Отчет о водном путешествии четвертой к.с. по рекам Пыжа - Бия.Руководитель группы
Павлов Н.В.
Карты: В отчете использованна копия с топографической карты масштаба 1:200000. Схемы препятствий: Выполнены без соблюдения масштаба. Полный, печатный вариант отчета сдан 1 декабря 1997 года в МКК Новосб отделения ТССР ФТ, В нем содержится 24 цв. фотографии и 56 картинок сканированных с видеопленки Связавшись с нами, можно получить видеофильм о Пыже. Следует сказать о сложности похода, существовали
разночтения относительно К.С. реки Пыжа;.были прецеденты, когда поход был
заявлен как тройкой сложной, так и четверкой. Группа выпускалась на реку
3сложн. К.С. из-за того, что руководитель не был уверен, есть ли
там 4 К.С. Однако опыт руководителя превосходил требования этой к.с.,
а костяк команды имел право на поход 4 и 5 к.с. и требования МКК при выпуске
похода соответствовали четверке, то:
МКК НО ТССР ФТ рассмотрев предоставленные
материалы и посчитала, что поход может быть зачтен руководителю и всем
участникам ЧЕТВЕРТОЙ категорией сложности.
2. Категория сложности - Третья с элементами пятой(заявляемая категория, на основе оценки первопроходцев-Тюменских водников, руководитель Янин А.А.) 3. Количество участников - тринадцать человек 4. Суда: а). катамаран - четверка (диаметр 55см , длина по раскрою 4,5м) - 1 шт. б). катамаран - двойка (диаметр 45см , длина по раскрою 3,2- 3,4м) - 4 шт. 5. Район путешествия - Горный Алтай. 6. Нитка маршрута: Новосибирск - п.Иогач - р.Пыжа(автомобиль) - р.Пыжа(сплав) -р.Бия(сплав) - п.Турочак - г.Новосибирск(автомобиль) 7. Сроки проведения: с 16.08.97 по 30.08.97 8. Продолжительность: подъезды и отъезды 2 дня количество полевых ночевок 13 строительство 1 день сплав по р.Пыжа 8,5 дней сплав по р.Бия 1,5 дня 9. Заявочные материалы были рассмотрены Новосибирской зональной МКК и была выдана маршрутная книжка 0-89-97.
Поход был организован в рамках
планов работы секции "Сплав" СК НГУ. Целью являлось прохождение новой
для нашей секции реки и повышение туристско - спортивной квалификации участников.
Река Пыжа давно интересовала наш клуб. Тренер нашей секции - Тенетов В.П. неоднократно рекомендовал рассмотреть руководителям эту реку при организации маршрутов от тройки до пятерки. Но дальше разговоров дело не доходило. Отпугивало то, что на Пыже много бревен и есть водопады, "абсолютно неходимые". В конце концов настал черед и для этой реки. Костяк команды имел опыт не ниже 4к.с. Но часть команды имела право на поход не выше 3к.с. Непосредственно перед походом было проведено несколько организационных собраний. Групповое снаряжение, а также часть личного принадлежало СВТ"Сплав". Личное снаряжение каждый имел свое, за исключением нескольких гидрокостюмов,принадлежащих секции. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам. Спонсорской помощи, к сожалению, не оказывалось.
