Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

КЛУБ ТУРИЗМА «СПЛАВ»
г. НОВОСИБИРСК


ОТЧЕТ
о водном путешествии второй категории сложности
по реке Сисим
совершенном 06.08-17.08.2005 г.

Маршрутная книжка N 8-28-05
Руководитель группы Полунина Н. А.
Адрес руководителя: г. Новосибирск,
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть
зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет II категорию сложности.
Отчет использовать в библиотеке турклуба «Сплав»

Штамп МКК
Новосибирск 2005 г.

Содержание

1. Справочные сведения о походе

2. Состав группы

3. Краткие сведения о районе маршрута

4. Подготовка к походу

5. Заброска и выход с маршрута

5.1 Заброска

5.2 Выход с маршрута

6. График движения

7.Техническое описание активной части маршрута

7.1 Радиальный выход

7.1.1 Заповедник «Красноярские Столбы»

7.2 Водная часть маршрута

7.2.1 Начало сплава р. Сисим – р. Джотка – «Волкова яма» – р. Бирюсук – «Сисимский государственный заповедник»

7.2.2 Сплав по р. Сисим по территории «Сисимского государственного заповедника» - Верхсисимская шивера

7.2.3 Сплав до у. р. Оленкой – окончание «Сисимского заповедника» - порог Алгинский

7.2.4 Порог Алгинский – шивера Полковничья – порог Гремяченский

7.2.5 Порог Гремяченский – пос. Березовый – порог Безопасный – у. з. Сисим

7.2.6 Красоты Сисимского залива и Красноярского водохранилища – кемпинг «Изумрудный»

7.2.7 Красноярское водохранилище – пос. Приморск

7.3 Заключительная часть маршрута

7.3.1 пос. Приморск – г. Красноярск – г. Новосибирск

8. Обеспечение безопасности

9. Выводы и рекомендации

10. Схема маршрута

11. Приложения

11.1 Смета расходов

11.2 Материальное обеспечение группы

11.2.1 Специальное снаряжение

11.2.2 Ремонтный набор

11.2.3 Костровой набор

11.2.4 Аптечка

11.2.5 Продукты питания

11.2.6 Средства фотосъемки

11.2.7 Личные вещи

11.3 Адрес Администрации Красноярского края

12. Картография

13.Фотографии


1. Справочные сведения о походе

Вид туризма – водный,
Категория сложности – II (вторая),
Район путешествия – Восточные Саяны,
Число участников – 4 человека, состав группы см. в п. 2,
Способ передвижения – сплав на катамаранах-двойках, пеший переход,
Нитка маршрута:
г. Новосибирск – г. Красноярск (поезд) – заповедник «Красноярские cтолбы» (радиальный выход) – ст. Щетинкино –ст. Сисим (автомашина) –
р. Сисим (сплав) – пос. Приморск - г. Красноярск – г. Новосибирск (поезд)
Протяженность активной части маршрута – 225 км,
Протяженность водной части маршрута – 211 км,
Время проведения – с 6 по 17 августа 2005 года,
Продолжительность путешествия – 12 дней,
Общее количество полевых ночевок – 8.
Маршрут рассмотрен и утвержден в туристкой МКК КТ «Сплав» (г. Новосибирск, Академгородок).

2. Состав группы

Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Место работы (полное наименование, должность, телефон) Туристическая подготовка Обязанности в группе
Полунина Наталья Анатольевна
1980
ООО «ЭКОМ», инженер, т.224-18-01 р. Китой V у, р. Урик IV у, р. Буготак I р Руководитель, лоцман кат.1, казначей
Наумова Нина Васильевна
1958
ОФК по Советскому району г. Новосибирска,
т.330-55-75
р. Сисим I у, р. Мрассу II у, р. Катунь IV у Матрос кат.2 фотограф, завхоз
Егорова Татьяна Юрьевна
1970
безработная р. Буготак I у, р. Катунь IV у Лоцман кат.2 медик
Соколова Наталья Николаевна
1983
студентка консерватории, 4 курс р. Мана I у Матрос кат. 1, видеосъемка

3. Краткие сведения о районе маршрута

Река Сисим – горно-таежная река на Юге Красноярского края, берет свое начало на западных склонах хребтов Манского Белогорья (Восточный Саян), является крупным притоком Енисея (Красноярского водохранилища), впадает в него справа.

Длина реки 270 км, площадь водосбора 3260 кв. км, средний расход воды 37 куб. м/с. Перепад воды – от 750 м (в районе железнодорожного разъезда Сисим) до 300 м над уровнем моря (в районе поселка Березовая). Сисимский залив – один из крупнейших на Красноярском водохранилище. Его протяженность около 20 км до устья Большой речки (левый приток).

Можно выделить несколько больших притоков Сисима: р. Урап (левый приток Сисима) с истоком Уря-Сисим, длинной более 40 км; р. Оленкой (правый приток), р. Ко (правый приток Сисима), р. Бирюсук (левый приток Сисима) и р. Сейба (правый приток Сисима) – длиной около 30 км.

Окрестности Сисима представляют собой гористую местность, практически не освоенную человеком. Горы, покрытые дикой темнохвойной тайгой, возвышаются над рекой на 300-400 м и круто обрываются к воде, часто – скальными стенками.

Вдоль реки от станции Щетинкино до разъезда Сисим проходит железная дорога Абакан - Тайшет. Сразу за станцией Щетинкино начинается Козинский тоннель длиной около одного км и знаменитый Козинский виадук – уникальное по размерам и замыслу сооружение Азии.

