после основных валов в скальном сужении по центру есть скальный выход, который в среднюю воду скрывается под водой. За ним можно зачалить страховочный катамаран. Интеграл шли с ходу. По нашей воде он больше стал похож на шиверу с небольшим прижимом слева, поскольку расположен на повороте. Препятствия на Чарыше: мосты, упавшие деревья. | ||
24.07 | д. Коргон- д. Аба | После впадения Коргона воды прибавилось. Речка несет, так что на ход работать не приходится. | ||
25.07 | д. Аба – с.Чарышское | |||
26.07 | С. Чарышское – с. Усть-Пустынка | И так выбились из графика – догнать так и не получилось, поскольку все расслабились и узнали что можно выброситься раньше, да и речка с постоянными разбоями на мелководные протоки не способствует поднятию боевого духа группы. | ||
26.07 | с. Усть-Пустынка - г. Новосибирск | автомобиль. |
Каждое судно было оборудовано спасконцом ("морковка") по 30 м., чальным концом по 17 – 20 м и аптечкой. Рем. набор находился на одном катамаране. На случай потери весел на каждом катамаране находилось еще одно запасное весло.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма.
При движении по реке использовалась тактика хождения кильватерной колонной.
Заброска производилась из Новосибирска на нанятой автомашине «Баргузин». Посадочных мест было всего 6, поэтому внутрь помещались по методу тетриса: складывай как получится а потом утрясется. Однако благодаря наличию надувного матраса комфортность переезда значительно увеличилась, но кардинальных улучшений это не дало.
Первое приключение случилось еще ночью на трассе: у машины лопнуло заднее колесо на полном ходу. На замену было поставлено лысая запаска с вылезшим кортом. Поскольку была уже глубокая ночь, то все шиномонтажные станции, в том числе и круглосуточные, были закрыты. Поэтому пришлось ехать все оставшиеся 700 км на том, что имелось. Ехать и молиться.
Несмотря на случившуюся неприятность утром мы уже были у Усть-Кумира. Проехав около пяти километров вдоль реки мы остановились у крутого, немного размытого дождями спуска. После просмотра водитель сказа что людям нужно выйти и пройти «немного» пешком. В результате пришлось идти около двух часов, распугивая отдыхающих, под проливным дождем. Доехав до р. Осиновки водитель дальше ехать отказался. Поэтому когда мы дошли до Осиновки, он уже разгрузился и тронулся в обратный путь.
Немного перекусив и оставив часть еды, которую не было необходимости тащить вверх мы двинулись в путь. По дороге к Ипатовскому мосту пара человек заблудилось, свернув на незаметной развилке вправо, в результате у остальной части группы появилось время для отдыха. От моста отошли только в 16:30. Примерно в 18.30 все уже вымотались окончательно и было принято решение остаться на ночлег в небольшой полочке, поскольку дальше был очередной подъем и возможность засветло добраться до места для стоянки оставалась под вопросом.
На следующий день с утра двинулись дальше. Но дойдя до п. Косого мы наткнулись на логически предсказуемое, и поэтому неожиданное препятствие: пасеку, охраняемую собаками, при отсутствии в зоне видимости и слышимости пасечников. Да и девушки, поскольку были непривычны к ходьбе с рюкзаками, уже начинали уставать, хотя прошли всего-то около полутора часов(с парой остановок на отдых по 10 минут). Кроме всего этого решающим фактором стало что вода не только не поднималась, но и по сообщениям от местных жителей в Усть-Кумире дождей здесь не было уже пару недель, что для реки с дождевым питанием отрицательно сказывается на уровне воды, а рвать катамараны и шиться никому не хотелось, хотя сделать это все же пришлось, но уже значительно позже. Поэтому было принято решение вброд перейти Кумир и застапелиться прям здесь. К вечеру постройка была закончена, но старт отложили на следующее утро.
