Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru


КЛУБ ТУРИЗМА «СПЛАВ»
г. НОВОСИБИРСК


ОТЧЕТ
о водном путешествии второй категории сложности
по р. Суенга,
совершенном 01-08 мая 2008г.

Маршрутная книжка № 8-5-08
Руководитель: Максименко Анастасия Викторовна

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
Маршрут имеет II категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке КТ «Сплав»
Штамп МКК

Новосибирск 2008 г.


Cодержание

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

2.СОСТАВ ГРУППЫ

3. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ МАРШРУТА

4.ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

8. СХЕМА МАРШРУТА

9.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

10.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

11. ПРИЛОЖЕНИЯ

11.1 СМЕТА РАСХОДОВ

11.2 МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ

11.3 ФОТОГРАФИИ

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Вид туризма – водный,
Категория сложности – II (вторая),
Район путешествия – Новосибирская область
Нитка маршрута:

г. Новосибирск – р. Суенга (электропоезд, машина) – слияние р. Суенги и р. Лебедихи (стапель, сплав) – слияние р. Суенги и р. Полдневая (ночевка) – д. Егорьевское (сплав) – д. Суенга (сплав) – р.п. Маслянино (сплав р. Бердь) – слияние р. Бердь и р. Каменка (сплав) – д. Хмелевка (сплав) – д. Старососедово (сплав) – с. Легостаево (сплав) – г. Искитим – г. Новосибирск (электропоезд).

Способ передвижения – сплав на катамаранах.
Протяженность маршрута – 122 км
Продолжительность путешествия – 8 дней
Время проведения – май 2008 года.
Маршрут рассмотрен в туристической МКК КТ «Сплав» (г. Новосибирск).
Группа – 7 человек.

2. СОСТАВ ГРУППЫ.

ФИО
Год рожденияОпытОбязанности
Максименко Анастасия Викторовна
1982
р. Буготак I р, р. Песчаная III уРуководитель, лоцман кат.1
Кравцова Александра Юрьевна
1985
р. Песчаная III у, р. Мундыбаш II рЛоцман кат.2, врач
Долбак Василий Андреевич
1989
р. Буготак I уЛоцман кат.3, рем.мастер
Сарапулова Ольга Борисовна
1971
б/оМатрос кат.3, завхоз, казначей
Павлова Ирина Валерьевна
1985
р. Иня I уМатрос кат.3, завхоз, казначей
Аксёнов Антон Леонидович
1985
б/оМатрос кат.1
Левин Яков Николаевич
1985
б/оМатрос кат.2

3. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ МАРШРУТА.

Река Суенга крупный правый приток реки Бердь, берущей свое начало в Салаирском кряже и текущей в основном по Новосибирской области. В 30 -х годах выше пос. Суенга была построена Суенгинская ГЭС, река была пущена по новому руслу, в котором образовался порог с крутыми до 1.5 метров сливами и пенными бочками. Перепад высоты более 10 метров на 200 метрах. В большую воду порог оценивается 5 к.с.

Берега Суенги состоят из светло-серого глинистого известняка переходной системы, который местами сильно метаморфизирован. От обломков и галек кристаллических пород в речке встречаются отмели, которые по спаде весенней воды оказываются золотосодержащими и разрабатываются старателями; на следующий год они вновь обогащаются, в особенности при впадении в Суенга золотосодержащих речек Харьюзовка, Лебедиха, Фоминиха, Полдневная и др.

Характер реки – паводковый. Паводок – весенний и связан с таянием снегов. Сплав имеет смысл только во время паводка, обычно на майских праздниках.

Растительность является типичной для этой местности – смешанный лес, преимущественно деревья, но хватает и лиственных пород деревьев.

Из животного мира можно отметить огромное количество бобров вдоль всего сплавного участка реки, а также змей и клещей.

4. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ.

Путешествие было организовано новосибирским клубом водного туризма "Сплав". Выдана маршрутная книжка № 8-5-08. Путешествие носило тренировочно-спортивный характер.

