Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Клуб туризма «Сплав»

(г. Новосибирск)

 

О Т Ч Е Т

 

о водном путешествии V категории сложности

по рекам Малая Сумульта, Сумульта, Катунь (Горный Алтай)

совершенном с 21 июля по 2 августа 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка № 0-102-06

Руководитель группы Бобров А. Л.

Адрес руководителя : 630123,

Новосибирск, ул. Лебедевского 4-141

 

 

 

 

               Маршрутно-квалификационная  комиссия рассмотрела

               отчет и считает, что путешествие может быть

               зачтено всем участникам.

               Маршрут имеет пятую категорию сложности.

               Отчет использовать в библиотеке                                                                 .

 

                                                                               Штамп МКК

 

 

Новосибирск

2006

Содержание

 

 

1. Паспорт спортивного похода

2. Состав группы

3. Общая смысловая идея похода

4. Сведения о районе путешествия

4.1. Рельеф и климат

4.2. Растительный и животный мир, населенность

4.3.                Общая характеристика реки Коксу

5. Варианты подъезда и отъезда

6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

7. График движения

8. Техническое описание прохождения группой маршрута

9. Обеспечение безопасности

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

11. Список использованных источников

Приложение А (фотографии участков маршрута)

Приложение Б (схемы использованные на маршруте)

Список использованной литературы

К отчету прилагается диск с видео- и фото-материалами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Паспорт спортивного похода

 

Проводящая организация – Клуб туризма «Сплав»,  ул. Академическая 28, т. (3832)  330-551.

Место проведения – Республика Горный Алтай.

1 Общие справочные сведения о маршруте:

1.1  Вид туризма – водный.

1.2  Категория сложности – V (пятая).

1.3  Протяженность активной части похода – около 225 км.

1.4  Продолжительность путешествия – 13 дней.

1.5  Сроки проведения – 21.07.06. – 2.08.06.

1.6  Ходовых дней – 7 м .

1.7  Чистое ходовое время – 28,5 часов (15 часов пешком, 13,5 часов сплав)

1.8  Нитка маршрута: г. Новосибирск – с. Эдиган (автомобиль) – р. Тюрдем, 1 км до слияния с р. Сайгонош (пешком) – р. Малая Сумульта (сплав) – р. Сумульта (сплав) – р. Катунь (сплав) – д. Еланда – г. Новосибирск (автомобиль).

1.9  Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия и его №

Название

К. с.

Длина препятствия, м

Характеристика препятствия

Способ

прохождения

1

2

3

4

5

6

Каскад порогов № 4

Веера

5

2 000

Камни в русле, между ними сливы и узкие проходы, местами проходы, короткие участки быстротока между ними

Сплав1

Каскад порогов № 8

Куртучакский

5

3 000

Камни в русле, сливы, бочки, сложная траектория движения, местами непроходимая для катамаранов

Сплав2

Каскад порогов № 14-16

Шумы

5+

2 000

Мощные бочки, водопадные сливы, полуобливные камни, усложняющие заходы, навалы на камни при выходе из сливов и бочек

Сплав3

1 Отстрел каякера в конце 1 ступени, М. Березин с каяком самостоятельно выбрался на берег

2 Обнос катамаранов на участке габаритного непрохода, отстрел каякера в ступенях 8-2 и 8-3 – всё выловлено.

3 К1 – оверкиль в основном водопадном сливе 1 ступени, К2 – обнос 50 м основной части 1 ступени, каяк – оверкиль с отстрелом на заходе в 1 ступень, потеря каяка остальная часть каскада «Шумы» пройдена обоими катамаранами полностью.

 

2. Состав группы

 

Фамилия Имя Отчество

Год рожд.

Место работы, E-mail

Опыт

Обязанности в группе

Бобров

Алексей

Леонидович

1970

СГУПС, доцент, beaver@stu.ru

 

Р. Коксу – 5Р,

р.р. Карагем-Аргут-Катунь – 6У,

р. Китой – 5У.

Руководитель, врач,

матрос К1

Деревянкин Александр

Юрьевич

1970

ООО «Алекта», инженер

 

р.р. Шавла-Аргут-Катунь – 5У, р. Урик – 5У

р. Она – 4Р

Фотосъемка,

лоцман К1

Березин Михаил Владимирович

1966

ДК «Поиск», рабочий

р.р. Башкаус-Чулышман – 6У,

р. Чулышман – 6У.

Реммастер, каякер

Кувшинов Игорь

1971

Фирма «Холлибёртон», инженер

р. Сумульта – 5У,

р. Коксу – 4Р.

Видео-оператор, лоцман К2

Полунина Наталья

Анатольевна

1980

ООО «Эком», программист

р. Китой – 5У,

р. Коксу – 5У, р. Сисим – 2Р

Завхоз, матрос К2,

К1 – катамаран-двойка типа «Аргут», водоизмещение около 0,9 т;

К2 – катамаран-двойка с сидячей посадкой собственного производства И. Кувшинова, водоизмещение около 1,2 т;

Каяк – очень старенький, типа «Dag», длина 2,2 м.

 

 

3. Общая смысловая идея похода

 

Поход проводился в целях:

-    дальнейшего развития водного туризма в г. Новосибирске;

-    повышения уровня мастерства туристов-водников клуба «Сплав»;

-    подготовки для успешного выступления участников в сборные команды для участия в международных спортивных проектах по водному туризму;

-    организации досуга любителей водного туризма;

-    пpопаганды pоссийского туризма;

-    и никакого пива!!!

А теперь серьёзно:

Набор исходных данных – у нас были две недели отпусков; желание пройти маршрут 5 к. с., насыщенный препятствиями; наличие красот (перевалы, пешая часть, слабо доступные уголки природы – приветствовались); дешевая и быстрая заброска – крайне желательно.

Получаются несколько алтайских вариантов, а так чтоб ещё почти никого из нас там не было до этого, так это и есть – Сумульта.

А вообще Сумульта это река, на которой достойно побывать каждому воднику. Есть реки, которые можно считать культовыми, они стоят немного особняком от популярных маршрутов, чаще всего в силу более сложной заброски и некоторой метафизики, складывающейся вокруг них (казалось бы – по Алтаю бродят тысячи туристов ежедневно, но есть ещё уголки, где при движении в течение нескольких дней людей можно и не увидеть). Словом давняя мечта и стечения обстоятельств наконец-то договорились для пятерых счастливчиков клуба «Сплав».

Изначально планировались в поход два каяка (Березин и Деревянкин) и два катамарана, но так как одного матроса (устраивающего нас, и чтоб мы его в таком формате устраивали, и по времени совпадало) на катамаран не нашлось. Поэтому получился вот такой расклад.

 

 

4 Сведения о районе путешествия

 

4.1 Рельеф и климат

 

Горный Алтай страна расположеная на юге  Западной  Сибири, в  бассейне течения рек истоков Оби - Бии и Катуни. Почти целиком этот край лежит в горах. Самой высокой точкой Горного Алтая и Сибири является гора  Белуха (4506 м). Высокие  горные хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и др. отличаются рельефом альпийского типа - крутыми  склонами и скальными  гребнями  с  многочисленными труднодоступными пиками. Более  тысячи  ледников  общей  площадью  свыше  800 кв.км. насчитывается в высоких хребтах Алтая.  Наиболее значительными  являются долинные ледники  Катунского и Чуйских хребтов. На севере и западе Горного Алтая  располагаются  среднегорные  хребты и массивы со слаборасчлененными гребнями.

Климат Алтайского края  резко  континентальный  с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом,  с небольшим количеством осадков. В равнинной части  территории средняя  температура  января  -19С, июля  +18,9С,   годовое количество осадков составляет 250-300мм. В  Горном  Алтае  средняя  температура января в горах колеблется  от  -12С до -31,8С, июля от +9С до +18С. В долинах рек климат значительно мягче.

Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в  межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Реки Горного Алтая отличаются быстрым течением и многие из них являются эталонными категорийными маршрутами для водного туризма от 2 и до 6 к. с. для различного типа судов. При этом часть из них имеет ледниковое питание Аргут, Карагем, Ак-Кем, Маашей, другая часть дождевое или родниковое. Естественно, что крупные реки, такие как Катунь, Чуя имеют смешанное питание, поэтому в течении сезона уровень воды в них может колебаться значительно.

Почва в горах - горно-подзолистая. Почти  1/3 территории Горного Алтая покрыта лесами.  Особенно большие лесные массивы располагаются  в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек  Бия и  Катунь.  Леса  представлены  сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной.  В Горном Алтае ярко выражена вертикальная  зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная  растительности,   нивальная  зона. 

Богат  и  разнообразен  животный  мир  Алтайского  края.  В горах водятся лось, марал,  горные  козлы  и бараны;   в  степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек; в поймах степных  рек - водоплавающая птица.

 

4.2 Характеристика рек М. Сумульта, Сумульта и Катунь на маршруте

 

Река Малая Сумульта начинается на южных склонах хребта Йолго после слияния рек Сайгонош и Тюрдем. Питание реки снеговое и дождевое. В летнее время уровень воды сильно зависит от количества выпавших дождей. При среднем меженном уровне расход воды составляет 10 м3/сек у истоков и около 20 м3/сек при впадении в Б.Сумульту.

Протяженность реки 85 км., уклон меняется от 5 до 20м/км. Средний уклон около 12м/км.

Основные притоки Тогузколь (справа), Сергезю (слева), Верхний и Нижний Куртучак (слева, в низкую воду мало заметны), Алес (справа), Ебелю (справа).

Вода в реке кристально чистая и прозрачная и с низким содержанием солей. Только после очень продолжительных дождей вода мутнеет. Температура воды в реке летом в верховьях 9-11 град.С., в устье 14-15 град.С..

По характеру М.Сумульту можно разделить на два участка :

 Верхний (до впадения р.Алес)  и Нижний (до впадения в Б.Сумульту). Верхний участок характеризуется большим  средним падением (20 м/км) и содержит все наиболее серьезные препятствия. Русло насыщено  валунами, а так же большим количеством сливов, как правило, водопадного характера  высотой 1-2.5 м.. Плесов практически нет, долина реки узкая, часты осыпи в виде нагромождения огромных каменных глыб. Гигантскими осыпями из каменных глыб до 3-5 м. в поперечнике образованы два наиболее сложных для сплава участка реки с уклонами достигающими 40-60 м.\км – каскады «Веера» (общая протяженность до 7 км, 2 км основная часть) и Куртучакский (общая протяженность до 7 км, 3 км основная часть).

Нижний участок М.Сумульты характеризуется меньшим (около 5 м/км) уклоном русла. Долина значительно шире, а препятствия относительно просты и представляют из себя в основном простые шиверы и прижимы. Очень большие неприятности могут доставить заломы и завалы встречающиеся в районе впадения в Б.Сумульту, где река дробится  на многочисленные протоки.

Река Сумульта  после слияния Б. и М.Сумульты уже многоводная река с расходом 40…50 м3/с, прорезающая Куминский хребет перед впадением в Катунь. Основные притоки: Камышкан (слева), Балтырган (слева), Кызыл Оюк (слева), Саракол (слева) и Араза (справа). Протяженность нижнего участка т.е. реки Сумульта  около 30 км., при среднем уклоне 7 м.\км.. Наиболее сложны 3 км после прогона в 1 км после слияния, где расположен каскад самых сложных и опасных порогов на маршруте. Но ниже регулярно встречаются локальные пороги и шиверы, сложность которых постепенно уменьшается  по мере приближения к Катуни.

Река Катунь от впадения Сумульты имеет падение около 4…5 м/км и является наиболее полноводной рекой Горного Алтая, на ней встречаются препятствия в виде шивер и порогов до 3 к. с.

В целом маршрут привлекателен оперативной заброской  за 2-3 дня, природой нетронутой цивилизацией, полной автономностью почти на весь период путешествия и, конечно, большим количеством технически сложных препятствий.

 

 

5. Варианты подъезда и отъезда

 

Выход на пешую часть маршрута традиционно начинается из села Эдиган, Чемальского р-на, Горного Алтая. Прямого междугороднего транспорта до Эдигана не ходит, поэтому можно добираться одной из предложенных схем:

1.      Если есть возможность доехать до Бийска, то в городе работает известная фирма «БийскАлтайТур» (сайт в Интернете, телефоны, факс), которая обеспечивает заброску любым видом автотранспорта (от легкового автомобиля до большого междугороднего автобуса) по вполне доступным ценам (которые указаны на сайте) в любую точку Горного Алтая, где есть дорожное покрытие, аналогичные услуги представляют некоторые автоперевозчики Барнаула и Новосибирска (но они менее раскручены, и по ценам можно немного выиграть), которых можно найти в Интернет-ресурсах или на страницах газетных объявлений.

2.      Добраться рейсовым транспортом до райцентра Чемал (есть из Новосибирска, Барнаула, Бийска и Горно-Алтайска, как правило, по одному рейсу в день). Но билеты на Новосибирский автобус в выходные дни следует покупать заранее - очень много желающих съездить в Горный Алтай, это же касается и выброски. А из Чемала искать попутного транспорта в Эдиган или извозчика, который согласиться добросить.

3.      Из Сибирских городов до Эдигана вполне можно добраться на собственном транспорте и оставить его где-нибудь на хранение на стоянке одного из многочисленных кемпингов на Катуни по договорной цене.

Следует заметить, что если погода хорошая, то обычный автомобиль в состоянии доехать до поворота на перевал Таман-ёл по притоку р. Эдиган (около 6 км), но это можно сделать, если вы полностью рассчитываете на свои силы в пешем переходе.

В нашем случае мы воспользовались личным автомобилем А. Деревянкина, на котором по стоимости бензина на четверых  участников (М. Березин присоединился на пешей части маршрута, уйдя в краткосрочный отпуск с кемпинга «Среда обитания», на котором он работал).  Добравшись до Эдигана и оставив вещи в лесочке за Эдиганом А. Деревянкин отогнал машину в указанный кемпинг, на котором мы получили совершенно бесплатную стоянку на 2 недели (по знакомству – как вы догадываетесь). Через три часа наш автомобилист присоединился к группе, добравшись попутным транспортом.

Вторым этапом является обеспечение заброски в пешей части маршрута и тут можно поступить следующим образом:

1.                      Положиться полностью на свои силы и пройти 45 км пешего перехода от с. Эдиган до Тюрдема.

2.                      Тракторная заброска под перевал Таман-ёл (самая неприятная часть с набором высоты 1100 м и протяженностью 15-17 км). Тогда в Эдигане надо договариваться с местными трактористами, а учитывая сенокос и прочие летние работы – свободных тракторов может и не быть. У нас в течении суток стояния под Эдиганом только один попутный трактор согласился завести группу из Чебоксар (8 человек).

3.                      Конная заброска (полностью или только вещи, а сами налегке). Тут ряд сложностей связанных с сенокосом и постоянным началом конных маршрутов из Эдигана. Поэтому местные жители приоритет оставляют за предоставлением лошадей регулярным конным маршрутам, чем случайным водникам. И если у вас получится накладка, то вас будут обслуживать по остаточному принципу (если что останется, так как конные группы бывают довольно большие – до 30 человек). Улучшить ситуацию можно только через дилеров, работающих в кемпингах по связям с владельцами лошадей, договорившись заранее. Сами эдиганцы своих координат нам не оставили, как мы этого от них ни добивались.

В течении дня вокруг нас крутились местные владельцы лошадей, на которых мы изначально и расчитывали (а мы вокруг них -  шла тактическая борьба). Но поздно вечером пришло сообщение о плановой конной группе из 15 человек и нас просто стали игнорировать, готовясь к плановикам (свободных лошадей собрали по всей деревне и на нас не осталось). И если бы днем плановый маршрут не сорвался, то шли бы мы ужасную пешку с 40 кг рюкзаками и трубами-каяками на плечах. А так мы прошли 4 км и нас догнал один из самых надежных партнеров Эдигана – Женя Кучинов (у него 8 лошадей).