Утром еще раз убедились, что правильно сделали что не пошли вверх – вода упала еще примерно на 4 см. Порог косой вообще не впечатлил – просто шивера и все. Как все убедились – по воде идти гораздо быстрее чем по земле вдоль реки: то расстояние что мы шагали от моста до точки стапеля было пройдено быстрее чем за полтора часа. Отобедав и изучив карту (еду-то нужно забрать) мы двинулись вперед. Случайно заметив правый приток, последний катамаран не успев просигналить остальным зачалился для того, чтобы сходить за едой. В это время остальные ушли вперед на пару километров, только потом заметили отсутствие последней машины и двинулись вверх – посмотреть куда же они исчезли. К вечеру уже прошли порог Лоток, который выделялся на общем фоне шивер чуть большими валами и уклоном. Зачалившись примерно метров через 200 после него встали на стоянку.
Утром по берегу прошли на разведку – просмотрели Мендойский и Девий. После чего перенесли вещи за Девий – после Мендойского достаточно крутой подъем. Перечалившись ко второй ступени Мендойского и выставив страховку и фотосъемку его пошел первый катамаран. Решив проверить новый катамаран Пошли левой протокой – там было несколько расположенных в шахматном порядке узких ворот, но после вторых ворот был коварный обливной камень, на который катамаран сел и его развернуло лагом. После чего не попав в следующие ворота и собрав еще один полуобливник, в основной слив катамаран также вошел лагом. Но ввиду малой воды все закончилось без килей. Остальные экипажи посмотрев на это представление решили идти по правой протоке - их катамараны могли и не простить таких ошибок. По правой протоке все прошли без каких либо эксцессов.
Перечалившись за перед Девьим все пошли на просмотр. После просмотра все экипажи обносят порог. Основную сложность представляют обливники которые не позволяют пройти по основной струе и требуют захода с центра сначала под правый, а потом под левый берег, причем прижиматься почти к самому берегу – глубина позволяет. После чего необходимо до основного слива пройдя под правый берег уйти в основной слив в самом глубоком его месте – проход есть только справа, а слева торчат острые полуобливники и попадание на них может привести как к повреждению катамарана, так и к оверкилю. За основным сливом идет пенный котел и вдоль левой кромки идет струя, по которой нужно сливаться. Но через 4-5 метров она бьет в зуб рядом с которым еще и расположен полуобливник – опять требуется маневр из-под левого берега в центр где есть единственный проход для катамарана. После чего идет около 20 метров быстротока и струя бьет скальный выступ левого берега и необходимо опять произвести маневр по обруливанию центрального камня справа постоянно находясь на границе габаритного непрохода: как по длине, так и по ширине. Потом струя успокаивается и выходит на плес. Необходимость жесткого маневрирования на границе непроходов все экипажи решили обнести порог.
Забрав вещи, мы двинулись дальше. К 18.20 добрались до Большого и за полчаса обнесли вещи: их можно было носить почти от самого порога – в нашу воду там была небольшое улово после чего – почти ровный путь по выглаженным камням. При обносе Аня поскользнулась и сильно ушибла голень. Сразу за порогом на правом берегу большая поляна. На ней и заночевали: удобный спуск к воде, ровное место для стоянок, глубокий участок реки, чтобы искупаться все этому способствовало.
Утром немного пройдя просмотрели п. Малый: в скальном сужении при слегка увеличившемся уклоне расположено несколько сливов. По выходу из сужения в центре имеется скальный выступ который при более высоком уровне воды заливает, но в нашу воду за ней мог зачалиться страхующий катамаран. Дальше двинулись кильватерной колонной – порог Интеграл был пройден походной колонной – это было последнее локальное интересное препятствие, поэтому из него постарались выжать по максимуму. В районе моста у деревни Усть-Кумир река разливается и приходится идти руководствуясь интуицией и протаскивать катамаран где она подводит. После слияния с Чарышом воды прибавляется, но идти все равно тяжело – по берегам кусты и завалы. Кроме того – не редко встречаются мосты через Чарыш, под которыми зачастую либо завалы из деревьев, либо куски металлоконструкций. К вечеру дошли до Коргона и встали на ночевку спустившись чуть ниже по течению. Поскольку основной участок был пройдем и ввиду возможности появления местных жителей всю ночь жгли костер пели песни и рассказывали байки. Хотя это и не планировалось – уж очень чай попался забористый из местных трав – так и тянуло порубить дров и еще попить чайку.