Весь путь от Новосибирска до р.Пыжи мы проехали на автомобиле ГАЗ66. Обратно в Новосибирск возвращались тем же автомобилем, водитель дожидался нас в условленном месте на берегу р.Бии у п.Турочак. Из Новосибирска мы выехали в 8:30, ночевали на берегу Бии ниже устья р.Лебедь, на следующий день были уже на Пыже. Обратный путь проехали за ночь с 21:00 до 9:00
Из Новосибирска до Бийска добраться поездом или автобусом. 1. В городе Бийске нанять автомобиль (автобус) до самой реки. 2а. Сесть в Бийске на автобус до Турочака, оттуда автобусом или попуткой до поселка Иогач. 2б. Доехать до Горно-Алтайска, оттуда тоже рейсовым автобусом до п.Иогач. Дальше до реки надо ловить попутку, или специально нанимать машину. 3. В Новосибирске турфирма "Алтын-Туу" еженедельно по средам доставляет своих клиентов на Телецкое озеро.Стоимость билета на их автобус до п.Иогач в этом году составляла 130тыс рублей - этот вариант мы планировали первоначально, пока не договорились с водителем ГАЗ66. Пожелание из 1997 года. Дай бог чтобы эти постыдные поборы уже в скором времени оказались историей. Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в тщательной подготовке похода и испытанной конструкцией судов. Так как группа не полностью соответствовала заявленной категории сложности маршрута и не имела подробной лоции реки, а только словесное описание реки на основе статьи из 19-го выпуска альманаха "Ветер странствий" и двухкилометровой карты этого района, то, чтобы исключить неожиданные выходы к ключевым препятствиям, приходилось гораздо больше внимания уделять береговой разведке не только порогов, но и подступов к ним; на участках между препятствиями применялась тактика движения двумя раздельно стартующими группами. Более сильная группа должна была обеспечить четкие ориентиры мест чалок, страховку и по необходимости принудительное зачаливание судов второй группы. Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого спасжилета, каски и гидрокостюма. При сплаве применялись: - Осмотр и разведка сложных порогов а также проток,завалов - Взаимная страховка судов во время сплава - Страховка с воды при прохождении всех сложных участков - Страховка с берега на сложных участках реки - Принудительное причаливание Экипаж четверки ожидает прохождения остальных
судов для страховки с воды
В тексте используются следующие обозначения препятствий: Л - препятствия преодолевающиеся с ходу, ошибки приводят к посадкам на камни и небольшим повреждениям. С - препятствия требующие разведки и страховки, ошибки могут привести к серьезным повреждениям судна. Т - препятствия требующие обязательной разведки и страховки, ошибки могут привести к потере судна. ТТ - препятствия требующие анализа и оценки собственных возможностей, препятствия повышенной сложности. За основу описания взята статья "Каменная река" Янина А.А. в альманахе "Ветер странствий"вып.19. Поэтому постараюсь сохранить названия, данные первопроходцами.
Длина Пыжи - 103км, площадь бассейна - 11700км.кв., средний уклон -18м/км. Средняя высота бассейна реки - 1150м, лесистось 70%. Среднегодовой расход воды в Пыже - 18,5куб.м /сек, из них в апреле - 12,6 , мае - 57,5, июне - 34,4, июле - 19,9, августе - 40куб.м /сек. Пыжа впадает в Бию в 17км от истока последней. Долина Пыжи заселена слабо, многие поселки заброшены. Сплав мы начали от деревянного моста через Пыжу, расположенного в 8 км от Обого вниз по течению. Перед мостом мощный завал из бревен, так что сам мост вскоре может снести. Уровень воды в реке высокий -"большая вода". Он оставался таким втечение всего похода, чему способствовали дожди. Поэтому многие пороги оказались залитыми,технически упростились, зато существенно ухудшились условия для причаливания: практически отсутсвовали плесовые участки.
Дальше до левого притока - р.Турга 1,5км, через 200м после Турги переправа - через реку натянут трос, к нему привязан пляжный катамаран. Нас эта конструкция очень впечатлила.
3С Порог"Скиф": Длинное препятствие со сложной линией движения между камней. Сразу за правым поворотом серия сливов с "бочками", у внешнего левого берега завал из бревен, большие камни в русле, ширина реки около 40м.. Необходимо заходить в порог у правого внутреннего берега. Длина порога 100м. Дальше прямой участок -длинная жесткая шивера (300м). Камни, валы до 1м. Для разведки и страховки необходимо чалиться на правый берег за 50-100м до поворота, т.к на повороте берег -скала высотой 3м.
Дальше препятствий нет вплоть до начала каскада. Каскад начинается сразу за правым поворотом, с воды хорошо просматривается перепад на входе в каскад. виден Левый берег - крутой склон, поросший лесом, правый после бома низкий, по мере приближения к каскаду поднимается. В нашу воду необходимо было зачалиться заранее, т.к. сходу можно не успеть остановиться на быстротоке и влететь в каскад.
6аС Порог"Вход"(100м): На первых 30м ступенчатое падение русла на 1,5м. Ширина реки - 20м. Входной метровый слив, за ним через 5м косой винтовой вал в левой части русла, потом участок быстротока(20м) и еще ступенька около 70см,в которой справа полуобливной камень с хорошим навалом. Правый берег вэтом месте бом высотой 3м, за ним плес около20м, тишка у правого берега, после еще 50м быстротока с думя сливами по 50см . Потом правый поворот, перед которым есть тишка у левого берега. В нее необходимо зачалиться для осмотра следущих 2х ступеней. "Вход" проходили в два этапа. Старт по одному судну с правого берега, прохождение первых 50м порога, принудительная чалка на правый берег, потом перечаливание на левый, и осмотр следующей ступени. 6бС Порог"Альтернатива" (50м): Камни в русле, ширина реки меньше 20м, На правом берегу высокий скальный бом. Посередине реки большой камень шириной около 4м с навалом на него Справа и слева узкие проходы около 4-5м. Маневр осложнен подводными и надводными камнями в русле. После стола прижим к каменному выступу правого берега с бревном, низко свешивающимся над водой. Левый проход проще, но туда сложнее попасть.
Это самый красивый порог Казинского каскада. (сравните с описанием Янина и фотографией из него. Видно, что вода у нас на метр выше, река шире почти в два раза.)
Лагерь разбили на правом берегу р. Казо. Судя по остаткам костра, неизвестные водники стояли здесь не так давно(дня 3-4 назад). Это место - стандартная стоянка перед водопадами, хотя видно, что здесь давно никого не было. Дров хватает. 7ТТ
"Пыжинские водопады, первая часть": После устья Казо Пыжа
ускоряется через 50м небольшой порожек потом через 50м еще один, река поворачивает
направо и начинается каскад водопадов. На протяжении 700м река падает
непрерывной серией водопадов высотой от 2-х до 5-ти м. Ступени отделены
друг от друга участками пенной воды от 5 до 30м. Можно выделить около 8
ступеней. Некоторые не оставляют никаких шансов на успешное прохождение.
Русло завалено огромными глыбами, и почти каждая узость забита бревнами.
Если и есть возможность прохождения то только последних 100м. Хорошей команде
есть смысл подумать об организации экспедиции для первопрохождения хотя
бы части водопадов. Поэтому я не пишу о них, как об абсолютном непроходе.
Водопады - грандиозное зрелище. Фотографии скажут об этом лучше всяких
слов.
9С каскад"Верблюжий": С и Л-пороги и шиверы. После "Аута" до вторых водопадов еще 1,5 км.
(При обносе встречалась свежепримятая трава, напротив правого притока свежее костровище. Потом следы поднимались на склон. Убедились, что нам тоже туда. Потом, когда мы посчитали, что набрали достаточно высоты, стали траверсировать склон. Следы мы больше не встречали. Я очень удивился, не встретив свежих следов пребывания людей ниже 2-го водопадного участка.)
Встали на ночевку возле хутора, прикупили 1,5л меда, ведро парного молока, 1,5л сметаны и ведро яблок. Стоило это нам около 70тыс.рублей.На хуторе сейчас проживает 2 семьи: пасека Кондрюнина Л.Ф.- старожила этих мест и подворье его родственников. Здесь мы узнали, что за 3 дня перед нами прошли 2 водника из Барнаула, которые рассказывали, что при обносе водопадов ушли наверх в горы, там проплутали и вышли к Пыже аж возле р.Бельгежи. Еще нам рассказали, что Барнаульцы повстречали на Пыже медведей-косяками. (Мы же кроме крота, к тому же дохлого и какой-то хищной птицы, никакой живности не видели. Много нас было, однако) И главное, за последние 4 года, не было ни одной группы водников. Так сказал дед-пасечник... Чистое ходовое время от р.Бельгежи до хутора - 1час.Дальше на реке начинаются протоки, прижимы к кустам, расчески, завалы. Через 10км на левом берегу заброшенный поселок Сучак, с воды он плохо просматривается. Напротив на правом берегу хутор.Он хорошо виден с воды. Отсюда уже есть дорога в Иогач. Ходовое время от Балгашты до Сучака - 2 часа. Через 5-6 км от Сучака начинается наиболее сложный участок завалов.-"дурные протоки".
Ходовое время от Сучака до места ночевки в дурных протоках - 3 часа. На следующий день до с.Новотроицкое дошли еще за 2,5 часа. Ниже Новотроицкого река упрощается, но течет быстро. До устья остается 14км. Ходовое время от Новотроицкого до устья р.Пыжа - 2 часа. Дальше сплав продолжается по р.Бия. Этот маршрут широко описан в туристической литературе, поэтому не буду на нем останавливаться. В конце добавлю одно замечание. Наше описание соответствует большой воде. В меньшую воду характер препятствий может существенно измениться. Считаю, что группа прошла заявленный маршрут полностью, выполнила все поставленные перед ней задачи. Все участники показали хорошую подготовку и готовы к более сложным походам.. Маршруту по р.Пыжа, заявленному нами тройкой-сложной, сложно дать однозначную категорию сложности. Основные препятствия реки сосредоточены на участке в 10км, остальная часть маршрута оценена нами не сложнее 2-3к.с. Казинский каскад(пр.6) подходит под определение локального препятствия 4кс. Это следует из сложности порогов каскада и сложности берегов (ущелье, отсутствие троп). Поэтому маршрут по Пыже с обносом водопадных участков необходимо оценить в 4кс, хотя это и не классическая четверка. После прохождения реки складывается впечатление, что мы больше ходили по берегу, чем шли по реке. Хотелось порекомендовать этот маршрут в качестве тренировочного перед походами высшей к.с. На Пыже хорошо нарабатывать опыт береговой работы (Страховка, обносы, тактика базовых лагерей и.т.д.) ѕ Статья расходов На группу (в тыс.руб) На 1человека (в тыс.руб) 1 транспорт (автомобиль ГАЗ66) 3000 230 2 питание на маршруте 1768 136 итого: 4768 366
На Пыже, много кедровых шишек, по берегам растет кислица, черная смородина, черемуха, ниже водопадов ловится рыба. Для хранения крупы, сахара и др. сыпучих продуктов мы использовали 1,5-2л пластиковые бутылки. Общий вес продуктов составил 170кг. Примечание: здесь не сказано о сигаретах и спиртных напитках, считаю что курение-личное дело каждого курильщика, а говорить, сколько было выпито и по чем - не этично.