Стоимость лошади в этом году пока не поднялась – 500 руб. в день (включая обратную дорогу). Местные до Сумульты считают, что дорога туда 2 дня и 1 день обратно, что для нормального человека  – оптимально. Каждая лошадь способна унести пару рюкзаков и седока.

Отъезд с маршрута можно обеспечить теми же вариантами, что и заброску. Всё упрощается тем, что на Катуни выйти можно в любом месте, дойдя, например, до Чемала, оставленного автомобиля или извозчика, с которым предварительно договорились о выброски с маршрута до ближайших железнодорожных станций (Бийск, Барнаул, Новосибирск - по вкусу). Если очень не хочется идти по Катуни, то на стрелке Сумульты следует переправиться на левый берег Катуни и вернуться по дороге вверх по течению на 2 км. Там стоит кемпинг для обеспечения всеми благами цивилизации участников коммерческих водных маршрутов. На кемпинге есть УАЗик и дорога в ещё один райцентр – Онгудай (со всеми вытекающими возможностями выброски, но регулярное автобусное сообщение только с Горно-Алтайском).

6. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

 

На различных участках маршрута разные возможности по аварийному выходу с маршрута. Условно весь маршрут в этом отношении можно разделить на 4 части:

1.       Пешая часть – проходит по хорошо наезженной тропе, по которой в том числе проходят конные маршруты. Выходить проще всего на этой части повернув обратно. Можно сходить за лошадьми на ближайший кордон Тугусколь (максимальное расстояние - около 6 ч. хода без рюкзака от Тюрдема) или Кызылгак.

2.       Малая Сумульта – крайне сложный аварийный выход, хорошие тропы есть только вдоль основных препятствий. Выход возможен только из конкретных точек: устье Тугусколя – тропа до, всё того же, кордона Тугусколь, устье Алеса – тропа до Эдигана, на этих тропах есть вероятность встретить охотников или рыбаков с лошадьми.

3.       Сумульта на основном участке – тропы есть вдоль берега по обоим берегам, по ним заходят охотники, но их надо поискать, так как часто эти тропы уходят далеко от берега огибая высокие бомы и другие препятствия.

4.       В нижнем течении Сумульты (последние около 8 км) по правому берегу недалеко от воды идет очень хорошая тропа.

5.       На Катуни экстренно выброситься можно из устья Сумульты (описано в конце предыдущего раздела), а начиная от устья ручья Бельтиртуюк – дорога по правому берегу с часто попадающимися машинами, даже в будничные дни. Кроме того, на Катуни много троп и заброшенных участков дорог, которые надо немного поискать.

Нами на М. Сумульте и Сумульте были обнаружены следы группы, идущей в июне, видимо по очень большой воде, так как на ключевых каскадах (Куртучакском и в Шумах) остались следы разобранных в начале каскадов и построенных в конце деревянных рам, видимо ребята хлебнули пятака и без каскадов – что видимо можно рассматривать как вариант аварийного выхода, главное очень бдительно отслеживать начало участков наибольшей сложности.

Запасные варианты зависят от того, где вы находитесь, принимая решение воплотить их в жизнь. Если ещё в пределах населенной местности (вплоть до Эдигана) то можно уехать по Алтаю куда угодно – вопрос упирается только в затрачиваемую сумму.

Если же вы уже на пешей части или на Тюрдеме, то запасной вариант только один – штурмовать ещё один перевал и идти на Б. Сумульту. Этот вариант пригоден для большой воды, так как Б. Сумульта это слабая 4 к. с. (с обносом «Шумов») и команда заложившаяся на 5, пройти такой маршрут способна, даже по большой воде. Если же воды мало, то не стоит обольщаться – долина Б. Сумульты находится рядом и если нет глобальных дождей, а только локальные, очень высока вероятность того, что воды в Б. Сумульте будет ровно столько же, сколько и в Малой. По крайней мере, при слиянии этих рек мы решили (да и по информации из надежных источников), что разница в количестве воды обоих рек, формирующих Сумульту, далеко не очевидна.

 

7. График движения

День пути

Дата

Ход. время,

ч., мин.

Участок пути

Путь в км.(способ преодоления)

Определяющие препятствия на участке

1-2

21.07-22.07

9 ч

г. Новосибирск –

с. Эдиган, полудневка

560

(автомобиль)

3

23.07

6 ч

с. Эдиган – ур. Кызылгак

18

(пешком)

4

24.07

9 ч

Ур. Кызылгак – р. Тюрдем (1 км до слияния с р. Сайгонош)

27

(пешком)

Пер. Таман-ёл (н/к),

пер. Сайгонош (1А)

5

25.07

Стапель, полудневка

6

26.07

3,5 ч

(5 ч*)

р. Тюрдем (1 км до слияния с р. Сайгонош) – пр. 4, каскад «Веера»

9

(сплав)

Пр. 4 «Веера» – 5 к. с.

7

27.07

4 ч

(5 ч*)

Пр. 4, каскад «Веера» – Пр. 8, Куртучакский каскад

16 (сплав), обнос 50 м негабаритного слива в пр. 8-1

Пр. 8-1 (1 ступень - «Входная») – 5 к. с.

8

28.07

0,5 ч

(7 ч*)

Пр. 8, Куртучакский каскад

2 км (сплав),

обнос 5 м негабаритного слива в пр. 8-2

Пр.  8-2, 8-3, 8-4 – 5 к. с.

9

29.07

4,5 ч

(9 ч*)

Пр. 8, Куртучакский каскад – устье р. М. Сумульта – Пр. 14,  «Шумы» (р.
Сумульта)

26+1 (сплав, обнос и проводка у многолетнего завала – 30 м)

Пр. 9, 10 – 4 к. с.

 

10

30.07

0,5 ч

(4 ч)

Пр. 14,  «Шумы» – Пр.15

2 (сплав), оверкиль К1 в водопадном сливе Пр 14,

каяка во входной части порога, обнос К2 ключевого участка порога – 50 м. 

Пр. 14 «Шумы» – 5+ к. с.

11

31.07

4 ч

(5 ч*)

Пр. 15 – устье р. Сумульта – у. р. Теректа (р. Кутунь)

28+24 (сплав)

 

12

1.08

6 ч 30 мин.

У.р. Теректа – д. Еланда

67 (сплав)

 

13

2.08

9 ч

д. Еланда – г. Новосибирск

550 (автомобиль)

Итого активная часть

15 ч пешком,

 23,5 ч - сплав

См. 1.8 - нитку маршрута

Пешком – 45 км, сплав – 175 км. Всего – 220 км.

* - и в скобках  отмечено время с обработкой препятствий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Техническое описание прохождения

группой маршрута

 

В описании используется основной шрифт для технического описания участков маршрута и курсив с комментариями о том, каким образом наша группа проходила эти участки.

Сокращения в тексте отчета:

ПБ - правый берег;

ЛБ - левый берег;

ПП - правый поворот;

ЛП - левый поворот;

ЧХВ - чистое ходовое время движения походной колонной по реке либо группой на пеших участках.

Уровень воды при преодолении дистанции в М. Сумульте и Сумульте был низкий, в Катуни – средний.

Для водных препятствий после указания категории сложности в скобочках приводится берег, на котором, на наш взгляд, следует проводить страховку и съемку. В нумерации и названия препятствий будем придерживаться традиционной сквозной нумерации, при этом обычно путаница у разных авторов начинается на «Шумах», и мы придержемся наиболее логичной связки, с нашей точки зрения.

Нами классифицированы препятствия только 4-5 к. с., которые крайне желательно просматривать для основного числа групп, очень опытные группы могут препятствия 4 к. с. преодолевать сходу, сложностей там немного, но цена ошибки – оверкиль (как обычно).