Основные богатства Сисима, одной из самых рыбных рек, это ценные породы рыб: ленок, хариус, таймень. В нижнем течении обитает щука, окунь, елец. Река, кроме самих туристов, посещается многочисленными рыбаками-любителями. Здесь также организовываются коммерческие сплавы, имеется кемпинг ««Изумрудный», который расположен в Сисимском заливе. Берега Сисима богаты строевым лесом, кедровым орехом, ягодой: брусника, черника, смородина. Из животного мира можно отметить большое количество уток и рябчиков, в начале Сисимского залива можно встретить журавлей. В тайге обитают волки, олени и медведи.

На Сисиме и его притоках добывалось золото промышленным способом – драгами. В верхней части Сисима сохранилось множество «шхеров» (ответвления, иногда глухие, оставленные после работы драги, добывавшей золото) и отмелей, тоже следствия работы драги.

На маршруте по Сисиму имеются историко-краеведческие достопримечательности, как древней, так и современной истории человечества. В устье р. Сисим (правый берег) на утесе Писемский находится Сисимская писаница железного века – средневековья. Открыта в 1847 году М.А.Кастреном. Всего было выявлено около 40 фигур: животные, птицы, люди, знаковые символы. Рисунки выполнены охрой красного цвета. К сожалению, в настоящее время памятник затоплен Красноярским водохранилищем.

В верхнем течении реки Сисим от правого притока пос. Малый Бирюсук до водораздела правых притоков р. Оленкой и Бургужуль располагается Сисимский Государственный Зоологический заказник. При организации сплава режим прохождения заказника по возможности необходимо согласовать с Комитетом по охране особо охраняемых территорий Красноярского края.

Наиболее популярным сплавным маршрутом по Сисиму является участок от железнодорожного разъезда Сисим до поселка Приморск на Красноярском водохранилище. В районе Сисимского заповедника по берегам встречаются (и много) оборудованные стоянки. В районе до начала Сисимского заказника (до р. М. Бирюсук) – возможность остановиться на стоянку отсутствует – берега густо заросли высоченной травой, в которую можно провалиться с головой.

В самом начале сплавного участка река очень узкая, шириной 10-15 метров, с крутыми поворотами, мелями, перекатами, многочисленными островами. Такой характер реки сохраняется на протяжении первых трех часов сплава (время зависит от уровня воды). После разрушенного автомобильного моста (пос. Джотка) река идет одним руслом, водный поток становится значительно сильнее, ширина река составляет 30-50 метров. Средняя скорость течения реки составляет 4-5 км/час в начале и 5-6 км/час в середине сплавного участка.

Все пороги Сисима однотипны по своему строению. Это гряды подводных и надводных камней, образующих проходы со сливами через плиты и небольшими валами до 1 метра. Отличие всех порогов в их протяженности. В конце маршрута туристам придется преодолеть Сисимский залив длиной более 20 км и пересечь Красноярское водохранилище шириной около 8 км. Течение на этом участке практически отсутствует, ширина Сисимского залива около 1 км, берега в основном обрывистые и удобных мест для стоянок мало.

4. Подготовка к походу

Подготовка к походу заключалась в тренировочных выходах на воду. Также были проанализированы материалы других групп, проходивших маршрут (р. Сисим). Большинство участников уже имели возможность "разогреться" в этом году. Один участник совершил поход пятой категории сложности по рекам Коксу-Лепсы (Казахстан). Двое из них в июне побывали на р. Катунь (с заносом на реки Кадрин, Урсул и Сумульта). На р. Казыр (Горная Шория) в июне (неделей позже) были проведены тренировки по самосплаву и спасательным работам, где было испытано личное снаряжение участников.

Перед походом было проведено несколько организационных собраний, на которых были распределены обязанности по подготовке снаряжения и продуктовой раскладки. Запас продуктов был расписан между членами команды, исходя из количества дней путешествия.

Заявочные данные были рассмотрены новосибирским клубом туризма «Сплав» и выдана маршрутная книжка № 08-28-05.

Половина снаряжения, использовавшегося в походе, и средства сплава принадлежали Турклубу "Сплав". Большая часть индивидуального снаряжения являлась собственностью участников похода. Спонсорской помощи не оказывалось (да и не ожидалось). В комплект индивидуального защитного снаряжения входили 4 спасжилета, 4 каски, 4 гидрокостюма.

5. Заброска и выход с маршрута

5.1 Заброска

Заброска на Сисим попадает под формулировку «колесами в воду». Вдоль реки от станции Щетинкино до разъезда Сисим проходит железная дорога Абакан – Тайшет. По свидетельству жителей поселка Щетинкино два года назад была построена прямая дорога из Красноярска – до поселка Щетинкино. Если эти данные верны, то теперь из Красноярска до начала сплава можно добраться любыми транспортными средствами необходимой вместимости.

Существуют две отправных точки начала маршрута по Сисиму: от пос. Сисим и от пос. Щетинкино.

Первый вариант является наиболее популярным вариантам начала маршрута по Сисиму. Из Красноярска до ст. Сисим можно добраться поездом направления Красноярск-Абакан (через ст. Саянскую). От станции вниз к реке идет хорошая проселочная дорога до самой реки, которая примерно через 300-350 метров выходит к удобной поляне на правом берегу Сисима, на этой поляне традиционно происходит постройка сплавных средств.

От пос. Щетинкино до реки тоже идет хорошая проселочная дорога, которая примерно через километр выходит к железнодорожному мосту через Сисим. На правом берегу реки есть хорошая поляна для стапеля. При желании это расстояние можно пройти пешком или пытаться найти подходящий транспорт в пос. Щетинкино. Только нужно учесть, что поезд прибывает в 6 утра, а так называемый поселок Щетинкино не такой большой – всего несколько домов – и подходящего транспорта (или скорее владельцев подходящего транспорта) в это время суток может не оказаться.

