Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Техническое описание сплава по реке Лепсы от пос. Лепсинск до пос. Каргалы в мае 2005 г.

 

Уровень воды – высокий, близкий к паводку. Оценка сложности препятствий соответствует именно этому уровню воды.

 

Состав команды (т/к Сплав, Новосибирск):

 

К1 (Аргут) – Михаил Иванов/Станислав Черноморский

К2 (Рыбинск) - Вадим Бригинец/Василий Курков

К3 (Кулик, модель 10) – Леонид Семин/Наталья Полунина

К4 (Кулик, модель 110) – Вячеслав Булдыгеров/Екатерина Горбунова

 

Команда перед сплавом по Лепсы прошла р. Коксу по высокой воде, поэтому все участники оказались хорошо “размявшимися” и готовыми к работе в мощных, “силовых” препятствиях. Все участники группы имели опыт сплава по рекам пятой – шестой категории сложности.

 

Сокращения:

ПБ – правый берег

ЛБ – левый берег

ПП – правый поворот

ЛП – левый поворот

 

Заброска.

 

Существует два способа заброски на Лепсы, расходящиеся в поселке Сарканд – через поселки Тополевка (с началом сплава по левому истоку р. Аганакты) и Андреевка (с началом сплава по правому истоку р. Сарымсакты). Первый требует транспорта высокой проходимости, длиннее по километражу и имеет единственное преимущество – не требуется въезжать в погранзону (Лепсинск находится в погранзоне, а рядом с точкой начала сплава имеется пограничный пост), что принципиально при отсутствии соответствующих пропусков. У нас пропусков не было.

7.05. В половине третьего выехали от поселка Кировский (где завершили сплав по р. Коксу) на Лепсинск. По дороге докупили недостающие продукты и перекусили в кафе в Сарканде, традиционно для Средней Азии объевшись лагманом и мантами. Для оценки расстояний использовали туристическую карту Казахстана, которая, как оказалось позднее, была для этого непригодна. Дорога на Тополевку от Сарканда, на которую первоначально ткнулись – очень плохого качества и пригодна лишь для транспорта высокой проходимости. Попытка по ней проехать обернулась лишними 36 км и потерей времени. Дорога через Андреевку гораздо лучше, хотя тоже не идеальна. К автомобильному мосту через Лепсы подъехали во втором часу ночи. Возле моста будка пограничного поста. Отъехали от моста немного в сторону, чтобы от Лепсинска нас прикрывали приречные кусты. Чистое время подъездов – 7 часов (по карте рассчитали расстояние 250 км, реально оно оказалось около 400). Водителю заплатили 22000 тенге, и это было по-божески с его стороны. Ужин не готовили, поставили лагерь прямо возле дороги и улеглись спать. Земля ближе к реке подболочена и вообще кругом мокро.

 

8. 05. Подъем в половине восьмого. Над рекой и ее окрестностями стоит густой туман. Туман рассеялся только через полтора часа, поднялось солнце, небо ясное. Нормального строевого леса в обозримых окрестностях нет, если бы не взяли с собой каркасы рам – маялись бы со стапелем долго.

Фото. Место ночевки и стапеля отделено от реки и поселка Лепсинск лишь чахлыми деревцами.

 

Трава сырая. После завтрака начали заниматься стапелем. Перетащили катамараны и рюкзаки к месту, удобному для старта, прямо напротив деревни. В 1205 начали сплав. Уровень воды явно высокий, трава и деревья в воде, однако видно, что паводковая волна уже прошла. Сразу же со старта река растекается в разбоях, течение быстрое, навалы на расчески и кусты. Основная часть реки фильтруется через кусты и уходит влево под коренной берег. Чтобы попасть туда, следует как можно раньше сделать обнос через эти кусты, направление которого неочевидно. Правые протоки вначале проходимы, но затем постепенно разбиваются на более мелкие и теряются в кустах.