 

8.1 Пешая часть маршрута

 

22.07.2006.

В Эдиган приехали в 11.00. Встали в лесочке у Фестивальной поляны (так местные жители называют поляну с футбольными воротами и небольшой деревянной сценкой, которая находится сразу после спуска с пригорка за деревней, кстати эдиганцы не любят чтобы туристы стояли на самой поляне, а в леске – пожалуйста). Двое  пошли нарабатывать варианты с лошадьми. Варианты вроде есть, но разговор идет только о завтрашнем дне. Устраиваем днёвку. Надо сразу отметить, что М. Березин в силу жизненных обстоятельств не смог составить компанию на пешей части и догнал нас ровно через сутки.

23.07.2006.

Утром пре неприятнейшее  известие всех лошадей готовят к плановому конному маршруту и нас везти не хотят, заручаемся обещанием Жени Кучинова (местный житель, содержащий 8 лошадей), что если плановики сорвутся то он нас нагонит. Трогаемся в путь пешком с тяжелейшим грузом (45-50 кг на мужчин, 30 кг у Наташи) в 12.00.

Выше села Эдиган вверх по долине идет неплохая дорога. Через 3 км основная и нужная нам дорога сворачивает в левое ущелье, вверх по течению реки Едихта, более слабая уходит вверх по Эдигану. Еще через 2 км дорога вновь разъединяется, нужная сворачивает в боковое правое ущелье, она круто забирает вверх, вдоль р. Адылда.

Тут нас догнал Женя Кучинов с 4 лошадьми, плановая группа вовремя не приехала и нам повезло. Грузим лошадей, умудряемся даже привязать трубы и связку весел (Фото. 1), один из нас садится вторым всадником и уезжает вперед – лошади в гору идут значительно быстрее уставших людей. Становится идти легче, только каяк и небольшую связку труб, которые лошади всё таки саботировали, несем по очереди.

Фото 1 – Дорога вдоль Адылды.

 

Примерно через 6 км тропа выходит на большую поляну, на которой справа находится свежерубленый приют, но тропа уходит левее к лесистому подъему к урочищу Кызылгак. Здесь традиционное место привала у родника в истоках ручья Адылда. Далее тропа вновь поднимается на лесистый взлет и выводит к приюту у истоков ручья Кызылгак. Отсюда хорошо видна г.Таман-ёл, в седловине которой расположен одноименный перевал. Пересекаем слегка подболоченную низину и подходим к крутому подъему по редколесью.

Перед самым взлетом на перевал справа у ручья последняя нормальная стоянка на этой стороне перевала. Встаем на ней в 20.00.

Двигались по 20-25 мин. с небольшими привалами по 5 мин.

24.07.2006.

С утра сильный ветер, дождь. Выходим в 10.00. Караван лошадей с всадниками почти сразу отрывается и уходит в туман (на этот раз на лошади и до конца  – Наташа).

Сначала тропа идет по небольшому редколесью (Фото. 2), а последние сотни метров до седловины перевала тропа идет по безжизненным каменным осыпям. Весь подъем от с.Эдиган до перевала Таманел (Фото 3) занимает примерно 4,5 часа ЧХВ и составляет 18 км с набором высоты около 1100м.

Спуск по тропе в сторону Чемальского озера - истока реки Чемал, тропа однозначная и четкая (Фото 4).

Перейдя Чемал вброд (не замочив ног) еще через полчаса перевалили в долину реки Тогусколь. Несмотря на прошедший дождь тропа не сильно мокрая, скорость движения достигает 4 км/час, от лошадей практически не отстаем, под горку они идут в отличии от людей менее уверено. Через 3 часа ЧХВ после перевала остановились на обед на стоянке с приютом Тогусколь, в одной из боковых долинок реки Тогусколь (Фото 5, 6).

 

 

Фото 2 – Начало взлета на перевал Таман-ёл.

 

Фото 3 – На перевале Таман-ёл рассеивается туман (И. Кувшинов и А. Бобров)

 

Фото 4 – Начало спуска с перевала Таман-ёл

Фото 5 – Сворот с основной тропы на приют увенчан вот такой табличкой.

 

Фото 6 – Обеденный привал на приюте Тугусколь.

Далее тропа идет вверх по течению р.Тогусколь. Через 30 мин. тропа проходит мимо Тогускольских озер и забирает вправо и немного вверх к перевалу Сайгонош.  Впереди хорошо виден вал древней морены. После подъема на морену открывается вид на уходящее вправо (на восток) ущелье, ведущее к перевалу Сайгонош. Миновав болотистый участок в развилке долин, тропа плавно забирает вверх по северному склону долины. К 12-30 выходим к перевальной седловине (Фото 7, 8). Здесь нужно идти несколько левее самой низкой точки (где и идет тропа), так как спуск на восток прямо с седловины выводит на крутые тропы (тропа там значительно хуже).

Основная тропа же, немного поднимается по левому склону седловины (наверху стоит тур, в отличие от самого перевала), а затем спускается более пологим боковым отрожком, быстро выводит к границе леса. 3-х километровый крутой спуск к пологой части долины несложен технически, но изматывает резкими поворотами узкой тропы на скользком склоне. Затем тропа выходит в пологую безлесную долину р.Сайгонош. Тропа идет левым берегом, пересекая боковые притоки. Впереди видно узкое ущелье, ответвляющееся на юг, куда течет Малая Сумульта.

Чтобы выйти к слиянию рек Сайгонош и Тюрдем, приходиться забраться в густые заросли карликовой березы и ивы, поэтому наиболее простым местом стапеля является место, где тропа подходит наиболее близко к Тюрдему (около 200 м напрямую до реки) за 1 км до слияния с р. Сайгонош. Воды конечно маловато и приходится скоблить шкурами камни, но это проще, чем идти по бурелому к стрелке, тем более там нет достойных мест для стоянки.

 

Фото 7 – И. Кувшинов на седловине перевала Сайгонош.

Фото 8 – А. Деревянкин перед спуском с перевала Сайгонош «влоб».

 

Находим неплохое место для лагеря в указанном месте, время 20.00. Всего  ЧХВ 8 часов, пройдено около 27 км.

 

25.07.2006.

Стапель. Полудневка. Надо сделать несколько поперечин и запасные весла из дерева. Дрова для этого дела есть, хоть и жалко. Соседняя группа из Чувашии полностью строится на дереве. Мы решили построится основательно и неспешно (Фото 9), а заодно принять банные процедуры. Весь день этим и занимались.

Фото 9. Стапель в его разных ипостасях

 

 

8. 2 Водная часть маршрута

 

8.2.1 Река Малая Сумульта

 

26.07.2006.

Вышли в 11.00. (Фото 10). Конечно же, сначала сплавлялись по Тюрдему. Ничего интересного – камняво, уклон хороший, но отсутствие воды делает всё опасным только для старых шкур катамаранов.

Фото 10 – Готовность №1.

 

После добавки воды Сайгоношем уклон немного возрастает. Река идет практически всё время несложным фоном, в котором надо умело маневрировать, чтобы не садиться на камни. Тем не менее, традиционно выделяемые лоциями препятствия легко определяются с воды, но их можно идти сходу и они служат скорее ориентиром того, где находишься.

            Русло р. М.Сумульта в верхнем течении слабо разработано. Глубина реки небольшая. Характер реки – шиверистый. Встречаются сужения до 3-4 м. и расширения до 20 м. Сужения образованы за счет крупных скальных обломков до 5-6 м. со сливами среди них 1-1.5 м. Ярко выраженных препятствий тут нет. 

Пр. 1.   За ручьем река образует прижим к отвесному левому берегу. Затем резко огибает скалу и срывается в узкий проход среди скальных обломков.

Пр. 2.  Через 200-300м. после большой пологой осыпи справа  река образует ступенчатый слив на крутом левом повороте с общим перепадом  2.5-3м. и характеризуется сложной линией движения в основном из-за  малого количества воды в реке.