На реке на участке от пос. Щетинкино до ст. Сисим много проток. Сразу за железнодорожным мостом в начальной точке маршрута нужно уходить в правую протоку. Левая протока забита бревнами и вывороченным в половодье лесом. Река узкая, часто петляет.

Из Новосибирска до Красноярска добирались на поезде № 86 (Новосибирск - Красноярск). Билеты стоили 459,6 р. плацкарт. В Красноярск приехали 7 августа в 3.35 (время московское). У нас заранее были куплены билеты на поезд № 658 Красноярск - ст. Сисим. Поезд уходил в этот же день вечером в 16.22 (время московское).

Запланированное свободное время мы потратили на увлекательную прогулку по старой части Красноярска, а также на радиальную «вылазку» в знаменитый заповедник «Красноярские Столбы».

По Красноярску гуляли налегке, а свои рюкзаки сдали в камеру хранения (340 рублей за 5 мест). От ж/д вокзала до Столбов ходят муниципальные автобусы по цене 7-8 рублей.

Вечером 7 августа сели на поезд № 658 в 16.22 (время московское). К сожалению, запланированной выброски на ст. Сисим не произошло. Хотя на вокзале в кассе нас уверили, что приобретая билеты, в которых четко прописано, что нашей конечной остановкой является ст. Сисим – у нас не должно быть проблем с высадкой. Но машинист этого поезда, вероятно, решил иначе и нашу станцию проехал. Поезд остановился на ст. Щетинкино, которая расположена через 11 км от ст. Сисим.

На ст. Щетинкино прибыли в 6.00. Нам удалось договориться о том, чтобы нас довезли до классического места старта (пос. Сисим), это обошлось в 200 рублей. В тот же день мы построились и начали сплав на Сисиму, сплав по реке продолжался пока позволял световой день.

5.2 Выход с маршрута

Существует несколько вариантов выхода с маршрута. Первый населенный пункт, возле которого в принципе можно закончить сплав по Сисиму – это поселок Березовый, он расположен на двух берегах реки, чалиться лучше на правый берег перед мостом. До поселка Березовый находится предпоследний порог Сисима – порог Березовый. Примерно за 1-2 км до порога Березовый на левом берегу можно увидеть местных (Березовских) владельцев автотранспорта, которые заблаговременно поджидают желающих добраться до поселка Черемушки. Расстояние от поселка Березовый до поселка Черемушки составляет 35 км, а цена за доставку до пос. Черемушки колеблется от 2,5 – 3 тыс. рублей.

При желании можно продолжить сплав по Сисиму дойти до Красноярского водохранилища, и если иметь предварительную договоренность можно заканчивать маршрут в кемпинге «Изумрудный», который расположен в Сисимском заливе, а далее от кемпинга выбираться любыми описанными ниже способами.

От пристани Черемушки необходимо договариваться о переправе через Красноярское водохранилище. Далее можно добраться до пос. Приморск, а там доехать автобусом до поселка Балахты, а оттуда рейсовым автобусом или подходящим транспортом до Дивногорска или Красноярска.

От пос. Черемушки до пос. Шумихи ходит «Метеор», но точными сведениями о его расписании мы не располагали.

От пос. Приморск в 8 утра два раза в неделю ходит рейсовый автобус Приморск – Красноярск, но на него может не оказаться билетов, так их скупают местные жители.

Второй вариант выезда из Приморска – сходить в деревню и договориться с местными водителями о том, чтобы довезли либо до трассы на Красноярск (М-54, 185 км до Красноярска), либо до поселка Балахта, а оттуда добраться до Дивногорска или сразу до Красноярска любыми рейсовыми автобусами или другим подходящим автотранспортом.

Рассмотрев варианты выхода с маршрута и отказавшись от дорогостоящих услуг Березовских водителей, группа решила продолжить свое путешествие, пройти последний Сисимский порог – Безопасный, пройти по Сисимскому заливу, пересечь Красноярское водохранилище и закончить сплав в пос. Приморск.

6. График движения

День пути Дата Участок пути Путь в км (способ преодоления) t, ч Определяющее препятствие на участке Погодные условия
1
06.08г. Новосибирск – г. Красноярск (поезд)
-
 
2
07.08 г. Красноярск – заповедник «Красноярские Столбы» 14 км (пешком)
-
Солнечно
2
07.08г. Красноярск – ст. Щетинкино (поезд)
-
 
3
08.08 ст. Щетинкино – ст. Сисим 11 км (грузовик), стапель
-
Дождь
3
08.08 ст. Сисим – р. Сисим – у. р. Бирюсук 24 км (сплав)
6
Переменная облачность, дождь практически весь день
4
09.08 у.р. Бирюсук – у. р. Торганок30 км (сплав)
4,3
Верхсисимская шивераСолнечное утро, остальной день – переменная облачность
5
10.08 у. р. Торганок – у. р. Бургужуль 27 км (сплав)
5,4
Переменная облачность
6
11.08 у. р. Бургужуль – у. р. Устик 23 км (сплав)
4
В середине и в конце сплавного участка встречаются шивероподобные участки Сильно дождливое утро (из-за которого перенесен старт на воду на 3 часа позже), переменная облачность
7
12.08 у. р. Устик – п. Гремяченский 52 км (сплав)
5,3
Порог Алгинский, шивера Полковничья, порог Гремяченский Переменная облачность, солнечный вечер
8
13.08 п. Гремяченский – у. з. Сисим30 км (сплав)
7
Порог Березовый, порог Безопасный Солнечное и радостное утро, переменная облачность – весь остальной день, вечером – настоящая гроза
9
14.08 у. з. Сисим – з. Сисим 11 км (сплав)
8
Стоячая вода Сисимского залива Солнечно-дождливое утро, солнечно-дождливый день, солнечно-дождливый вечер
10
15.08 з. Сисим – Красноярское водохранилище 6 км (сплав)
4
Встречный ветер и сильные волныСолнечный день
11
16.08 Красноярское водохранилище – пос. Приморск ~ 8 км (сплав)
2
Солнечный день
11
16.08 пос. Приморск – г. Красноярск Рейсовый автобус (Шира – Красноярск)
-
Солнечно и жарко
12
16.08 – 17.08 Г. Красноярск – г. Новосибирск (поезд)
-
 

7.Техническое описание активной части маршрута

Начальная точка сплава – ст. Сисим
Конечная точка сплава – пос. Приморск
Чистое ходовое время – 46,4 часа
Средняя скорость течения – в верхней части реки – 4-5 км/час;
в средней – 6-7 км/час;
в Сисимском заливе – течение отсутствует, при
ветреной погоде движение затрудняют высокие волны.
Сроки путешествия – с 6 по 17 августа
В тексте указана стандартная классификация препятствий по сложности. В описании используются следующие стандартные сокращения:
ПБ – правый берег
ЛБ – левый берег
ПП – правый поворот
ЛП – левый поворот

Для похода использовалась карта масштаба 2 км:1 см. Для определяющих препятствий на этом маршруте в скобках после номера или названия указывается берег, по которому наиболее целесообразно проводить осмотр, страховку и фотосъемку.

6 августа: Выезд из Новосибирска поездом № 86 в 15.30 (время московское). В поезде обнаружилось, что наши трубы не помещаются на третьи полки, т.к. этот был вагон усовершенствованного типа и третьи полки были разделены перегородками. Сложили трубы в проход, что незамедлительно привлекло внимание проводников. Заплатили как за перегруз в 10 кг – 27,6 рублей.

7.1 Радиальный выход

7.1.1 Заповедник «Красноярские Столбы»

7 августа: Прибыли в Красноярск в 3.35 (время московское). До следующего поезда (Красноярск – ст. Сисим) еще куча времени. Сдали рюкзаки и трубы в камеру хранения. «Кучу времени» использовали на осмотр старой части (фото № 1, 2, 3) Красноярска и проведения запланированного радиального пешего выхода в широко известный заповедник «Красноярские Столбы». Из старой части Красноярска доехали до ост. Турбаза рейсовым автобусом № 53А. Путь до заповедника (от ост.«Турбаза») составляет 14 км (туда и обратно), из них 7 км приходится идти в горку.

В ~ 13.00 дошли до стоянки перед поворотом налево в сторону «Слоника», устроили небольшой перекус и продолжили свой путь наверх к первым столбам. Примерно ч/з 20-30 минут после перекуса дошли до «Слоника». Погуляли немного вокруг всего этого великолепия, залезли чуть-чуть на «Деда», дошли до «Перьев», посмотрели как смельчаки прыгают с пера на перо. Прогулялись до 3, 4 и 2-го столбов. Когда пришли ко 2-му столбу, я прекрасно вспомнила, как мы на него залазили в 2002 году -:). Вся прогулка заняла 4 часа.

К 19.00 часом (время Красноярское) вернулись на вокзал, забрали рюкзаки и трубы из камеры хранения. Посадку на поезд до ст. Сисим объявили за 10 минут до отправления. Донести всё наше барахло в один прием до поезда помогла случайно встреченная на вокзале группа Антона Кривопалова.

7.2 Водная часть маршрута

7.2.1 Начало сплава р. Сисим – р. Джотка – «Волкова яма» – р. Бирюсук – «Сисимский государственный заповедник»

8 августа: В 6 утра прибыли на ст. Щетинкино, т.к. поезд на ст. Сисим не остановился, несмотря на все правила. Непрерывно идет дождь, перетащили весь наш груз наверх в деревню. В деревне удалось договориться с водителем грузовика (за 200 рублей за 11 км), что он довезет нас до «классического» места стапеля – поляны напротив ст. Сисим. Водитель рассказал, что у них построили прямую дорогу из Красноярска и теперь до Сисима можно добраться за 2,5-3 часа прямо «колесами в воду».

Примерно в 8.00 начали стапель, который закончили через 3 часа. После небольшого обеда в 12.30 начали сплав по р. Сисим. Через 2 часа на ПБ Сисима заброшенная деревня Джотка. Еще через 1,5-2 часа разрушенный автомобильный мост. Мост легко обходится по правой протоке. Примерно через час после разрушенного моста начинается Сисимский заказник. Участок пути после разрушенного автомобильного моста и до заказника называется очень оптимистично – «Волкова Яма».

Это часть реки очень красива и нетороплива. Река разбивается на множество проток, иногда встречаются небольшие шивероподобные участки, иногда небольшие перекатики.

Стоянок до Заказника практически нет, по берегам – буйство высоченной травищи, в которую можно провалиться по голову. Подходящая стоянка обнаружилась сразу после у. р. Бирюсук, на ПБ р. Сисим, напротив на ЛБ хорошо просматривается щит «Государственный заповедник» – это начало заказника.

Время сплава с 12.30 до 18.30. Прошли 24 км, средняя скорость течения 3-4 км/час. Чистое время 6 часов. Погода радовала нас отвратительным, мелко моросящим дождем. Временами, мелко моросящий дождь сменялся на проливной.

7.2.2 Сплав по р. Сисим по территории «Сисимского государственного заповедника» - Верхсисимская шивера.

9 августа: Встали в 9.30, вышли на воду в 13.00. В это утро пришлось долго провозиться с мокрым костровищем и сырыми дровами. В итоге у нас все таки получился вкусный завтрак с видом на неторопливо текущий Сисим -:)

Через 20 минут после старта на ПБ увидели хорошую стоянку, еще минут через 20 – еще одну хорошую стоянку. Дальше как оказалось, на этом участке пути, в отличие от предыдущего, очень много хорошо оборудованных стоянок.

В районе до 34 км по нашей воде можно было выделить три шивероподобных участка (фото № 4) – Верхсисимская шивера – в русле появляются хаотично стоящие камни, появляется небольшой уклон, вода разгоняется и образует небольшие горки. На этом участке провели небольшую тренировку нашего катамарана – до этого удавалось потренировать сработанность нашего экипажа только при гребле на относительно спокойной воде, здесь же мы имели возможность «повертеться» на воде, приближенной к «реальным условиям».

На 34 км сплава находится домик главного егеря Сисимского заповедника – г-на Юрия Абрамова. Издалека видна только белая вывеска, на которой написано «Сисимский заповедник». Г-ну Абрамову среди елок на пригорке видно всех тех, кто пытается пройти мимо него без соответствующего разрешения. По своему усмотрению г-н Абрамов выборочно останавливает тех с кого хочет взять штраф за нарушение правил нахождения в заповеднике.

По новому распоряжению всякий отдых и туризм на реке Сисим запрещен – для сплава по реке Сисим необходимо оформлять соответствующие документы (куда и когда направлять ваши заявки с целью получения разрешения сплава по реке Сисим (в части Сисимского заповедника), см. в п. 11.4).

Видимо разрешения на сплав по Сисимскому Заповеднику в какой-то части зависят от настроения г-на Абрамова, нам не пришлось оформлять никаких дополнительных актов или других документов. Мы отделались приглашением отведать вкусного борща – от приглашения не отказались, тем более что было время запланированного обеда/перекуса.

Примерно через два часа после домика главного егеря на ЛБ есть отличная стоянка с баней, которая хорошо видна с воды. Стоять на ней не стали, так как впереди еще много км и сегодня мы должны дойти до у. р. Торганок. Световое время еще позволяло, поэтому продолжили сплав. На стоянку встали в районе 17.30 в у. р. Торганок (фото № 5, 6). Стоянка была опознана Наумовой Ниной, которая была на Сисиме не один раз.

Время сплава с 13.00 до 15.00 и с 16.00 до 18.30. Прошли 30 км, средняя скорость течения 5-6 км/час. Чистое время 4,3 часа. День запомнился великолепными пейзажами «за окном» и тихими заводями с утками.

7.2.3 Сплав до у. р. Оленкой – окончание «Сисимского заповедника» - порог Алгинский

10 августа: Неторопливые сборы и старт на воду в 11.00. Характер реки не меняется – небольшое течение возле берегов, иногда встречаются небольшие участки быстротока, река разливается во множество проток, потом опять собирается в одно русло. Погода стоит переменчивая, хотя постоянного солнца так и не видно.

Примерно через 2,5 часа от старта на ПБ видны остатки домов и соответствующая надпись – Березовская ГРЭ.

Еще через час на ПБ издалека увидели желтое пятно – два ободранных ствола елок – значит за поворотом стоянка «Курумник с ревнем» (фото № 7). На стоянку зачалились для обеда.

Через час вышли на воду и продолжили неторопливый сплав по Сисиму. В 17.00 на ПБ устье хорошо видный издалека у. р. Оленкой – а за ней конец заказника. Встали на хорошо оборудованную стоянку (фото № 8) на ПБ примерно через 30-40 минут. Вечер начался с проливного дождя, который никак не давал нам развести костер. В конце концов, мы победили – костер был разведен.

Время сплава с 11.00 до 14.30 и с 15.30 до 18.40. Прошли 27 км, средняя скорость течения 4,5-5,5 км/час. Чистое время 5,4 часа.

11 августа: Утро 11 августа «порадовало» нас проливным дождем. Из-за дождя было решено перенести подъем позже на три часа. Обсуждался вариант полудневки, правда, сидеть в палатке целый день никому не хотелось. На воду вышли в 14.00. Сегодня предстоял еще один прогонный участок – до первого на этой реке порога – Алгинского. Идем по максимуму, насколько хватит и так уже потерянного (из-за нежелания группы идти в дождь) времени светового дня.

В 15.30 видим переправу через Сисим. В 15.35 -15.40 – «Приют охотника» – на ПБ ряд новых домиков с блестящими крышами. В 17.40 – пос. Алга. В 18.00 на левом повороте в русле появились камни, река немного сузилась, течение ускорилось. Зачалились на стоянку сразу же за поворотом на ЛБ.

Время сплава с 14.00 до 18.00. Прошли 23 км, средняя скорость течения 4,5-5,5 км/час. Чистое время 4 часа.

7.2.4 Порог Алгинский – шивера Полковничья – порог Гремяченский.

12 августа: Встали на воду в 11.00. Порог Алгинский начинается (по нашей воде) через 30-40 минут сплава от места нашей стоянки.

Порог Алгинский Л (ПБ): Расположен на плавном ПП. Порог хорошо виден издалека с воды. Разведку лучше проводить по ПБ.

Порог простой, протяженностью 300-400 метров. п. Алгинский представляет собой участок с подводными и надводными камнями, небольшими сливами и валоми. Вся линия движения прекрасно просматривается с воды.
Порог проходили по центральной части, а затем уходили направо. Прошли порог в один этап в кильватерной колонне со взаимостраховкой с воды.
Сразу после порога - большое улово на ПБ, здесь же на ПБ есть отличная оборудованная стоянка.
За порогом начинается ЛП, через полтора часа можно выделить начало ш. Полковничьей.

Шивера Полковничья: Протяженность шиверы около 2,5 - 3 км. Самая бурная ее часть находится где-то посередине, ближе к концу. Начинается за резким ПП, линия движения хорошо просматривается с воды. Шивера представляет собой хаотическое нагромождение валов, небольших бочек. Шиверу проходили, выбирая наиболее безопасную траекторию движения, держась левой части, а затем ушли к ПБ. Второй катамаран избрал более интересную линию движения – по центральной части, по основным бочкам.
После прохождения зачалились на ПБ здесь же расположена стоянка. После небольшого перекуса продолжили сплав.
После шиверы течение реки успокаивается и Сисим вновь превращается в неторопливо текущую реку.
В 14.30 зачались на стоянку на ПБ – под названием «Стоянка Дяди Коли». На стоянке остались следы присутствия человека – дико растущие кусты малины и заброшенный, разрушающийся дом.
Через час после стоянки, начинается порог Гремяченский.

Порог Гремяченский С (ПБ, ЛБ, -): Протяженность порога около 3 км. Выделяют три ступени. Гремяченский начинается за ЛП реки. На ПБ перед порогом есть ориентир (для особенно внимательных людей) – железный знак – треугольник с восклицательным знаком внутри. По ПБ прекрасно просматривается вся предпорожная шивера и заход в порог до его локального поворота по ПБ. Осмотр всей первой части порога по ПБ невозможен, путь преграждает скальный выступ, уходящий в воду. Перед порогом можно выделить небольшую предпорожную шиверу. Начинается порог сливом с последующей бочкой. Далее серия валов сменяется небольшим прижимом в скалу левого берега. После слива, образованного подводной плитой. Сисим немного сужается. Длина первой ступени – 1,5 км. 500 метров быстротока отделяют первую ступень от второй. Вторая ступень короче, около 1 км. Валы, бочки и прижим к береговым камням ПБ характеризуют вторую ступень порога. Третья ступень – это постепенно ослабевающая шивера (фото № 10).

Первую часть порога проходили кильватерной колонной, держась центральной части реки, обходя небольшой прижим к скале ЛБ. После локального поворота на ПБ, начинается серия валов и бочек. Линия движения этой части порога хорошо просматривается с воды и легко проходится, держась основной струи. Затем - зачалились на ЛБ (фото № 9), для осмотра второй части порога, здесь же на ЛБ есть хорошо оборудованная стоянка.
Вторую ступень Гремяченского шли левее центральной части порога. По нашей воде – прижим к береговым камням ПБ не был идентифицирован. Третью ступень проходили по основной струе, просматривая линию движения с воды. Сразу же после третьей ступени – на ПБ есть хорошая стоянка, на которую мы и зачалились.

Время сплава 11.00 до 14.30 и с 15.00 по 17.00. Прошли 52 км, средняя скорость течения около 9 км/час. Чистое время 5,3 часа.

7.2.5 Порог Гремяченский – пос. Березовый – порог Безопасный – у. з. Сисим

13 августа: Утро 13 августа началось солнечно, остальной день «порадовал» нас переменной облачностью. Впереди еще один прогонный участок. Основные препятствия реки позади, а впереди остались два несложных порога Березовый и Безопасный.

Порог Березовый (Л): Хороший ориентир порога – это скала с на ЛБ, похожая своим нагромождением камней на палец (фото № 11). Ориентир порога – скала с одноименным названием «Палец» - виден издалека. Сам порог расположен на плавном ЛП реки. Длина около 1 км. Порог состоит из серии несложных бочек и валов, а заканчивается плавно убывающей шиверой.

От порога до моста в поселке Березовом 4 км. Чалиться лучше на ПБ перед мостом. На этом сплавную часть маршрута можно закончить. Варианты выхода с маршрута см. в п. 5.2

Ниже деревни Березовая находится последний порог Сисима Безопасный (Незаметный) (Л)– в нашу воду он представлял собой несложную шиверу. После последнего порога течение в Сисиме заметно ослабевает. Впереди – Сисимский залив.

На стоянку встали в 19.00 на ПБ. Вечером из палатки наблюдали за зарождением настоящей грозу в лесу (фото № 12), которая к счастью обошла нас стороной.

Время сплава 11.00 до 19.00. Прошли 30 км, средняя скорость течения около 4 км/час. Чистое время 7 часов.

7.2.6 Красоты Сисимского залива и Красноярского водохранилища – кемпинг «Изумрудный»

14 августа: Весь день прошел в непрерывной гребле по Сисимскому заливу и Красноярскому водохранилищу (фото № 13). Через два часа от места нашей стоянки начинается водораздел абсолютно стоячей и относительно текучей воды. В самом начале водораздела все берега заросли высоченной травой, из-за которой виднеются черные остовы деревьев. Часть до впадения в Красноярское водохранилище очень красива, но похожа на болото. Встречаются цапли и чайки в большом количестве.

Сисимский залив разлился на множество рукавов, которые все равно все в итоге приводят к одному месту – Красноярскому водохранилищу.

Через час после усиленной борьбы с «не текущей» и текущей обратно в Сисим водой в заливе мы вышли в водохранилище.

Вид в Красноярском водохранилище открывается великолепный – впереди просторы чистой и теплой воды, окаймленные резными и зелеными берегами. Каждая «чашка» залива красива по-своему. Остается только любоваться окружающими красотами, не забывая грести веслом

Берега залива на первый взгляд не располагают к тому, чтобы устроить на них стоянку: высокие, местами очень обрывистые и каменистые или грязные, скользкие и противные. Но если внимательно их рассмотреть, можно найти в небольших долинах между горками участки леса и хороший спуск к воде, а также дрова и сухое местечко под палатку. Через несколько «чашек» залива на ПБ обнаружилась вполне приличная стояночка с огромным количеством сушняка, на которой совсем недавно кто-то стоял (фото № 14). На эту стоянку мы и зачалились.