Обманчивая привлекательность правых проток привела к тому, что вся группа заблудилась в них, и, осознав свою ошибку, долго выбиралась к основному руслу, при этом помимо обносов, проводок и проламывания через кусты пришлось овладевать техникой слаломного сплава по быстрой струе между деревьев, через некоторые поваленные деревья пришлось прыгать. Удивительно, что в итоге ни одно судно не пострадало. В ходе блужданий по кустам встретили местного пастуха со стадом.

 

Фото. Деды Мазаи в поисках зайцев. Паводок на р. Сарымсакты.

Фото. Подводная лодка в степях Украины? Нет, сибирские катамаранщики в поисках основного русла р. Сарымсакты.

 

Сплав от конца разбоев, где река очевидно начинает идти единым руслом, до слияния Сарымсакты и Аганакты занял около часа. Река течет в меандрах, закладывая замысловатые петли. Вход в Лепсинский каньон, расположенный метрах в трехстах после слияния рек, виден издалека как щель в скалах.

Фото. Место слияния (но не смешивания) Сарымсакты и Аганакты.

 

Вода в Сарымсакты была более светлая и мутная, чем в Аганакты. После слияния эти два потока некоторое время текли параллельно, не смешиваясь. Незадолго до входа в каньон остров с сосновой рощицей, пригодный для стоянки.

Перед входом в каньон длинный подпор, река практически стоит. На ПБ выше заброшенной навесной переправы – поляна, удобная для стоянки, но, очевидно, часто посещаемая. Еще одна стоянка, похуже, но более изолированная от возможных посещений, есть после скал на ЛБ на уровне первого препятствия.

Фото. Вход в Лепсинский каньон.

 

Первые два экипажа (К1 и К4) подошли к входу в каньон в 1355, через час подошел К2. В начале пятого к входу в каньон подошел заблудший К3, так и не решившийся в разбоях свернуть влево. Наскоро перекусили и в полпятого начали прохождение каньона. Перед этим, перечалившись на ЛБ, оценили уровень воды по первому препятствию (трое участников группы ранее уже были на р. Лепсы, поэтому было с чем сравнивать). Уровень воды признали высоким. Препятствия 1-7 шли сходу перечалками. Деление на препятствия очевидно и можно их считать по пальцам: все они короткие (по нескольку десятков метров) и разделены чуть более длинными участками быстротоков-плесов. На протяжении этих препятствий поперек реки натянуто несколько тросовых переправ, которых при высокой воде следует опасаться – они висят довольно низко над водой, в средней части - на уровне головы гребца.

Пр. 1. Пологая горка c общим падением около 2 м, в струе обливные камни.

Пр. 2. Порог на ПП. В центре струи бочка, которую можно обойти и слева, и справа.

Пр. 3. Порог. По меньшей воде в середине русла камень со сливами с обеих сторон от него. В нашу воду были только валы и небольшие бочки.

Пр. 4. Порог. Расположен в скальном створе. Валы.

Пр. 5. Наиболее мощный на этом участке. Валы и бочки.

Пр. 6-7. Шиверы.

Хороший ориентир первого значимого препятствия в каньоне, пр. 8 – скала ПБ. Чалка для просмотра в улова за скалой. Перед порогом подпор и чалка проблем не представляет. Весь порог хорошо просматривается по ЛБ, кроме левой протоки за островом (чтобы просмотреть ее, надо подниматься на бом).

Пр. 8 (4С). Порог. Длина более 200 м. В пороге ближе к ЛБ два острова (по большой воде первый из них полностью скрыт под водой). На втором острове деревья и кусты. Правая протока шире и мельче, по малой - средней она воде перекрыта на входе грядой камней. По высокой воде между этими камнями появляются проходы со сливами. Далее правая струя проходит несколько небольших бочек и в конце порога образует прижим к отвесной скальной стенке ПБ. Левая протока более узкая и глубокая, в малую - среднюю воду технически сложнее, чем правая, но более полноводна и оптимальна для прохождения. В нашу воду никакого желания уходить в левую протоку ни у кого не возникло.