После пр.2  река образует мелководное расширение русла и далее до впадения крупного притока справа  не меняет свой характер.

В русле появляется беспорядочный разброс гладких камней до 1,5 м в поперечнике. Река некоторое время течет в спокойной лесной долине около 2 км, появляются острова доставляя неприятности мелководными протоками, местами перебрасываемся через камни. Ширина русла 10-15м.

Пр. 3, (ЛБ). Знаменует близость «Веера». Характерен тем, что с левого берега широкой дельтой впадает водопадный ручей (прям как перед «Веером»), но плавный поворот реки налево. Уклон возрастает. Сплав представляет собой выписывание сложного узора между камнями (Фото 11), зазевался и ты уже на них. Протяженность препятствия около 500 м.

Фото 11 – К1 в пр. № 3.

 

Ориентиром протяженного и многоступенчатого порога «Веер» определяет остров и ручей впадающий слева живописным водопадом по замшелым камням среди поваленных кедров. Чалка перед ручьем, за ним вода уже падает в  порог.

Пр. 4, «Веер» (5, ЛБ).  Практически сразу за ручьем уклон русла сразу возрастает до 20…30 м.\км. И далее на протяжении 2-х км. Загромождено громадными валунами гигантской осыпи – грандиозное зрелище!

При нашем уровне воды все сливы проходимы. Более того, их удается связать единой кружевной линией движения. Условно порог можно разделить на две части.

Первая часть протяженностью около 500 м       

Сложный слалом в габаритных воротах с разворотами за камнями до участка чистого быстротока на плавном ЛП. В середине участка есть стоянка.

Проходимость препятствия сильно зависит от уровня воды. При невысоком ее уровне появляются габаритные не проходы. На протяжении всего препятствия имеется единственная линия движения, запомнить которую практически невозможно.

Честно говоря, сначала мы решили, что это непроход. Затем, подумав и посмотрев на тропу обноса, поняли, что дешевле по времени и силам будет обнести вещи и сплавляться между этими камнями, периодически перекидываясь через них по ходу сплава. Что мы и успешно осуществили. Проблем сплав не вызвал только у каяка (Фото 12).

Фото 12 – Каяк где-то в первой ступени «Веера».

 

Груз лучше обнести сразу до конца каскадов и лучше по левому берегу. Тропа тяжелая и буреломная. Такая же тропа имеется и на правом берегу, но мы ее не проверяли.

Несмотря на техническую сложность (Фото 13), «Веер» не представляет собой опасного для жизни препятствия. Однако любая ошибка при сплаве может стоить поломки судна или же сильных ушибов у экипажа.

В целом  «Веер» - это прекрасная проверка и тренировка скоростного сплава,  и проверка готовности к прохождению следующих препятствий М. Сумульты.

После первой части недлинный быстроток (20 м), затем начинается вторая часть каскада, более пологая. Почти сразу, в начале этой части, стоит остров, левая протока имеет чуть больше воды, и, она посложнее, но в небольшую воду в ее середине вся река сосредотачивается в узком, шириной менее 1 м, сливе. Правая протока грозит ловким спрыгиванием на камни и переносом катамаранов на заходе в протоку и на выходе из нее.

Фото 13 – К2 в конце первой ступени пр. 4 «Веера».

 

Обработку препятствия закончили после первой части каскада в 18.00, вещи обнесли вниз, за остров, метров в 100 ниже нашлась не очень удобная поляна, но мы ее обустроили. Дальнейшая разведка показала, что препятствие продолжается ещё около 1 км, постепенно упрощаясь, а более достойного места для стоянки на левом берегу в этой части нет.

 27.07.2006

Вышли на обработку порога в 11.00. Успешно просочились (по другому сказать невозможно) через правую протоку на катамаранах. Каяк прошёл слева. Подчалились к вещам, погрузили их и пошли дальше. Реально сложилось впечатление что «Веера» продолжались ещё километра три постепенно упрощаясь.

Пр. 5 (4, ПБ). Трехступенчатый слив-лестница с общим перепадом до 5 м. впечатляет во всех отношениях. Наиболее крута первая ступенька  высотой 2 м. Порог возникает неожиданно и находится на ЛП реки. Заход в слив сложен. Разведка возможна и  удобна по правому берегу. Левый берег труднопроходим, и тайга вплотную подступает к реке. Линия вхождения в порог и дальнейшее  его прохождение сильно зависят от уровня воды.

На наш взгляд это был наиболее сложный кусок того постВеерного участка, но вполне проходимых сходу, что мы и сделали.

Постепенно сливы становятся проще появляются лишь небольшие сливы шиверы и даже галечные отмели. Относительно несложный участок тянется до впадения правого притока р. Тогузколь. Долина расширяется .Слева – корявая тайга на плоских моренных отложениях и похоже остатки горелого леса.

Справа вырастает отвесная скальная стена с вкраплениями красного камня. Стена внезапно обрывается и справа впадает р. Тогузколь. Отсюда водность М.Сумульты несколько увеличивается.

 Пр.6.  За галечной отмелью – несколько крупных скальных обломков в русле. Прохождение данного препятствия несложно и линия движения выбирается с воды.

Судя по другим отчетам за этим порогом неплохое место для стоянки с баней. Но наша задача дойти до следующего каскада. Проходили препятствие сходу с взаимостраховкой с воды.

Сюда же можно выйти по Тогузколю для начала сплава, миновав верхний каскад,  а так же сократив и упростив путь, минуя перевал Сайгонош. При засухе этот вариант наиболее оптимален.

Пр.7 (4, ПБ). Слева впадает ручей  В. Куртучак (его можно не заметить, т.к. он довольно хорошо замаскирован зарослями кустарников).  Обычно в предыдущих отчетах это пр. выделено, как отдельное. Мы считаем, что это можно считать началом каскада «Куртучак», хотя оно в корне отличается широкой не похожей на ущелье долиной и тоже широким сильно засоренным камнями руслом. Общим с последующими каскадами является большой перепад уровня воды, ещё следует отметить, что пр. 7 сильно протяженно – около 3-х км, и, фактически, входя в ущелье, становится собственно каскадом «Куртучак». Тем не менее, сливы и пенные горки между камнями имеют достаточно теней, уловцов и коротких быстротоков, зачалиться в которых для опытной группы не составит большого труда, как только она почувствует, что трудность препятствия требует предварительного просмотра. Тропа вдоль каскада идет по ПБ. На каскаде три стоянки. Первая – самая кривая и маленькая сразу за первой ступенью (или «Входной» частью), вторая – между третей и четвертой ступенями (на так называемом участке «Вираж»),  третья в самом конце каскада.

Каскад, т.е. пр. 7 начинается на широкой дуге правого поворота реки. В русле появляются огромные валуны, между ними мощные сливы порядка 1 м. Однако резкого увеличения уклона русла здесь нет, и лишь метров через 500 становится ясно, что это не очередное локальное усложнение реки – это начало мощного протяженного  каскада порогов.

Пр. 8. Собственно каскад «Куртучак». Условно делится на пять ступеней (наша оценка), которые в различных отчетах приобретают самостоятельные названия или объединяются.

Начинается на левом повороте реки. Здесь на реке находится единственный и совершенно нетипичный для Сумульты плес – участок длиной около 80 м. С течением не более 5-6 км.\час.

Пр. 8-1 (5, ПБ).   В русле появляются огромные валуны, между ними крутые сливы до 1,5-2 м. на коротких расстояниях.  На протяжении 500 м. река падает на 25-30 м. Над гигантской пенной лестницей стоит грохот и водяная пыль. Вследствие большого уклона под сливами практически нет пенных котлов – течение тут же, подхватывается и бросается в следующую ступень. Проходимость участка сильно зависит от уровня воды (высокий предпочтительней). В нашем случае обнаружился один габаритный непроходы для катамаранов. Участок заканчивается коротким быстротоком – около 50 м.