Время сплава с 10.00 по 15.30 и с 16.30 до 19.00. Прошли 11 км, средняя скорость течения 1, 5 км/час. Чистое время 8 часов.

15 августа: Вышли в 12.00. В 13.00 дошли до примечательного ориентира на заливе – «Страшное дерево» (фото № 15) – остов высоченного дерева, которой виден издалека. От «Страшного дерева» до последней части и самой широкой водохранилища около 40 минут хода. На перегребание последней части водохранилища у нас ушло около двух часов. После устроили небольшой обед в «азиатском местечке» на ПБ самой широкой части Красноярского водохранилища. Среди наваленных на берегу камней нашлась замечательная стоянка, окруженная венчиком из деревьев. К «оазису» ведет выложенная из камней тропинка из самого моря.
В 17.00 пошли дальше, через 30 минут гребли вдоль ПБ – «наша» бухта, а напротив – пос. Приморск. Здесь же на ПБ залива находится кемпинг «Изумрудный».
Встали на стоянку на ПБ залива, обогнув мыс Пещерный.

Время сплава с 12.00 по 13.00, с 13.30 по 16.00, с 17.00 по 17.30. Прошли 6 км, Чистое время 4 часа.

7.2.7 Красноярское водохранилище – пос. Приморск

16 августа: Вышли в 9.00. Погода ясная, безветренная и солнечная. Впереди –прекрасный ориентир – пос. Приморск. Через два часа группа достигла берега пос. Приморска, где и завершила сплав.
Участок пути до пос. Приморска может быть осложнен встречным ветром и сильными волнами, которые при сильном ветре имеют штормовой характер и прохождение становиться очень опасным.


7.3 Заключительная часть маршрута

7.3.1 пос. Приморск – г. Красноярск – г. Новосибирск

16 - 17 августа: В пос. Приморск нам удалось договориться с местным авто-владельцем, который за 20 рублей довез нас до трассы М-54. Оттуда половина группы уехала на грузовике, который довез их до Красноярска до ж/д вокзала. А вторая половина добиралось до Красноярска до автовокзала на рейсовом автобусе направления Шира – Красноярск. Автобус вместе с багажом стоил 150 рублей на каждого. Вечером того же дня вся группа, кроме одного участника – местной жительницы Красноярска, села на поезд до Новосибирска № 85 в 18.55 (время московское). Билеты стоили 459,6 р. плацкарт. Утром 17 августа группа прибыла в Новосибирск.


8. Обеспечение безопасности

При движении по реке использовалась тактика хождения кильватерной колонной. Почти все препятствия проходились с ходу (в соответствии с поставленной целью и задачами) со страховкой с воды. Просмотр осуществляли только на ключевые препятствия маршрута - пор. Алгинский, пор. Гремяченский.

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма.

Каждое судно было оборудовано спасконцом ("морковка") по 30 м., чальным концом по 17 – 20 м и неотложной аптечкой. Основная аптечка и ремонтный набор находился на одном катамаране. На случай потери весел на каждом катамаране находилось еще одно запасное весло, кроме того, имелись запасные лопасти.

9. Выводы и рекомендации

Маршрут оставил о себе очень хорошее и необычное впечатление. Не зря он пользуется популярностью как у туристов-водников, так и у рыбаков-спортсменов

Группа полностью выполнила все поставленные перед ней спортивные задачи, несмотря на полностью женский состав участников. Запланированный график маршрута был выдержан. Участники группы приобрели богатый и разнообразный опыт хождения в женской команде.

Активная сплавная часть по реке Сисим непродолжительна, но на ней имеются три определяющих препятствия, которые представляют интерес для прохождения группы спортсменов-водников.

На всем протяжении спортивной части реки отсутствуют населенные пункты, но часто встречаются рыбаки и охотники. Тропы имеются вдоль обоих берегов, таким образом, быстрый аварийный выход с маршрута вполне возможен.

В первый день желательно доходить начала заповедника, так как до начала заповедника берега малопригодны для устройства на них стоянок. На остальном участке маршрута проблем со стоянками нет.

Сплав по территории Сисимского заповедника официально запрещен. Для сплава по заповеднику необходимо иметь нужные документы, которые оформляются за квартал (точный адрес, куда высылать запрос см. в Приложении 1). Для «без документного» сплава по территории заповедника необходимо обладать некоторым обаянием, хорошо подвешенным языком или/и навыками общения с вышестоящими лицами. Или всем вместе

Сплавная часть по Сисимскому заливу не представляет интереса с технической точки зрения, кроме может быть того, что это время можно использовать для отработки правильных гребков и принудительных чалок. Зато позволяет путешественникам вволю налюбоваться своей красотой.

Обязательно нужно брать с собой удочки, так как Сисим рыбная речка

Чтобы прочувствовать всю красоту края желательно заложить дополнительное время на поход и решиться повторить опыт прохождения Сисимского залива и Красноярского водохранилища. На смену красивым, но стандартным пейзажам реки Сисим, придут необыкновенные экзотические «чашки» залива, неожиданно теплая вода и экзотическая «азиатская» стоянка на берегу Красноярского залива. А также в сердце участников навсегда останутся впечатления от сплава по Красноярскому морю до поселка Приморск

10. Схема маршрута


Лист № 1


Лист № 2


Лист № 3


Лист № 4

11. Приложения

11.1 Смета расходов

В походе не ставилась цель чрезмерной экономии средств. Поход обошелся в 1748,6 рублей на человека. В эту сумму вошли:
Продукты, закупленные в Новосибирске, – 401 р.,
Поезд от Новосибирска до Красноярска – 459,6 р. (плацкарт),
Поезд от Красноярска до Новосибирска – 459,6 р. (плацкарт),
Поезд от Красноярска до ст. Сисим – 287,2 . (плацкарт),
Проезд в транспорте по Красноярску – 19 р.,
Камера хранения в Красноярске – 340 р. всего,
Штраф за багаж (трубы) в поезде – 25 р. всего,
Машина от ст. Щетинкино до ст. Сисим – 200 р. всего.
В смете расходов не учтены затраты на ремонтный набор, аптечку, фотопленку.

11.2 Материальное обеспечение группы

11.2.1 Специальное снаряжение

11.2.1.1 Общественное снаряжение:

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг
Катамаран –двойка
2
*30
Страховочный конец «морковка»
2
1
Палатка
1
4
Весла
4
0,5
Запасные лопасти для весел
2
0,3
*Усредненный вес катамаранов дается с алюминиевым каркасом и чалочными концами.
Общий вес группового снаряжения: 68,6 кг

11.2.1.2 Индивидуальное снаряжение:

Наименование
Количество, шт.
Вес, кг
Каска
4
0.5
Спасательный жилет
4
1
Гидрокостюм
4
3
Гермомешок
4
0.4
Стропорез
4
0.1
Общий вес индивидуального снаряжения: 20 кг

11.2.2 Ремонтный набор

• Клей резиновый,
• Клей полиуретановый,
• Майлар на заплаты,
• Ткань типа “дождь” на заплаты,
• Материя на заплаты,
• Резиновый бинт,
• Ацетон,
• Бензин,
• Шкурка,
• Ножницы,
• Наперсток,
• Шило,
• Изолента,
• Скотч,
• Нитки капроновые,
• Набор игл,
• Наперсток,
• Проволока 16 м,
• Плоскогубцы,
• Свечка,
• Напильник.

Общий вес ремонтного набора: 1 кг

11.2.3 Костровой набор

Включал два котла по 7 и 5 литров, один топор, верхонки, цепную пилу, поварешку и дежурный гермомешок.
Общий вес кострового набора: 3 кг

11.2.4 Аптечка

Имелась одна базовая аптечка (у врача) и две минимальных аптечки (по одной на катамаран). Все аптечки располагались герметичной упаковке в клапанах рюкзаков и были легко доступны при необходимости.

11.2.4.1 Минимальная аптечка

В ампулах - анальгин, новокаин, кордиамин (по 1 ампуле), 3 одноразовых шприца. Таблетки: анальгин, валидол. Три стерильных салфетки, один стерильный бинт. Зеленка, обычный и бактерицидный лейкопластырь

11.2.4.2 Базовая аптечка

11.2.4.2.1 Перевязочные материалы

• Бинты стерильные разной ширины,
• Бинты гипсовые медицинские,
• Салфетки марлевые стерильные в индивидуальной упаковке,
• Лейкопластырь бактерицидный разной ширины,
• Лейкопластырь обычный,
• Эластичный бинт,
• Бинт трубчатый разных размеров,
• Зеленка,
• Йод,
• Гидроперит в таблетках,
• Вата.

11.2.4.2.2 Таблетки

• Валидол,
• Бисептол,
• Нитроглицерин,
• Анальгин,
• Аспирин,
• Но-шпа,
• Маалокс,
• Аспирин Упса,
• Кофицил-Плюс,
• Бесалол,
• Смекта,
• Парацитамол,
• Ацетилсалициловая кислота,
• Аскофен,
• Уголь активированный,
• Цитрамон,
• Фталазол,
• Фестал,
• Баралгин.

11.2.4.2.3 Прочее

• Но-шпа (ампулы),
• Анальгин (ампулы),
• Кордиамин (ампулы),
• Шприцы одноразовые,
• Нашатырный спирт,
• Перманганат калия,
• Жгут резиновый,
• Система для искусственного дыхания,
• Герметичная упаковка для аптечки

Общий вес аптечек: 2 кг

11.2.5 Продукты питания

Общий вес продуктов: 25,6 кг

11.2.6 Средства фотосъемки

Включал фотоаппарат Зенит:
Общий средств фотосъемки: 1 кг

11.2.7 Личные вещи

Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 10 кг.
Общий вес личных вещей: 40 кг
Вес продуктов питания, взятых на маршрут: 25,6 кг (по 800 г на человека в день при 8 активных днях).
Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 161,2 кг
Максимальная нагрузка на одного мужчину: - кг
Максимальная нагрузка на одну женщину: ~40 кг

11.3 Адрес Администрации Красноярского края

660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 41
телефон (391-2) 65-25-94
Администрация края по особо охраняемым территориям
Ответственные лица Кириллов, Грузенко, Званцев

12. Картография


13.Фотографии


Фото № 1


Фото № 2


Фото № 3


Фото № 4: Верхсисимская шивера


Фото № 5: Стоянка в у. р. Торганок: Соколова Наташа, Егорова Татьяна, Полунина Наташа


Фото № 6: Стоянка в у. р. Торганок: Наумова Нина – завхоз за работой


Фото № 7: 10 августа – стоянка «Курумник с ревнем» - Егорова Татьяна, Соколова Наташа, Полунина Наташа


Фото № 8: 10 августа – стоянка в у.р. Оленкой


Фото № 9: Порог Гремяченский, первая ступень


Фото № 10: Порог Гремяченский, третья ступень


Фото № 11: Скала «Палец» - ориентир порога Березовый


Фото № 12: Оператор Соколова Наташа наблюдает за зарождением грозы в лесу


Фото № 13: Сисимский залив


Фото № 14: Сисимский залив – стоянка 14 августа


Фото № 15: «Страшное дерево»

Hosted by uCoz