Проходили правым вариантом, страховка с воды ниже порога прошедшими экипажами. Снимали на фото и видео.

Фото. К4 заходит в порог 8 правым сливом.

Фото. К1 в средней части порога 8.

 

Пр. 9. Струйный порог длиной 100 м на плавных левом и правом поворотах.

Пр. 10. Струйный порог длиной 150 м на плавном ЛП.

Пр. 11. Струйный порог длиной 100 м, вначале прямой участок, затем левый и правый повороты.

Пр. 12. Струйный порог длиной 100 м.

Пр. 13. Порог длиной 100 м на плавном ЛП в сужении русла.

Пр. 14. Порог длиной 100 м через 40 м после предыдущего. Валы, ближе к берегам обливные камни.

Пр. 15. Порог длиной 80 м на ПП в скальном створе. Высота левой стенки 60 м, правой 30 м.

Пр. 16 (4А). Порог. Длина 300 м. Более мощный, чем предыдущие.  Обливные камни в струе.

Препятствия 9 – 16 хорошо читаются с воды и были пройдены сходу перечалками. Около шести подошли к пр. 17, ориентиры которого – небольшой водопадный приток с ПБ и грот в скальной стенке ПБ после него, хорошо заметный в любую воду.

Пр. 17 (5А). Порог. ПБ вдоль всего порога – отвестные скалы. Первая ступень расположена на ЛП, разведка затруднена скальным бомом ЛБ. Начинается разгонной шиверой, на повороте обливные камни, валы, бочки, сильный бой в скалу ПБ, рядом с которой (правее центра) солидная бочка. В левой части струя слабее, проходы между обливными камнями, бочки, на выходе бочка, перекрывающая почти все русло, после которой течение успокаивается. В конце ступени возможна, но неудобна чалка на ЛБ. Далее после 50 м быстротока-плеса скальная стенка ЛБ переходит в поросшую лесом понижающуюся каменистую осыпь. Здесь чалка более удобна, хотя стоит опасаться острых камней. По ЛБ можно разведать вторую ступень порога, расположенную на прямом участке. При высокой воде она выродилась в простой участок быстротока с небольшими валами и локальными бочками, при меньшем уровне воды сложность определяют обливные плиты с бочками, а на выходе открывается камень с навалом на него, делящий струю пополам.

Фото. К3 на выходе из первой ступени порога 17.

 

Разведать первую ступень порога из-за бома не смогли. К1 сходу проходил первую ступень, после чего чалился к ЛБ после скальной стенки и связывался по рации с остальными экипажами, которые проходили ступень по готовности. Все проходили в левой части, маневрируя на заходе между обливными камнями. Выход из ступени сняли на видео. Затем вся группа собралась на ЛБ и проходила вторую ступень и последующие препятствия 18 и 19 кильватерной колонной.

Пр. 18. Шивера. После шиверы крутой ЛП, на ПБ поляна, пригодная для стоянки, за которой распадок.

Пр. 19. Шивера на ЛП. Перед резким ПП необходимо зачалиться к ПБ, т.к. на этом повороте расположен вход в опасное пр. 20. На ЛБ снежник. По малой – средней воде на участке чалки открывается галечная отмель. По большой воде отмель залита, чалка может получиться нервная. Возможна аварийная чалка непосредственно на входе в пр. 20 в улово у ЛБ, но она сильно ограничивает выбор дальнейших вариантов обработки всего последующего каскада.

Зачалились в улова ПБ между кустов непосредственно перед правым поворотом. Около семи вечера, встали на стоянку, расположенную напротив входа в пр. 20. Стоянка не особо просторная, но уютная, с дровами проблем нет.

Фото. Порог 20, входные сливы. Рядом виднеется наш лагерь.

 

Пр. 20 (6А). Порог. Длина 50 м, общее падение около 6 м. Перед порогом струя замедляется. Начинается широким сливом, разделенным крупным обломком скалы на две неравные части (левая – более широкая). Возле ЛБ река завалена крупными глыбами. Далее следует мешанина сбойных валов, после чего река последовательно наваливает на два скальных выступа ПБ, образуя мощный прижим вдоль всей скальной стенки ПБ. За прижимом течение замедляется, в русле скальные обломки с несложными проходами между ними. Большая вода облегчает прохождение порога – залиты камни в основной струе, а на прижиме стоят отбойные валы.

Чалка после порога теоретически возможна на ЛБ, на практике же она неудобна и затруднена нависающими деревьями, поэтому порог лучше проходить в связке с пр. 21, неудачный заход в которое из пр. 20 в случае аварии опасен. Эта опасность во многом определяет сложность связки порогов 20-21.

Тропа от стоянки поднимается на бом над порогом, переваливает его и спускается к берегу. По этой тропе при необходимости можно обнести пр. 20, не разбирая судов.

Фото. Участок между порогами 20 и 21. Видно окончание тропы обноса.

 

Пр. 21 (5В). Порог. Длина 100 м. Находится на прямом участке после местного ПП, которым заканчивается пр. 20. В русле крупные открытые и полуобливные камни, валы, бочки;  оптимальная линия движения сильно зависит от уровня воды, при низком ее уровне прохождение на катамаранах возможно только слева. Основной план прохождения по большой воде – обходить первую из больших бочек слева, а вторую справа, для чего требуется пересекать струю. В конце порога проносной прижим в скальную стенку ЛБ, далее ворота 4 м, образованные цепочкой камней, отходящих от ПБ, ниже которых у ПБ образуется большое улово, удобное для чалки и страховки. Левая часть струи после прижима разгоняется и переходит в пр. 22.

Фото. Выход из порога 21.

 

Возможен вариант прохождения пр. 21 после обноса пр. 20. Для этого нужно спустить суда по небольшой расщелине после спуска с бома, по которому производится обнос, и стартовать из-под скал ПБ, для чего потребуется помощь с берега. Однако этот вариант энергоемок, а заход в пр. 21 из под ПБ при высоком уровне воды неоптимален.

Пр. 22 (5C). Порог. Длина 150 м. Под скальной стенкой ЛБ – длинный и наиболее мощный во всем каньоне прижим к скале с карманами, оставляющий туманные перспективы для человека, решившего заняться автономным сплавом после аварии в предыдущих порогах. В правой части русла камни с необходимостью маневра между ними, сливы более метра и бочки, в конце струя отжимается обливными камнями к ПБ и образует несложный прижим с отбойным валом к его скальной стенке. Далее быстро затухающие валы. После порога течение ненадолго успокаивается, простая чалка в улово возле ЛБ.

Разведка (и обнос) порога понизу возможна только до скалы ПБ с прижимом.

Фото. Кульминация порога 22. Виден карман в скале левого берега.

 

9.05. С утра погода пасмурная, периодически накрапывает. Около 10 утра вышли из лагеря на просмотр следующих препятствий. Провели детальную разведку каскада порогов 20-22, в ходе которой ликвидировали нависающее над берегом дерево, мешающее прохождению пр. 22 в более безопасной правой части. Было решено, что препятствия 20-21 проходит только К1 (остальные обеспечивают страховку). Главным при прохождении оказалось  после захода в основной слив в его правой части (впритирку к скале) на мощных хаотических валах траверсировать струю с уходом влево от прижима и зайти в порог 21 левее входной бочки. Далее, пройдя по левому краю бочки, уходили от прижима в левую стенку, смещались через центр направо, обходя вторую бочку, и чалились в улово. К сожалению, прохождение порога 20 не было снято ни на фото, ни на видео.

Фото. К1 в пороге 21.

Фото. К1 в пороге 21.

 

К2 и К4 были обнесены в конец пр. 21, К3 обносил входную часть пр. 22 и был спущен на воду после нее. По готовности проходили отрезок до улова под ЛБ перед пр. 23. Экипаж К1, вдохновленный прохождением предыдущей связки, расслабился и сел рамой на камни, с которых, впрочем, удалось сняться без особых проблем. Остальные прошли нормально, хотя К2 упал в один из сливов лагом.

Фото. К2 заходит в порог 22.

Фото. К2 в пороге 22. Весьма эмоциональное прохождение слива лагом.

Фото. К2 и прижим на выходе из порога 22.

 

Пр. 23. Порог длиной 300 м с прижимами сначала к правому, а затем, после прямого участка с валами, к левому берегам. По большой воде залит и интереса не представляет. Второй прижим находится на крутом ПП, вскоре после которого на ПБ поляна, пригодная для стоянки.

Пр. 24 (4С). Порог с мощными валами.

Пр. 25 (5А). Порог в скальном сужении. Разведка возможна по ПБ.

Пр. 26 (5А). Порог длиной 200 м. Разведка возможна по тропе ПБ. Ориентир – правый поворот, за которым ближе к ЛБ остров с кустарником. Порог начинается на уровне острова – большое падение, беспорядочные валы и бочки. В конце порога местный ЛП, широкие ворота между обливными камнями, сливы и бочки.

Фото. Выходной слив порога 26.

 

Препятствия 23 – 26 шли сходу кильватером с одной промежуточной чалкой в улово возле ЛБ после пр. 24. К2, по словам экипажа, дважды был на грани оверкиля в бочках порога 25.

По окончании пр. 26 на ПБ расположена великолепная поляна для стоянки с “садом камней”. На этой стоянке есть все, чего может пожелать душа – удобные камни у воды для умывания и медитации, ровная травянистая площадка для палаток, укрытая от ветра скалами, большое количество сухих дров и тому подобные блага. Единственный недостаток – судя по всему, эта стоянка популярна у местного населения; впрочем, за время нашего пребывания на ней таковое встречено не было.

К поляне после пр. 26 подошли в три часа дня и встали на полудневку, решив отложить прохождение оставшихся препятствий на завтра. Пошел легкий дождь, но быстро закончился. Поставили лагерь, отметили 60летие Победы и прогулялись по тропе до выхода из каньона, осмотрев с высоких скал препятствия “Каргалинских ворот”. Это заняло около 40 минут. Затем побродили по окрестным холмам, наслаждаясь видами и фотографируя все подряд, в начале девятого вернулись в лагерь, где организовали тренировку по бросанию морковок, а с наступлением темноты продолжили банкет.

Пр. 27. Порог. В скальном сужении непосредственно за поляной. По большой воде вырождается. Река перегорожена грядой обливных камней с несложными проходами между ними.

Фото. Ориентир на вход в порог 27.

 

Пр. 28. Шивера на прямом участке за ЛП. От начала шиверы ущелье резко расширяется, по ПБ до входа в Каргалинские ворота идет терраса.

Пр. 29. Шивера.

Пр. 30. Шивера. С правого берега впадает ручей.

Пр. 31. Шивера на ЛП.

Пр. 32. Шивера. За ЛП остров, проход справа. Далее река делает резкий поворот вправо в высоких стенах красно-коричневых скал. Это вход в заключительный каскад каньона – Каргалинские ворота, включающий препятствия 33-35.

10.05. Начали сплав ближе в 11 часам утра. Препятствия 27-32 легко читаются с воды и были пройдены сходу за 10 минут сплава. Чалились в улова у ПБ, где тропа уходит от реки наверх, непосредственно перед входом в Каргалинские ворота.

Предварительный просмотр каскада можно осуществить по тропе ПБ, однако она идет довольно высоко и для детальной разведки следует спускаться с тропы к воде. Река зажата в скальных берегах, однако в ряде мест возможен спуск к воде для просмотра и организации страховки.

Пр. 33 (5С). Порог. Длина около 200 м. Заход на ПП. Струя разгоняется в скальном коридоре и на локальных поворотах последовательно смещается к левому берегу, а затем к правому, большое падение, валы и бочки. Надводных камней нет. В конце порога местный ЛП, на котором центр русла перекрыт мощной подковообразной бочкой, левее которой язык. Страховка теоретически возможна по ПБ, ЛБ – отвесные скалы. Далее прямой участок не более 100 м (можно чалиться на ПБ), в конце  которого скальные выступы ПБ отжимают струю на центр. Это вход в следующее препятствие.

Пр. 34 (6А). Порог. Длина около 250 м, падение на которых около 8 м. Начинается на плавном правом повороте. В левой части струи мощная бочка через обливную глыбу, справа трек вдоль низкого скального выступа ПБ. Далее на прямом участке в шахматном порядке бочки и валы. Ближе к левому берегу полуобливные и надводные камни в русле. Общий план прохождения – правее центра или по центру, пробивая бочки. По меньшей воде в пороге выделяют четыре ступени сливов с необходимостью маневра между камнями.

Фото. Вид на среднюю часть порога 34.

 

Пр. 35 (4В). Порог на ЛП. При высоком уровне воды упрощается. Валы в скальном сужении, мощный (но с отбойным валом) прижим в скалы ПБ.

После разведки начали прохождение пр. 33 поочередно. Вначале его прошел К1, затем К4 и К3, экипаж К2 занимался фото- и видеосъемкой и шел последним, страховку не выставляли. Выяснилось, что поверхностный просмотр с тропы привел к недооценке мощности порога: К1 был жестко остановлен выходной бочкой и был на грани оверкиля, К4 в одной из предыдущих бочек сделал кормовую “свечку”. К3 прошел удачнее всех и встал на страховку. К2 при прохождении левого поворота в пороге зашел в бочку полулагом, что привело к оверкилю. С перевернутого катамарана в выходной бочке смыло Вадима Бригинца, который выбрался с веслом на берег в районе точки страховки. К2 с Василием Курковым втянулся в пр. 34, К3 пошел его догонять, однако К2 был выброшен струей на камни у ЛБ, где экипаж К3 ничем помочь не мог. К3 сходу прошел пр. 34 и 35 и зачалился на ПБ на выходе из каньона. Затем пр. 34 и 35 проходили К1 и К4 (К1 заходил под ПБ, К4 – центром), чалились на выходе из каньона к тропе ЛБ и участвовали в береговых работах по вызволению аварийного К2. При помощи веревок удалось вытащить на берег большую часть груза и перекинуть К2 через камни, на которые его навалило, после чего Василий Курков в одиночку сплавился на перевернутом К2 через порог 35 и зачалился на ПБ после каньона.

Фото. К1 заходит во вторую ступень порога 33.

Фото. К1 в пороге 33. Не очень удачный заход в бочку 3 ступени…

Фото. К1 в пороге 33. Как ни странно, это не оверкиль.

Фото. К4 в пороге 33. И это тоже не оверкиль…

Фото. К3 в средней части порога 33.

Фото. Все-таки без оверкиля в этот день (и на этой реке) не обошлось. К2 в пороге 33.

Фото. Иногда оба не хотят расставаться, но приходится. К2 в пороге 33.

Фото.  Полное безразличие спасаемого к спасателям. К2 и К3 в пороге 34.

Фото. Новый Робинзон. Василий Курков и его судно в пороге 34.

Фото. К1 в пороге 34.

Фото. К4 в пороге 34.

 

Фото. Залитый при большой воде порог 35.

После пр. 35  река выходит из каньона и вскоре делает большую правую петлю, в которой расположен заброшенный яблоневый сад. Это место распознается по высоким пирамидальным тополям и годится для стоянки. Оно относительно изолировано от посещений местным населением. Закончить сплав можно у моста в поселке Каргалы, откуда не далеко до центра поселка, где есть магазин и переговорный пункт. Поменять рубли на тенге в поселке негде.

Передохнув после перипетий сплава в Каргалинских воротах, восстановили походный порядок и шли до автомобильного моста через Лепсы. Сплав занял 20 минут, быстрая струя, валы, протоки в разбоях. Мост по паводку может представлять опасность. Около трех часов завершили сплав, вытащили катамараны сразу за мостом на галечник правого берега, разобрали их и в полпятого выехали на нанятой машине (бортовой УАЗ, хозяин Виктор Санжуров) на станцию Лепсы (дорога заняла менее 3 часов, за выброску до станции заплатили 9000 тенге), откуда уехали поездом в Новосибирск.

 

Выводы и рекомендации.

 

Итоги сплава и оценка маршрута.

 

В условиях высокой воды (близкой к паводку) пройден каньон р. Лепсы. Определяющими участками каньона являются связки порогов 20-21 и 34-35. Первая связка при любой воде (особенно высокой) объективно опасна и требует вдумчивого анализа возможностей экипажа. В то же время вторая связка по высокой воде более прямолинейна (не требуется соблюдения однозначной линии движения) и менее опасна, т.к. в случае аварии пострадавшие будут выброшены на спокойную воду на выходе из каньона, а также есть хорошие возможности для страховки как с воды, так и с берега.

Опыт группы позволял проходить многие пороги сходу. Менее подготовленной группе может потребоваться больше разведок.

Каньон доступен для любых судов, начиная от каяков и кончая плотами. Насколько нам известно, частично пройден и на байдарках, однако прохождение ключевых порогов по высокой воде, на наш взгляд, для байдарок проблематично.

Все известные нам прохождения Лепсинского каньона осуществлялись при меньшем, чем у нас, уровне воды. Сравнение фото- и видеоматериалов с этих прохождений, а также воспоминаний о прохождении р. Лепсы в 1998 г. (при существенно более низком уровне воды) троих участников нашей группы показывает, что относительная сложность отдельных порогов в зависимости от уровня воды радикально изменяется (хотя определяющие препятствия остаются теми же). В частности, при большой воде по сравнению с низкой упрощаются пороги 8, 17 (вторая ступень), 20, и в то же время делаются сложнее пороги 17 (первая ступень), 22, 25, 26, 33. В целом каньон более сложен при высокой либо малой воде, средняя вода оптимальна для прохождения.

Река Лепсы традиционно оценивается четвертой категорией сложности. Однако, на наш взгляд, такая оценка демонстрирует несовершенство отечественной системы категорирования рек. По высокой воде набор препятствий Лепсинского каньона безусловно соответствует маршруту пятой категории сложности по отечественной классификации. В то же время сплав только по каньону слишком быстротечен для полноценного маршрута (занимает не более 3 дней при самом осторожном подходе, что меньше, чем время подъездов-отъездов), а сплав ниже каньона не представляет спортивной ценности. Поэтому логично рассматривать Лепсинский каньон как “кусок пятерки” и проходить его в рамках маршрута – связки двух или нескольких рек. Река Лепсы неоднократно пройдена в связках с другими реками Джунгарского Алатау - Коксу (как поступили и мы), Кора, Тентек..

Ходят слухи о технически сложных препятствиях, пройденных в верховьях р. Сарымсакты сибирскими водниками, но мы их подтвердить или опровергнуть не можем. Можно уверенно сказать только одно – эти препятствия, если они существуют, могут быть пройдены на надувных судах только при высоком уровне воды.

С эстетической точки зрения Лепсинский каньон заслуживает самых добрых слов. Весной склоны ущелья покрыты цветущими травами. Поднявшись на борт каньона в его начальной части, можно полюбоваться панорамой снежных гор главного хребта Джунгарского Алатау.

 

Береговая обстановка и аварийные выходы.

 

Самая сложная береговая обстановка в начале каньона. Впрочем, ввиду того, что здесь расположены несложные препятствия, необходимость аварийного выхода вряд ли возникнет. Далее вдоль всего каньона идет тропа по ПБ, кое-где она забирается на бомы, но нигде не уходит от реки далеко. Вдоль препятствий 34 и 35 идет тропа и по левому берегу. В середине каньона на уровне препятствий 18-22 в 2 км от ущелья расположен дом пастухов, к которому подходит дорога. Ездит ли кто-нибудь по этой дороге и насколько часто – нам неведомо. Выход из каньона возможен по многочисленным распадкам. При лазании по скалам следует соблюдать осторожность – порода, из которой сложены скалы, легко крошится, много живых камней.

 

Местное население и другая фауна..

 

Нами в каньоне не встречено, однако обнаружены многочисленные свидетельства посещения им каньона – фантики от конфет, пивные банки, сигаретные пачки. Во время стапеля возле Лепсинска мимо нас не раз проезжали местные на автомобилях, но не проявляли к нам никакого интереса. По прибытии в с. Каргалы мы выяснили, что о нашем сплаве в этом селе давно известно. Мы прибыли в Каргалы в праздничный день (родительский день), так что некоторые аборигены общались с нами, находясь в изрядном подпитии. Они были утомительны, но не агрессивны. Такими же эпитетами можно охарактеризовать встреченных нами в каньоне и его окрестностях клещей и гадюк. Последних мы все же рекомендуем опасаться.

 

Выброска со станции Лепсы и специфика казахских поездов.

 

Выброска со станции Лепсы оставила у группы тягостное впечатление. Во многом проблемы мы создали себе сами, не обменяв достаточно рублей на тенге. Обменять тенге на рубли в поселке негде (!). В итоге нам не хватало денег на купейные билеты, а плацкартных мест, как выяснилось, не было.

Поезд на станции стоит 1-2 минуты и может отставать от расписания, так что группа с тяжелой поклажей (такой, как катамараны) должна заранее морально готовиться к попаданию в него.

Пятеро участников группы купили купейные билеты, но после посадки в поезд оказалось, что в купе нет ни одного места. Всю группу препроводили в плацкартный вагон, где мы постоянно подвергались неудобствам из-за манипуляций с контрабандными кроссовками и женским нижним бельем, упаковки с которыми периодически запихивались в разнообразные потайные места, а затем (после пересечения границы) извлекались обратно. В вагонах были проблемы с уборкой (вернее, с ее отсутствием), открыванием окон. Поскольку у нас были билеты без указания мест, а на каждое место было продано еще по одному билету, нам пришлось вступать в локальные поединки со счастливыми обладателями билетов с местами, и с дополнительными нервами добиваться у проводников права на нормальный сон. В итоге всей этой борьбы все же одному участнику группы пришлось размещаться на ночлег на третьей полке.

 

Материалы.

 

Река Лепсы многократно пройдена, однако общедоступных материалов по ней в Сети мало. Мы обнаружили два: 1) отчет Евгении Гинзбург, составленные по походу, проходившему в мае 1998 г. при уровне воды “ниже среднего” в начале и средней воде в Каргалинских воротах (в отчете вода ошибочно оценена как средняя в начале и “выше среднего” в конце похода); 2) отчет пермской группы, проходившей Лепсы летом 2002 года при уровне воды “выше среднего” (но, судя по описанию порогов, ниже нашего: к сожалению, по приложенным фотографиям мало что можно понять). Оба отчета содержат существенную ошибку, берущую начало в более ранних отчетах: расстояние по воде от Лепсинска до входа в каньон указано как около 20 км, хотя в действительности оно – не более 10 км даже с учетом всех изгибов русла. Нет никаких проблем быстро дойти пешком до входа в каньон непосредственно от места стапеля – туда ведет тропа по ПБ.

В отчете пермской группы содержатся еще два сомнительных утверждения: о предпочтительности обноса пр. 20 по ЛБ и обноса каскада порогов 20-22 по окружной тропе, уходящей в распадок после пр. 18. Никакой необходимости в этом нет, все легко обносится вдоль ПБ.

Кроки, приведенные в указанных отчетах, содержат ряд неточностей и по большому счету не нужны: все значимые препятствия легко опознаются при любом уровне воды и разведываются по тропам и береговым камням, а оптимальная линия движения сильно зависит от уровня воды. Что касается описаний, то они вполне адекватны. Отчет пермяков ценен описанием сплава по равнинной части р. Лепсы.

Hosted by uCoz