Прохождение каскада  превратилось в последовательность «прыжков» (Фото 14, 15), когда экипаж судна после каждого прыжка выворачивал  нос на новый тут же возникающий слив.

Фото 14 – К1 в первой ступени каскада «Куртучак».

 

Страховка так же, как и разведка проводили с правого берега спасконцами. Единственный непроход легко обносится по камням ПБ и он короток (около 20 м). В этом сливе честь команды спасал каяк. Закончили прохождение в 18.30. Вещи при прохождении первой части оставили на берегу, а после окончания водной работы обнесли во второй лагерь, ставший базовым на два дня. Каяк перевернулся на подставе в одном из сливов (а встать эскимосским переворотом, когда головой шкрябаешься о камни весьма нетривиальное занятие), каякер отстрелился,  каяк  получил повреждения, но успешно был выловлен самим каякером. Вечером запаивали трещину в носу каяка.

28.07.2006.

Пр. 8-2 «Лестница-1» (5, ПБ).  К концу плеса течение ускоряется, река с грохотом врывается в очередной порожистый участок, самую мощную и сложную часть Куртучакского каскада. Падение реки здесь составляет 25-30м на 300-метровом отрезке. Водопадные сливы образуют одну непрерывную лестницу вплоть до начала плавного ЛП реки. Проходимость участка существенно зависит от уровня воды. Как правило, в малую воду здесь остаются узкие щели шириной по 1-1,5 метра. По этой причине, порог "Лестница" обычно обносят целиком, либо частично. Однако, более высокая июльская вода позволяет получить удовольствие от прохождения этого красивого и технически сложного препятствия.

Фото 15 – К2 в первой ступени каскада «Куртучак».

 

Просмотр препятствия и организация страховки - с ПБ. В целях более полной видео - и фотосьемки прохождение порога решили разбить на два этапа, с промежуточной чалкой ПБ в нешироком улове в районе негабаритного слива верхней части, которые опять обнесли катамараны и прошел каяк, обнос – 5 м. Заходная часть порога состоит из нескольких сливов высотой 1…1,5 метра (Фото 16). Далее следует разгонная горка - и основная часть потока всасывается в узкий винтообразный слив слева от большой скалы, практически перегородившей течение реки. За ним короткий быстроток.

Проходили порог с полной обработкой (Фото 17). Обнесли буквально 5 м кусок с габаритным непроходом для катамаранов. Каяк успешно прошел весь кусок (Фото 18).

 

Фото 16 – К2 во второй, самой сложной, ступени каскада «Куртучак», это и есть та самая «Лестница-1».

Фото 17 – К2 благополучно выходит из «Лестницы-1».

Фото 18 – И каяк без проблем выходит из «Лестницы-1».

 

Пр. 8-3 «Лестница-2» (5, ПБ). Протяженностью около 300 м. Вторая часть порога Лестница представляет собой немного упрощенный вариант «Лестницы-1» на заходе. Река делится на две протоки, правая – фактически ручей, левая – основная, на входе в нее обнаружилось бревно от левого берега, перегораживающее реку наполовину.

Тут наш мужественный каякер нам помог. Он переправился на левый берег, отпилил мешающую часть бревна и аккуратно положил на берегу (Фото 19). Группа продолжила сплав с обеспечением береговой страховкой. 

Затем заключительный каскад сливов из четырех до 2 м, однако, промежутки между ними как раз достаточны для того, чтобы совершить необходимый маневр. Все суда по очереди успешно преодолели этот участок.

Страховка выставлялась с берега, за последним сливом, прямо в лагере (Фото 20-22). История с каяком повторилась – киль, отстрел, разбитая морда каяка (Фото 23). Опять паяли трещины.

Пр. 8-4 «Вираж» (5, ПБ). Короткий (150 м) каскад сливов, заканчивающийся плавным левым поворотом и ещё одним островом (большим по размерам, чем первый, раза в два) с основной ходимой левой протокой и ручьистой правой.

Катамараны обработав это препятствие, закончили сплав в 18.00.

Фото 19 – Есть на Сумульте такие препятствия, которые можно просто отпилить.

Фото 20 – К1 на выходе из третей ступени каскада «Куртучак».

Фото 21 – К2 на выходе из третей ступени каскада «Куртучак».

Фото 22 – Каяк в третьей ступени каскада «Куртучак».

Фото 23 – Не щадит Сумульта ветеранов каякского корпуса.

 

Фото 24 – Каяк на выходе из «Виража» (четвертая ступень каскада «Куртучак»).

 

29.07.2006

С утра каяк покорил тот кусок, что катамараны сделали накануне (Фото 24).

Пр. 8-5 (4, ПБ). Выходная часть порога, протяженностью около 500 м. Сливы становятся поменьше, общий уклон тоже падает. Огибает остров, в середине которого впадает р. Н. Куртучак, затем ПП, 100 м до слияния проток и ещё примерно столько же до стоянки в конце острова. Напротив стоянки плес длиной до 100 м.

Сначала обнесли вещи из лагеря в конец острова. Начали обнос вещей в 10.30. Затем,  с взаимостраховкой с воды, прошли основную часть этого препятствия. Привязали вещи и пошли далее сходу, колонной, предварительно просмотрев реку до нижней стоянки. На стоянке останавливаться не стали, хотя там, говорят,  есть тетрадка, в которую записываются все кому не лень, видимо, нам было лень.

Далее, за плесом фоновый сплав 3-4 к. с. При желании, можно выделить пр. 9-11, можно и больше, но после двух каскадов уже хорошо идется сходу.

До входа в каньон примерно 45 мин. сплава.  А чтобы разведка, страховка и прохождение не заняли очень много времени на этом участке, каждый экипаж должен быть готов оперативно и с ходу продумывать прохождение, практически надеясь лишь на страховку тандема.

 

Фото 25 – Каяк на выходе из пр. 12 «Слива».

 

Пр. 12 «Щель» (4, ЛБ). Порог появился после ПП реки. Большой перепад и дерево перекинутое с берега на берег видны с воды. Река образует слева типа улова, в которое легко зачалиться. Видимо и в большую воду препятствие вычитывается сходу. Правый берег круто поднимается  на 20-30 м., а с пологого левого берега подступает невысокая скала образующая 2-х метровую щель, которая заворачивает в жгут весь поток, который мечется между крупными камнями ЛБ и правобережной скалой. В нашу воду бревно было над водой примерно на 1 м 60 см, но узость слива около 2 м и попади нос левой гондолы между камнями от ЛБ, поток неминуемо расклинил бы катамаран с последующей поломкой.

Подошли к порогу в 13.00. Думали недолго, решили, что слив хоть и красив, но за высокую вероятность поломки не стоит того. На покорение пошел только каяк со страховкой экипажами с обнесенных катамаранов (Фото 25).

Далее, ещё несколько упрощающихся препятствий (лоции где-то тут выделяют пр. 13) в течение 10 мин., и ещё около 20 мин. в узком каньоне без препятствий почти до правого притока – р. Алес. Затем река успокаивается и до самого устья изобилует перекатами.

До разбоев вблизи устья примерно 2 ч ЧХВ. Дойдя до разбоев уже видно долину, откуда вытекает Б. Сумульта. Но почти в самом начале разбоев появляется новый завал. В основной протоке от обоих берегов елочкой лежат поваленные деревья, проход у нас был менее 1 м.

Вынуждены были уйти в маловодную левую протоку с перетаскиванием катамаранов несколько раз по берегу.

Через 10-15 мин. после соединения проток – второй завал (Фото 26).

 

Фото 26 – Многолетний завал близ устья М. Сумульты (стрелками показано местонахождение протоки, по которой мы проводили катамараны), который видимо с годами будет расти.

 

Этот завал отмечается в лоциях с 2002-2003 года. Река просто упирается в нагроможденные бревна, и всё… Разведка по ЛБ показала, что мелкими протоками, шириной по 1 – 2 м М. Сумульта продирается несколько десятков метров, затем собирается в более ходимые протоки, пока, перед устьем не собирается воедино.