наименование диаметр (см) длина по раскрою шт. вес с комплектом труб, вязок, чалки Катамаран-четверка 55 4,5м 1 30 кг Катамаран-двойка 45 3,5м 4 20 кг 2. Лопасти дюралюминевые для весел: 22 0,9кг Всего: 130кг 2. Клей 12. Ножницы 3. Нитки разные 13. Шило 4. Ткань прорезиненная 14. Надфиль 5. Капрон 15. Набор игл 6. Брезент 16. Наперсток 7. Изолента 17. Ножока 8. Бинт резиновый 18. Проволока железная 9. Фторопластовая лента 19. Гермомешок и упаковка 10 Брусок абразивный Вес ремнабора 3кг. "Морковка" представляла собой мешок из капрона с пенополиэтиленовым дном и карабином, в который укладывалась веревка. "Бомба" - Волейбольная камера в капроновом чехле с водой и воздухом внутри, к которой привязана веревка. Используется в качестве принудительной чалки. Вес 1,2кг Количество 4шт Общий вес 4,8 кг. Оперативная аптечка 1. Индивидуальный перевязочный пакет 2 шт. 2. Бинты эластичные 3 шт. 3. Жгут 1 шт. 4. Йод 5 ампул 5. Спирт нашатырный 2 ампулы 6. Валидол 10 табл. Стационарная аптечка 1. Индивидуальный перевязочный пакет 8 шт. 2. Вата 2 пачки 3. Бинты эластичные 5 шт. 4. Жгут 1 шт. 5. Йод 15 ампул 6. Пластырь бактерицидный 10 шт. 7. Лейкопластырь 1 рулон 8. Спирт нашатырный 8 ампул 9. Мазь олететриновая 30 мл 10. Анальгин 40 табл. 11. Аспирин 40 табл. 12. Димедрол 20 табл. 13. Фурацилин 20 табл. 14. Перманганат калия 20 г 15. Спирт этиловый 0,33 л 16. Энтеросептол 40 табл. 17. Валидол 10табл. 18. Сульфален 60 табл. Вес аптечки 2кг 2. Поварешка 1 шт. 5. Топор 1 шт. 3. Верхонка 1 шт. Общий вес кострового набора 8кг Итого вес общественного снаряжения составил
200 кг. Каждый из членов группы свое индивидуальное снаряжение изготовлял
или подбирал сам, поэтому указать его вес невозможно, а в среднем вес одежды
и спальников был около 7 кг, водного снаряжения 6кг. Вес рюкзака и пенки
- 1 кг.
Картографический материалисхемы препятствий.ФОТОГРАФИИ
2. Двойка Иванов-Акимжанов в пр.6а"Вход" 3. Четверка Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский-Пшеничникова в пр.6а"Вход". 4. Двойка Иванов-Акимжанов в пр.6а"Вход" 5. 6. Двойка Казанцев-Иванова в пор"Вход". 7. Четверка Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский в пр.6в"Лабиринт". 8. Двойка Власов-Пурескин перед пор."Вход". 9. 10. Четверка Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский в пр.6в"Лабиринт". 11 12. 13. Пор."Лабиринт". Двойка Казанцев-Иванова. 14. Пор."Лабиринт". Двойка Иванов-Акимжанов. 15. Страховка. Экипаж четверки ждет начала прохождения двоек.Сверху вниз: Ткачев, Павлов, Абраменко, Шиманский. 16. Пор.6б"Альтернатива". Двойка Сухоруков-Старцев. 17 18. 19. 20. 21. Пор"Лабиринт". Двойка Сухоруков-Старцев. 22. Пор"Лабиринт". Двойка Власов-Пурескин. 23. Пор.6г"Обводка". Первое бревно. 24. Пор.6г"Обводка". Первое бревно. 25. Пор.6г"Обводка". Второе бревно. 26. Пор.6г"Обводка". Второе и третье бревно. 27. Пор.6г"Обводка". Забор из бревен на входе, улово. 28. Пор.6д"Вираж". Первая ступень. 29. Пор.6д"Вираж". Бревно во второй ступени. 30. Пор.6д"Вираж". Бревно в первой ступени. 31. Пор.6д"Вираж". Эх, ухнем...(Старцев рубит бревно) 32. Пор.6д"Вираж". Потянем... 33. Пор.6д"Вираж". Проход свободен... 34. Пыжинские водопады. Входная ступень. 35. Обнос. 36. Пыжинские водопады. Входная ступень. Средний план. 37. Пыжинские водопады.Входная ступень. Крупный план. 38. Пыжинские водопады. Вид сверху на одну из ступеней. 39. Пыжинские водопады. Водопадный слив. Крупный план. 40. Пыжинские водопады."Брызги шампанского". 41. Пыжинские водопады. Вода, камни и бревна. 42. Пыжинские водопады. Мощный пенный котел после трехметрового слива. 43. Пыжинские водопады. "Гигантская удочка" на фоне пятиметрового слива. 44. Пыжинские водопады. Пенная струя между ступенями. 45. Пыжинские водопады. Завал. Крупный план. 46. Пыжинские водопады.Предпоследняя ступень. Средний план. 47. Пыжинские водопады.Вид с бома на выходные ступени. 48. Вторые Пыжинские водопады. Выходная ступень. 49. Скала похожая на индейца. 50. Павлов Н.В. 51. Абраменко Ю.А. 52. Пыжа ниже п.Сучак. Двойка Сухоруков-Старцев. 53. Дурные протоки. Впереди завал."Солдат спит - служба идет" 54. Флотилия выплывает из Пыжи в Бию. 55. Абраменко Ю.А. 56. Устье Пыжи. Двойка Иванов-Акимжанов. Цветные фотографии.
2. Лесозаготовки в верховьях р.Иогач. Сюда мы заехали случайно, так как свернули не туда. 3. Место строительства Павлов Н.В. - руководитель 4. Власов М.Г. - видеооператор, реммастер 5. Чаепитие у костра; Слева направо Пшеничникова МН (спиной), Иванова ТР,Пурескин ДН, Сухоруков АВ, Старцев ДС, Казанцев АС 6. Акимжанов АМ: Хорошо точит ножи брусок залитый клеем моментом 7. Абраменко ЮА : завхоз 8. Старцев ДC в ОЗК, Шиманский РВ с ножом 9. Перенос катамарана к точке старта, экипаж: Иванов МК, Акимжанов АМ 10. Ткачев ДС: Одет как на банкет в спасательный жилет 11. Место начала сплава, в кадре вся группа (фотограф Шиманский РВ очень быстро бегает). Слева направо: Шиманский, Сухоруков, Старцев, Акимжанов, Иванов М, Иванова Т, Павлов, Пурескин, Власов, Казанцев, Абраменко, Пшеничникова, Ткачев. 12. Большая вода на Пыже; вид с катамарана. 13. Пр.2Л Двойка Иванов-Акимжанов.(фото с катамарана-четверки) 14. Пр.3С (порог Скиф); завал у левого берега. 15. Пр.3С (порог Скиф); катамаран-четверка (Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский и фотограф Пшеничникова). 16. Пр.4С Двойка Иванов-Акимжанов. 17. Казинский каскад; пр.6аС (порог Вход). Четверка (Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский и фотограф Пшеничникова) перед первым сливом. 18. Казинский каскад; пр.6аС (порог Вход). Двойка Власов-Пурескин; на берегу Сухоруков, Старцев. 19. Казинский каскад; пр.6аС (порог Вход). Двойка Сухоруков-Старцев. 20. Казинский каскад; пр.6сТ (порог Лабиринт). Четверка (Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский). 21. Казинский каскад; пр6бС (порог Альтернатива) и пр.6сТ (порог Лабиринт). Четверка Павлов-Абраменко-Ткачев-Шиманский в начале Лабиринта; двойка Казанцев-Иванова в конце Альтернативы. 22. Казинский каскад; пр.6сТ (порог Лабиринт). Двойка Казанцев-Иванова после первой ступени порога. 23. Казинский каскад; Старцев рубит бревно в пороге Вираж (пр.6дТ). 24. Пыжинские водопады ѕ1; Входная ступень. |