Перед группой были поставлены следующие цели:

Подготовка к походу заключалась в следующем:

Снаряжение, использовавшееся в походе, и средства сплава принадлежали КТ "Сплав". Перед походом было проведено несколько организационных собраний команды, на которых были рассмотрены основные вопросы организации похода и распределены обязанности по подготовке снаряжения и продуктовой раскладки. Запас продуктов был расписан между членами команды, исходя из количества дней путешествия. В комплект индивидуального защитного снаряжения входили 7 спасжилетов, 7 касок, 7 гидрокостюмов.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

1. Так как мы выступали в роли первопроходцев , то заброска осуществлялась одним, известным нам, способом, а именно электричкой до г. Черепаново, дальше заказанной машиной, что оказалось недешево для членов команды (от г. Черепаново до слияния рек Суенги и Лебедихи 2500 рублей).

2. Отъезд. Если идти по Берди до конца маршрута, то, дойдя до г. Искитима, можно уехать на электричке или городском рейсовом автобусе. Если решение было выйти с маршрута раньше, то, начиная от д. Егорьевское, по всему оставшемуся маршруту часто встречаются населенные пункты, так что отъезд из близлежащих деревень не представляет большой проблемы. Можно легко заказать машину из Маслянино.

6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

ДатаДень
похода
Участок путиL, кмПримечания
1.05
1
Г. Новосибирск – г. Черепаново – слияние р.р. Суенги и Лебедихи-Электропоезд, машина
-
-
Слияние р.р. Суенги и Лебедихи – слияние р.р. Суенги и Подневой6Стапель, сплав
2.05
2
Слияние р.р. Суенги и Полдневой – д. Егорьевское16Сплав
3.05
3
д. Егорьевское – д. Суенга12Сплав, полудневка
4.05
4
д. Суенга – р.п. Маслянино22Сплав
5.05
5
р.п. Маслянино – слияние р.р. Бердь и Каменка15Сплав, полудневка
6.05
6
Слияние р.р. Бердь и Каменка – д. Хмелевка20Сплав
7.05
7
д. Хмелевка – д. Старососедово24Сплав
8.05
8
Д. Старососедово – с. Легостаево – г. Искитим – г. Новосибирск10
-
Сплав Антистапель, машина, электричка

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Каждое судно было оборудовано спасконцом ("морковка") по 30 м., чальным концом по 17 – 20 м и аптечкой. Рем. набор находился на одном катамаране. На случай потери весел на каждом катамаране находилось еще одно запасное весло.

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма. При движении по реке использовалась тактика хождения кильватерной колонной. В силу постоянного и резкого «петляния» реки и незнания нахождения порогов и шевер, периодически проводилась разведка близлежащих участков реки.

8. СХЕМА МАРШРУТА.

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Водная часть маршрута представляет собой связку двух рек: Суенга и Бердь. Препятствия, определяющие категорийность, находятся на р. Суенга.

Шли кильватерной колонной: катамараны кат.1, кат.2 и кат.3. уровень воды выше среднего, однако из-за выпадения снега за день до этого, уровень резко упал на 1,5-2 метра. Основания кустов затоплены.

Сплавную часть реки Суенга можно условно разбить на три участка:

  1. до входа в каньон;
  2. каньон;
  3. после каньона до реки Бердь.

Первый участок реки очень узок со множеством препятствий в виде завалов, нависающих и растущих по середине кустов. Постоянные обносы через каждые 200-500 метров. В связи с многочисленными извилинами реки основной трудностью являются навалы на кусты. Частыми препятствиями являются преграждающие реку деревья, спиленные бобрами. В некоторых местах достаточно трудно зачалиться для обноса очередного препятствия. Через 6-7км от места старта легко обнаруживается левый приток р. Полдневая. Суенга резко расширяется и становится более полноводной. После нее ландшафт начинает меняться. Появились скальные выходы по берегам и небольшие сопки.

Основным требованием для прохождения этого участка является соблюдение дистанции и особая внимательность.

ВЫПИСКИ ИЗ ДНЕВНИКА

03 МАЯ

Встали дежурные в 6:00. Планируем дойти до д. Егорьевское. Наивные . По старой папиной карте 22 км ходу. Наша цель – электричка. Хотя это только мечты. Дойти хотя бы до деревни. Выходим в 11:00. Боже, ну и собираться же мы (учтем на будущее). Река шире, т.к. Полдневая и Суенга примерно одинаковые по воде и силе. Однако это нисколько не мешает бобрам устраивать нам постоянные препятствия. Вообще вся река напоминает бег (скорее заплыв) с барьерами: перепрыгнешь или нет? Перетащишь или нет?. Для обносов чалиться достаточно тяжело, т.к. течение возле плотин усиливается и заносит либо под бревно или в «расческу». Вот она тренировка «ход»-«табань». Берега круты – вот еще одно качество для тренировки – чалиться, выходя на берег. Часа через 2 вход в каньон и вот тут оно самое – то, без чего не обходиться ни один мой поход – ломается мой кат (Ура, Песчанка! ты – лучшее исключение!). Успеваем зачалиться перед самым порогом, час ремонтируемся. Порог интересный, можно пройти несколькими путями… было бы время, обязательно встали бы и потренировались… несколько обливных камней с разных сторон и по средине на небольших расстояниях. Напоминает «Челюсти» с Песчаной… может назвать его «Зубки»? . Высота валов около метра. Проходим порог чисто . Слева бом, после порога резкий прижим влево и «расческа». Затем на протяжении нескольких километров часто встречаются шиверы с высотой вала около 70см и отдельные упавшие деревья (или это работа бобров?). «Расчесок» стало меньше, но все еще они встречаются часто, но проще проходимые. Река постоянно поворачивает. Выходим в более равнинные места. Решили устроить маленький перекус. Холодно. За трапезой узнаем, что 5 минут назад был открыт купальный сезон Васей, которого снесла «расческа». Все обошлось, Вася не растерялся и смог самостоятельно забраться на катамаран. ОТЛИЧНО! Устраиваем небольшую танцплощадку и борцовский клуб одновременно, как говорится, для сугреву. Идем дальше. Упорно ищем следы присутствия человеков. Надежда еще живет в нас. Однако таких следов нет… Хотя холмы и кажутся «деревенскими», иногда чудится запах присутствия в здешних местах коров. Самый часто задаваемый вопрос: «Когда? Сколько всего? Сколько еще?». Ответ: «По карте (которую оставила руководитель в машине вместе с пачпортом) говорила, что около 22-25км» уже не соответствовал истине. Погода, незадавшаяся с утра, испортилась окончательно, идет дождь. Очень холодно. Время определить невозможно. Часы сломались. А телефон в герме. Идем по ощущениям. И хотя все очень устали, надежда все еще в нас, следов никаких. Хотя нет… следы бобров везде! Но где же люди??????????? Принимается сложное для всех решение – ночевка. Время, как оказалось, 21.23. Шли 8 с половиной часов. Тут в довершение ко всему пошел крупный град… Сходили на разведку за ближайший перевальчик. Следов человека по-прежнему нет . Быстро ставим палатки. Решаем все спать в одной, но Ира и Оля решают отделиться в силу наличия теплейших спальников. Готовим ужин из завалявшейся на дне рюкзака банки тушенки и остатков гречки.

04 МАЯ

… Уходим в 10:00. На протяжении всех 4 часов ходу река сильно петляет, но «расчесок» мало. Зато много шивер и сильных волн с высотой валов около 1-1,5 метра протяженностью 300-500м. Наконец-то!!! Ура!!! Видим кирпичное старое здание. Рядом дух человечий… по сторонам насыпи… Еще следы в виде пакетов на деревьях. И вот оно! Человеки! Оказывается еще 2-3км и мы на месте. Ближайшая практически заброшенная деревня Новолушниково (старое название Барабаново). Река спокойная. Преград нет. Становится более прямой. «Добро пожаловать в рай» - приветствует нас надпись на мосту. Но это не наш рай, идем дальше. И вот оно, чудо, д. Егорьевское, через 1-1,5км от Новолушниково. Спрашиваем у девочки-аборигенки что да как. Проходим еще метров 500 и последнюю плюшечку. Чалимся. Чувствуется, что мы здесь в новинку. Однако рыбак здоровается с нами так, будто мы – тысячные за последний час

Вниз по реке перед д. Суенга находится большое препятствие в виде дамбы. Мост виден издалека и перед мостом большая заводь, где можно спокойно зачалиться, сделать перекус. Категорийность порогов на дамбе 4-5, особенно в большую воду. Протяженность этого участка составляет 200-300м. По берегу можно обнести данный участок.

Д. Суенга стоит на слиянии р.р. Суенга и Бердь. Остальной участок сплава не представляет спортивного интереса и проходится для набора километража и дает возможность для отработки правильных гребков, принудительных чалок и лагерной жизни.

10.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Поход прошел отлично. Поставленные перед командой задачи были с успехом выполнены. Река Суенга представляет огромный интерес, как для тренировки технических приемов, так и для отдыха душой и телом . Окружающая природа дает возможность отдохнуть и насладиться запахами и видами, забыть о том, что-то где-то совсем недалеко город и цивилизация.

Рекомендации: попробовать заброситься со стороны Тогучинского района, есть вероятность, что получится быстрее и намного дешевле.

11.ПРИЛОЖЕНИЯ.


1. Смета расходов

Поход обошелся каждому около 900 рублей, основную часть составила оплата машин для заброски и отъезда. В эту же сумму входит стоимость пропитания. Учтены стоимость аптечки и ремнабора.

2. Материальное обеспечение команды

2.1 Специальное снаряжение

а) Общественное снаряжение
Наименование Количество, шт.
Вес, кг
Катамаран
3
37,5
Чалочный конец «морковка»
3
0,7
Палатки
2
6
* Вес катамаранов дается с чалочными концами и лопастями для весел

Общий вес командного снаряжения: 44,25кг

б) Индивидуальное снаряжение
Наименование Количество, шт.
Вес, кг
Каска
7
0,5
Спасательный жилет
7
1
Гидрокостюм
7
4
Гермомешок
7
0,5

Общий вес индивидуального снаряжения: 42 кг

2.2 Продукты питания

2.3 Ремонтный набор

Общий вес ремонтного набора: 3 кг

2.4 Костровой набор

Включал два котла 5 л, топор, верхонки, поварешку.

Общий вес кострового набора: 2 кг

2.5Аптечка

1. Перевязочные материалы 2. Прочее Прим.: В весенний период очень много клещей, так что нужно обязательно брать с собой противоэнцефалитное средство, каковым является йодантипирин, хоть это и сильно удорожает аптечку.

Общий вес аптечки: 1 кг

2.6 Средства фотосъемки

Включали два цифровых фотоаппарата

Общий вес средств фотосъемки: ~1 кг

2.7 Личные вещи

Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п.
Средний вес на одного человека примерно 7кг.

Общий вес личных вещей: 49 кг
Вес продуктов питания, взятых на маршрут: 44,80 (по 700г в день на человека)
Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 187кг
Максимальная нагрузка на одного мужчину: 29кг
Максимальная нагрузка на одну женщину: 25кг

11.3 ФОТОГРАФИИ.

Погода


Попутный транспорт


Мост, пункт отправления


Оно же


Стапель


Примеряем наряд… и в путь


Вот он, красавчик


То ли мы на нем, то ли он на нас…


А вот и первая «плюшка»


Вот это настоящее препятствие


Порог


«Добро пожаловать в рай»


Дамба на р. Суенга


А летом здесь маленький ручеек…


Hosted by uCoz