Разведали наиболее удобную линию движения по протокам до основного русла. Частично перетаскивая катамараны через бревна, частично проводкой преодолели это, без сомнения, сложнейшее для нас препятствие М. Сумульты.

Незадолго до устья м. Сумульта  вновь собирается в одно русло и потоком шириной 20-25 м. впадает в спокойно текущие воды р. Б.Сумульта. Водность рек примерно одинакова. На слиянии рек глубокий омут, вода чистая, прозрачная до такой степени, что на дне виден каждый камушек и стаи хариусов. По ПБ есть места для  стоянок.

Но наша задача была дойти до «Шумов», и,не смотря на время (20.00), мы прошли ещё 10 мин до стоянки на ЛБ, находящейся прямо перед каскадом.

 

8.2.2 Река Сумульта

 

Сплав от места слияния Мал. и Бол. Сумульты начинается обманчиво спокойно. На протяжении около 1 км. Река течет широко и спокойно, чтобы затем ворваться в самый мощный на маршруте каскад порогов «Шумы», состоящий из 3-х ярко выраженных ступеней (в некоторых отчетах выделяют до шести ступеней, а мы в данном случае придерживались наиболее логичного варианта разбиения каскада в соответствие с уровнем воды). На правом повороте, после частичного завала на левом берегу, следует держаться левого берега. Затем перед ПП следует немедленно пристать к левому берегу для обноса груза и разведки верхнего участка порогов.

При продумывании тактики преодоления этого каскада следует учитывать следующие факторы:

1)                Нормальных стоянки в каскаде две: в самом начале на левом берегу и в самом конце, за каньоном – на правом. Кривая стоянка есть после окончания первой ступени, туда выводит к берегу обносная тропа ЛБ. Наверное, можно найти пригодную полку для стоянки на ПБ, где-нибудь между первой и второй ступенями каскада;

2)                Первая ступень обрабатывается по ЛБ, по ПБ сначала скальный берег, затем на прогоне 800 м до второй ступени (прогон тоже веселый, с бочками и валами, и можно оценить как 4 к. с. с ходу) следует для обработки оставшейся части каскада перечалиться с вещами на ПБ;

3)                Тропы по ПБ вдоль реки мы не нашли (может что-то есть, но гораздо выше), идти пришлось, прыгая по прибрежным валунам, собственно тропа начинается уже напротив третей ступени.

30.07.2006.

Пр. 14 Порог «Шумы-1» (6, ЛБ) и в небольшую августовскую воду является самым мощным и сложным препятствием классифицированного маршрута 5 к. с. по Малой и Большой Сумульте. В высокую июльскую воду его мощь значительно возрастает. Как результат, порог заметно превышает средний уровень "пятерочных" препятствий. Его протяженность около 500 м. основной части, затем эта часть в малую воду постепенно переходит в жесткий прогон длиной примерно 800 м, который заканчивается за правым поворотом, симпатичным уловом за огромным камнем для чалки на ПБ. В большую воду этот прогон видимо, весьма интересен, и тут начинают добавлять ступени в «Шумы».

Заходная часть порога начинается от ЛП реки. В русле большие надводные и подводные валуны, сливы и мощные бочки. Через 200 м реку перегораживает скальная гряда, река рушится вниз с трехметровой высоты через три слива. Левый – трек с подставой и боковой струёй. Центальный из них, более широкий, осложнен скалой в центре, под которую бьет большая часть потока. Правый слив, менее мощный, имеет характер водопада, образованного двумя перекрывающимися струями. В 30 м ниже - еще одна скальная гряда, формирующая пенную горку с перепадом порядка 1 м. Еще ниже правая часть русла представляет собой лабиринт камней и бочек. В левой части русла формируется основная струя, которая вылетает на последнюю, третью скальную гряду, перегораживающую русло реки, перепад порядка 2 м. Ниже уклон реки уменьшается, поток огибает валуны в русле и, в конце концов, переходит в быстроток.

С утра осмотрев порог решили его пройти К1 и каяк. К1 – залег в левом сливе трехметрового водопада (Фото 27, 28).

 

Фото 27 – Заход К1 в левый проход первого слива «Шумов-1».

Фото 28 – К1 уже перевернут, страховка сработала.

 

Боковая струя настолько мощно давит на уходящий вниз первым правый баллон, что сомнения, бывшие у экипажа при осмотре, рассеялись в пользу – киля без вариантов. А. Бобров оказался внутри катамарана, поймал береговую страховку и прибился вместе с машиной в тишку у ЛБ, А. Деревянкин прошел немного самостоятельно, и выкарабкался на берег перед вторым сливом.

Каяк мужественно полёг чуть раньше, М. Березин после нескольких безуспешных попыток встать на ровный киль отстрелился и ушел на ПБ. Каяк ушёл безвозвратно, в общем «сия пучина поглотила ея». Занялись переправой Миши на наш берег силами экипажа К2, он ушел в самое начало порога и там траверсом на быстротоке его перевезли. Собрали лагерь, перенесли вещи на место переправы на ПБ. Катамараны проводкой и частичным обносом доставили ниже слива 2 м. Навязали вещи и переправились на ПБ.

Побегали в поисках каяка по берегу, заодно разведали начало второй ступени и перечалились в уловцо находящееся за ПП. Опять побегали, нашли стоянку за каньоном. Унесли вещи туда и день, собственно говоря, закончился.

31.07.2006.

Пр. 15, порог «Шумы-2» (5+, ПБ). Начинается за ПП на участке с небольшим ПП. Протяженность около 150…200 м. Начинается несколькими сливами с мощными бочками и камнями в русле переходящими в пенную горку вдоль левого берега. Препятствие заканчивается красивым водопадными сливами между скальными обломками с перепадом 1, 5 м, выносящими на два скальных обломка внизу. За порогом 100 м плёс.

Вышли на прохождение в 9.40. М. Березин участвовал в страховке с экипажами катамаранов. К1 прошёл вдоль левого берега, в конце траверс в правый слив водопада (Фото 29). Оказалось  навал на нижние камни не сильный.

            К2 повторил траекторию и благополучно зачалился на плесе (Фото 30).

Пр. 16, «Шумы-3», «Каньон» или «Затычка» (5+, ПБ). За плесом последний порог, длиной 150…200 м. состоящий из мощной пенной горки заканчивающейся треком с навалом на скальный мыс ЛБ (Фото 31). Затем двойной водопадный слив между камнями на входе в каньон, второй слив представляет собой щель шириной 2,5 м между огромным скальным обломком, перегораживающим русло от ЛБ и скальным выступом ПБ. Собственно уже входя в последние сливы и далее река на протяжении 100 м спокойно течет с каньоне. В конце каньона – наша стоянка.

Учитывая невозможность страховки с берега в последней ступени и малое количество судов, решили проходить препятствие тандемом с интервалом 1 мин. между стартами и взаимостраховкой с воды. М. Березин наконец-то занялся не страховкой а фотосъемкой.

Первую часть порога преодолели по центру ближе к ПБ. Заключительную часть порога К1 преодолевал простреливая струю слева направо (Фото 32), нас вынесло почти на середину скального обломка и К1 по подушке отбойника стёк в последний слив, угодив носами в ПБ скалу вышли из порога нормально (Фото 33), зацепились за скалу и дождались К2. К2 прыгал заключительные водопады через камни вдоль ПБ (Фото 34) и благополучно подошли к К1. В состоянии легкой эйфории мы дошли до лагеря и стали паковать вещи. 

 

Фото 29 – К1 входит в водопадный слив пр. 15 «Шумы-2».

Фото 30 – К2 в сливе пр. 15 «Шумы-2».

Фото 31 – К2 уходит от навала на ЛБ скалу по треку в пр. 16 «Шумы-3».

Фото 32 – К1 пытается сотворить траверс и уйти от «Затычки», и нам это удалось.

Фото 33 – К1 успешно преодолел пр. 16 «Шумы-3» и встает на страховку.