Утром, часов в 12 в полусонном состоянии все повыползали из палаток – уж больно припекало солнышко, и поев, двинулись дальше – воды стало достаточно для комфортного сплава, и река почти на всем протяжении несла достаточно неплохо и грести не было необходимости. Иногда встречались шиверы и несложные порожки которые проходили походной колонной. В районе обеда прошли мимо горы Воструха – она была прямо около реки и выделялась на общем фоне. Около нее и перекусили – немого искупались, поскольку было жарко. После перекуса все совсем расслабились и просто плыли по течению. К вечеру дошли ли с. Красный партизан и встали на ночевку между ним и с.Чарышским.
Мы и так выбивались из графика а впереди был психологически тяжелый участок – разбои и снижение скорости течения. В разбоях старались двигаться по основной струе, но это не всегда помогало – воды мало. К вечеру пришли до с. Усть-Пустынка от куда и решили выброситься еще прошлым вечером, созвонившись с водителем.
До Новосибирска доехали без происшествий после чего все разъехались по домам – отсыпаться после ночи в машине.
Основную сложность представляют обливники которые не позволяют пройти по основной струе и требуют захода с центра сначала под правый, а потом под левый берег, причем прижиматься почти к самому берегу – глубина позволяет. После чего необходимо до основного слива пройдя под правый берег уйти в основной слив в самом глубоком его месте – проход есть только справа, а слева торчат острые полуобливники и попадание на них может привести как к повреждению катамарана, так и к оверкилю. За основным сливом идет пенный котел и вдоль левой кромки идет струя, по которой нужно сливаться. Но через 4-5 метров она бьет в зуб рядом с которым еще и расположен полуобливник – опять требуется маневр из-под левого берега в центр где есть единственный проход для катамарана. После чего идет около 20 метров быстротока и струя бьет скальный выступ левого берега и необходимо опять произвести маневр по обруливанию центрального камня справа постоянно находясь на границе габаритного непрохода: как по длине, так и по ширине. Потом струя успокаивается и выходит на плес.
При среднем уровне воды:Порог расположен на входе в каньон с высотой стенок около 10 метров. После входной шиверы с интервалом 10-15 метров идут два слива. Первый- невысокий с чистым языком посередине. Второй- двухступенчатый, вторая ступень (в двух метрах за первой), высотой больше метра, разделена зубьями на три части. Левая заканчивается котлом, выход закрыт скальным выступом. Средний- водопадный слив с мощной бочкой за ним. Правый- более пологий с несильным прижимом в скалу. Затем торчащие зубья заставляют смещаться влево. Второй слив- разделен зубом на две части. Левая- габаритный непроход. Правая- слив со сложным заходом шириной около 2х метров.
При высоком уровне воды:Поднявшаяся вода скрыла зуб во втором сливе и превратила практически все остальные камни в обливные. Порог расположен на входе в каньон с высотой стенок около 10 метров. После входной шиверы идет дорожка валов (бывший слив) и сложный слив. Высота- больше метра, разделена зубьями на три части. Левая заканчивается котлом, выход закрыт скальным выступом. Средний- водопадный слив с мощной бочкой за ним. Правый- более пологий с несильным прижимом в скалу. Затем обливные камни заставляют смещаться влево. Второй слив- разделен на две части. Левая- воронкообразный слив высотой меньше метра. Правая- пологий слив с длинным чистым языком.
Порог "Большой"Наименование | Вес, кг | |
Катамаран –двойка | ||
Спас. Конец | ||
Палатка |
Наименование | Вес, кг | |
Каска | ||
Спасжилет | ||
Гидрокостюм | ||
Гермомешок |
|
Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п.
Средний вес на одного человека примерно 10 кг. На группу 80 кг.