Фото 34 – К2 между заключительными сливами пр. 16 «Шумы-3».

 

Учитывая наличие непредвиденного пассажира без каяка, совершили пересадку для более эффективного прохождения заключительной части маршрута: К1 – А. Бобров – Н. Полунина, К2 – И. Кувшинов – А. Деревянкин – М. Березин (на вакантном пассажирском месте по очереди были Миша и Саша).

К 12.30 собрали все вещи и пошли кильватерной колонной на встречу с Катунью.

Далее характер препятствий на уровне 2-3 к. с.

Примерно через 15 мин. ЧХВ за устьем левого притока Катышкан и за ЛП находится последний именной порог Сумульты – пр. 17 «Балтырган» (4, ЛБ). Представляет собой сужение, от ЛБ завал на прибрежных валунах, в сужении два узких прохода по 2-3 м, разделенных полуобливным камнем. Справа месиво выглядит пострашнее.

Нашли порог легко, просмотрели и сиганули кильватерной колонной с взаимостраховкой. Далее всю оставшуюся реку шли без просмотра.

Пороги встречаются регулярно, но они скорее 3 к. с., все читается с хода и идется без проблем. Пожалуй, стоит выделить ещё пр. 18 (4, ЛБ), которое находится примерно в 20 мин. ЧХВ от «Балтыргана». Пенная горка заканчивается крутым водопадным сливом высотой более 1 м, и всё это между хаотично разбросанными камнями. Затем некоторое время препятствия совсем упрощаются, но ближе к устью опять река становится интереснее и требует внимания – регулярно препятствия 3 к. с. Всего до устья от «Балтыргана» 2 часа ЧХВ.

В устье мы отпразновали завершение Сумульты перекусом (Фото 35).

Фото 35 – Устье Сумульты - повод посидеть, осмыслить.

 

И прошли ещё 1,5 ч по Катуни, зачалившись на ночлег на замечательной стоянке в устье р. Теректа.

Сплав по Катуни имеет совсем другой характер. Широкая расходная река, небольшой уклон, препятствия – большие валы, одинокие и не очень… гигантские и не очень…  бочки. Наибольшего внимания требуют пороги «Каянча», «Аялинский», «Тельдекпень» (2 ступени) и «Еландинский» (все 3 к. с.).

1.08.2006.

Встали и вышли на воду поздно, в 12.00. Добрались до кемпинга (2 км ниже д. Еланда), где оставили машину за 6,5 ч ЧХВ. Вечером нас накормили и сфотографировали на память работники кемпинга (Фото 36).

 

Фото 36 – Групповой портрет путешественников на фоне Катунских берегов (слева направо: Игорь Кувшинов, Алексей Бобров, Михаил Березин, Александр Деревянкин, Наталья Полунина).

 

 

9. Обеспечение безопасности

 

Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствии с опытом группы заявленному маршруту и испытанной конструкции судов. Группа имела на руках:

-                        три отчета о прохождении реки различными группами [1-3];

-                        четыре спасательных шнура типа «морковка»;

-                        карабины, в том числе запасные;

-                        общую стандартную аптечку;

-                        два стандартных ремнабора;

-                        групповой тент.

Суда были оснащены дополнительными средствами помощи в аварийной ситуации:

-                        запасное весло;

-                        дополнительная лопасть для изготовления запасного весла;

-                        внешняя веревочная обвязка;

-                        аварийная миниаптечка;

-                        чальную веревку для принудительной чалки.

Каждый участник имел:

-                        спасательный жилет (на катамаранах водоизмещением не менее 0,25 л/кг живого веса, каякер – 7 л);

-                        неопреновый гидрокостюм;

-                        каску;

-                        аварийный нож-стропорез;

-                        пакет НЗ (спички, свечка, сухое горючее).

 Передвижение группы осуществлялось следующими способами:

-                        на прогонных участках (до 4 к. с. включительно) - проходили в кильватерной колонне, К1-каяк-К2 с взаимостраховкой с воды;

-                        на препятствиях 5 к. с. – К1 со страховкой с берега – каяк со страховкой с берега и в отдельных случаях с воды – К2 со страховкой с берега;

-                        после потери каяка в пр. 14 «Шумы», М. Березин обошел по берегу пр. 15 и 16, а далее шел пассажиром и сменным матросом на К2;

-                        катамараны обнесли 30 м негабаритный участок в пр. 8-1; 5 м негабаритный участок в пр. 8-2; К2 – 70 м сложный участок с водопадными сливами на пр. 14 «Шумы».

Возникшие опасности для жизни участников в случае единственного оверкиля К1 и четырех оверкилей с отстрелом каякера были устранены самостоятельно и с помощью страховки с берега.

 

 

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

1.                Группа выполнила поставленные цель и задачи, запланированный маршрут пройден в намеченном объеме и в установленные сроки.

2.                Прохождение рек М. Сумульта-Сумульта-Катунь является насыщенным маршрутом пятой категории сложности. Она сочетает в себе красоту и разнообразие природы, высокую сложность препятствий.

3.                Следует отметить, что для этого маршрута в команде просто необходимы участники с навыком преодоления препятствий 5, а лучше 6 к. с. И чем больше их будет, тем лучше и с более высоким запасом прочности будет чувствовать себя группа. Не советуем этот маршрут в качестве первой пятерки для команды, даже с очень опытным руководителем.

4.                Опытная команда может преодолеть водную часть маршрута за 6-8 дней, но всё зависит дополнительно от уровня воды. Оптимальный уровень воды для  М. Сумульты в конце июня - начале июля, ранее высока вероятность высокой воды, что существенно усложняет препятствия Куртучакского каскада (возможен обнос), пр. 10 «Слив» и препятствия Сумульты. Позже вода падает и, если не повезет с дождями, обносы уже сильно вероятны из-за негабаритных проходов.

5.                Оптимальными средствами сплава на маршруте являются каяк и катамаран-двойка.

6.                На М. Сумульте крайне  мало достойных мест для хорошей стоянки, поэтому советуем хорошо изучить отчеты групп, прошедших маршрут и определить наиболее удобные для отдыха группы места, проблем с дровами на оборудованных стоянках нет, всегда по берегам оседает много паводкового плавника.

7.                Чтобы почувствовать всю красоту края не скупитесь на отпускные дни, заложите пару днёвок на определяющей части маршрута, во-первых – так красиво, что и этого надо хлебнуть по полной, во вторых – для трудоголиков – всегда можно организовать тренировки по спасательным работам. Кроме того днёвки могут понадобиться для отсидки после дождевых паводков или для ремонтных работ – мест для поломок предостаточно (мы на К1 меняли одну сломавшуюся поперечину, пару раз перевязывали из-за ослабления крепления на К2, и три раза заделывали трещины каяка, полученные на подставках в сливах)

8.                Проходить прогонные участки следует с опаской, на М. Сумульте нередки оставшиеся после паводков бревна, частично или полностью перегораживающие русло, перед слиянием с Б. Сумультой образовались два завала, первый – формируется в начальной части разбоев, второй находится в конце разбоев и накапливается уже несколько лет.

9.                Ходите в водные походы.

10.            Счастливого сплава.

 

11 Список использованной литературы

 

1.      Отчет о водном спортивном походе по рекам Восточного Алтая Малая Сумульта, Большая Сумульта, Кадрин, Катунь. Июль, 1992. (Рук. Д. Э. Постнов).

2.      Отчет о пеше-водном  туристско-спортивном походе V (пятой) категории сложности в районе Алтая по маршруту пос. Чибит – р. Чуя – р. Катунь – р.М.Сумульта – р.Б.Сумульта – р. Катунь – пос. Чемал совершенном с 9 по 30 августа 2005 года (Рук. – Д. Э. Суперфин).

3.      Отчет о водном туристском путешествии V (пятой) категории сложности по Алтаю: реки  М.Сумульта, Сумульта, Катунь, совершенном с 18 июля по 2 августа 2003 года. (Рук. – Вахов А. И.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz