Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

 Отчет

о водном туристическом путешествии

по реке Томь

 

Состав группы:

1. Ткачев Денис Сергеевич           5у Сумульта, 3р Песчанная

2. Малышева Елена Павловна       2у Бия, 2у Елбань – Бердь

Средства сплава:

Катамаран 2, 2.5Х1.6 м, диаметр гондол 40 см.

 

Уровень воды:

Вода очень малая.

 

Поход организован и зарегистрирован Клубом водного туризма «Сплав» и проводился с 16 по 25 сентября 2000 г.

Группа шла в режиме первопрохода.

 

Описание заброски.

 

Заброска на Томь элементарна: поездом №605 до Новокузнецка, он стыкуется с электричкой до Междуреченска (разрыв около 20 минут), и, опять – таки через 20 минут, электричкой до Бискамжи. В Бискамже надо перейти по мосту тамошний ручей, после чего двигаться по дороге вниз по течению до стрелки с Томью (около 2 км.). На стрелке – прекрасная стоянка, если не учитывать частого появления местных, которые то и дело проезжают мимо на мотоциклах. Есть строительный лес (береза), а также изобилие дров (плавник на берегу ручья). Мы полностью строились из леса (так получилось…). Строительство заняло 4 часа чистого времени.

 

Техническое описание водной части.

дневник

 

день 1.

Выше впадения р. Бискамжа Томь, по крайней мере в нашу воду, не сплавная. После стрелки первое время – проскреб, так как воды мало, но водность реки повышается очень быстро. Первые 2 часа сплава река представляет собой сплошную маловодную слаломную шиверу с узкими проходами, прерывающуюся мелкими перекатами. Постоянные навалы на берег, множество расчесок, встречаются разбои. Некоторые из разбоев не проходимы из – за сплошных завалов. Однако, все завалы видны заранее, и зачалиться везде легко. Далее шивер становится меньше, появляются плесы. Через 1 час – самое сильное препятствие на реке – порог 3й категории сложности. Перед порогом – плес на правом повороте. После поворота на прямом участке видна шивера, в конце которой и расположен порог.

Порог1. Препятствие техногенное! Это становится заметно на входе в шиверу. Вероятно, препятствие образовалось при строительстве железной дороги. Все русло перевалено острыми дроблеными булыжниками. В пороге они по метру в габаритах. Уклон возрастает по экспоненте. Урез воды становится виден с середины шиверы, когда чалиться уже поздно. Порог в нашу воду представлял следующее: слив под углом 450 высотой около 2 м. В правой части – большие (около 1 м.) камни, между которыми струячит вода. Мы пролезли там на грани оверкиля, и то благодаря узости и гибкости рамы. Слева слив более гладкий, но уже с середины шиверы туда трудно попасть, поскольку шивера сама по себе весьма слаломная.

В большую воду порог должен представлять собою совершенно иную картину. Вероятнее всего, слева под сливом должна быть здоровая бочка, справа – хаотические валы и бочка меньших размеров.

Далее река начинает успокаиваться. Плесы становятся длиннее, уменьшается уклон. Мы встали на высохшей протоке, сделав 4 сплавных часа без учета обносов. Дождь, шедший всю ночь, сделал ситуацию почти экстремальной (брезентовая палатка его выдержала, но на грани фола).

 

день 2.

До 3х часов дня шел мелкий и противный дождь. О сплаве не было и речи. В 3 начало проясняться, мы собрались и поплыли дальше. Река делает огромную петлю, на которой длинные плесы, разделенные мелкими перекатами. Через 1 сплавной час есть небольшой порожек.

Порог 2. Перед ним – большой плес. Сам порог представляет собой слив около 1 м., слева – крутой, но мелкий. Единственный проход, по нашей воде, был справа – узкие ворота, осложненные зубом возле правого берега. Препятствие принципиально проще предыдущего (2 к. с.). В большую воду вероятно появление бочки под левым берегом.

Далее падение начинает увеличиваться, и Томь постепенно превращается в сплошную шиверу. Такой характер река имеет на протяжении примерно 7 км. В шиверах воды уже значительно больше, временами все русло завалено большими камнями, между которыми – узкие слаломные проходы. Все препятствия категориии Л, проходятся без разведки. Участок кончается насколько выше станции Казинет. Там мы встали на вторую ночевку (на правом берегу, в пихтах, за 150 м. от реки.

 

день 3.

Ночью и утром, как обычно, шел дождь. Кончился он в 2 часа дня. В 3 мы начали сплав. В Казынете – сплошной завал (разрушенный мост). Обнос по левому берегу, длинный и трудный.

Далее, до левого притока Шора, на реке присутствуют лишь короткие слабые шиверы, разделенные длинными плесами. Непосредственно перед впадением Шоры - разделение на 2 протоки, и, после их слияния – очередной разрушенный мост. В большую воду сплошного завала быть не должно, проход посередине, но зачалиться и посмотреть необходимо. Мы пронесли катамаран через остров, потом провели через лужу под левым пролетом моста.

Сразу после Шоры, за правым поворотом – прекрасный вид на Терень – Казырский хребет. Река течет быстро, но без препятствий, в течение 2 км до правого притока Теренсуг, по водности равного Томи, если не превосходящего ее. Приток, судя по карте и по нашим наблюдениям, является, по крайней мере, тройкой. 

Далее Томь – полноводная река. Падение начинает уменьшаться. Перед с. Балыкса и в нем есть насколько шивер с крупными камнями, но проходы между ними достаточно широкие. В большую воду эти шиверы могут быть значительно сложнее.

Мы встали на ночевку несколько ниже Балыксы, на острове.

 

День 4.

Река превращается в равнинную. На протяжении 5 сплавных часов течение есть только на перекатах. Все остальное время приходится работать на ход, поскольку даже при слабом встречном ветре катамаран стоит на месте. Далее есть локальное ускорение, после правого поворота (начало большой петли, железная дорога остается далеко слева). В начале петли есть очень слабый порожек, который в большую воду может быть гораздо сильнее: река в узком желобе с уклоном около 1,5 м на 30 м. длины, валы (в нашу воду до 40 см). После окончания петли (Томь вновь подходит к железной дороге) на реке начинают появляться шиверы, образованные огромными булыжниками. На шиверах скорость течения порядка 10 км/ч, но проходы широкие, хотя требуется постоянное маневрирование. Средняя длина препятствий – около 500 м. Они перемежаются плесами, где река течет очень медленно. Длина плесов убывает по мере приближения к устью Казыра; шивер, соответственно, становится больше. На этом участке много рыбаков, иногда приходится задумываться о том, как их не сбить. Как ни странно, самое распространенное посте рыбаков живое существо – выдра. Они попадаются на каждом километре сплава, причем, если сидеть тихо, подпускают катамаран на 5 метров, и только тогда ныряют. Перед Казыром река делает очередную петлю, поворачивая на север. В начале петли – последний порог на реке, второй категории сложности, расположенный в конце очередной шиверы. Порог представляет собой слив с падением 1.5 на 20 метров. В нашу воду во всем сливе было много камней и узкие проходы между ними. При более высоких горизонтах камни могут быть залиты, но тогда появятся валы или бочки.

До Казыра отсюда 2 километра. Мы зачалились в устье, потом перенеслись немного вверх по притоку, где заночевали в пихтах. Замечание: дрова здесь есть, но их надо откапывать из-под опавшей хвои. Далее до бома на левом берегу дров чем дальше, там больше, а за бомом все дрова аккуратно подчищены водными туристами и рыбаками, регулярно посещающими реку.

 

день 6.

Поскольку погода испортилась окончательно, а также из – за малого количества членов группы и недостаточного количества спасательного снаряжения мы, после разведки, решили отказаться от прохождения Казыра.

Интерлюдия: Казыр в малую воду. Казыр может служить живой иллюстрацией неверности суждения о том, что чем меньше воды в реке, тем она проще. Далее я представляю описание реки в малую воду, предполагая, что картина при больших и средних горизонтах, которые бывают с мая по июль, читателю известна.

Итак, крайняя точка, куда мы дошли – порог Молоко. Сложность порога в малую воду повышается многократно, и он становится порогом шестой категории сложности. Бочка на входе остается только справа (слив в этом месте  превращается в водопадный), и приобретает характер мощнейшего котла. Слева слив пологий, но вся струя бьет в камни левого берега. Далее – узкий створ, где вся струя, уходя влево, проходит под нависающим камнем левого берега. Правее струи почти нет, и попасть туда маловероятно. Далее, сразу же, на реке небольшой плес, где можно выбраться на берег. Лишь наличие этого плеса позволяет считать порог ходибельным. За плесом, подряд, две цепочки не сильных валов, после которых сразу же Три Фашиста. Проход в пороге только один – слева, препятствие слабое: прижимов не остается, бочка исчезает, имеется лишь пологий слив с валиками до 1 м., а то и меньше. Далее, до Каши, препятствий нет. Сама Каша тоже слаба: верхняя часть порога превращается в относительно простую шиверу, центральная бочка выходной ступени хотя и остается на месте, но почти вся вода течет в проход возле левого берега. Прижим же в левую скалу на выходе исчезает. В общем, порог не выше третьей категории сложности.

А вот дальше Казыр начинает преподносить сюрпризы. Порожек под правой скалой немного выше заводи, из которой принято отчаливать для прохождения Трека, не воспринимаемый за препятствие в большую воду, значительно усиливается: появляются мощные хаотические валы и прижим в вышеозначенную скалу. Далее, до Трека, существенных препятствий нет. Трек становится порогом пятой категории сложности и требует осмотра. Из всех проходов, которых в большую воду 5, остается один: слева на центр, который в большую воду, соединяясь со струей, текущей через центральный проход, дает винтообразно изогнутый слив, давший имя порогу (аналогия с велосипедным треком). Центральный проход превращается в щель шириной около метра, в которую со страшной силой бьет 2/3 реки. Остальная треть уходит в единственный проход, представляющий собой водопадный слив около 1,5 м. высотой, причем линия слива расположена под углом, не превышающим 300 к вышеупомянутой мощнейшей струе. Перед этим сливом – тишка, мелкая и узкая, что облегчает ориентировку на входе, но не позволяет набрать начальную скорость. Прохождение порога, по всей видимости, можно сравнить с попаданием в исключительно мощную воронку, только положение катамарана относительно воды при этом будет далеко не горизонтально: около 400 с дифферентом на нос. Должен, однако, напомнить, что все это - лишь рассуждения водника, стоящего на берегу, которые могут отличаться от действительности: в этот раз порог мы не шли. Кстати, в случае чего – длина обноса по левому берегу не более 10 метров.

Мост, построенный в 2000 году немного ниже Трека, не является препятствием: все его опоры расположены на высоких камнях, проволоки в малую воду ни где не видно. Далее, за мостом, - препятствие, которого также нет в большую воду. Справа – навал на береговые камни, левее – очень мощная бочка. Проход  слева - чистый, но мелкий. Несколько ниже – серия небольших валов, после чего, ниже бома на левом берегу, последнее препятствие, опять – таки ощутимое лишь в малую воду. По центру реки стоят 2 камня, которые при более высоких горизонтах легко оставить справа, а в нашем случае пришлось бы маневрировать между ними, что весьма не тривиально. Далее, до впадения в Томь, препятствий нет.

Весь день моросящий дождь перемежался с мокрым снегом. Сплав был отложен до завтра.

 

день 7.

Путь до Лужбы занял у нас 2,5 часа, без препятствий. Мы выехали электричкой на Междуреченск в 14.30. Пересадка в Междуреченске весьма сложна: из -–за обилия народа трудно купить билеты и сесть в электричку. Впервые на этом направлении, билеты у нас не проверили.

Билеты на новосибирское  направление из Новокузнецка мы купили без особых проблем. Рекомендуется ехать московским поездом: хотя билеты на него немного дороже, он принципиально комфортабельнее и быстрее новосибирского.

 

Выводы и рекомендации.

Бытующее мнение о том, что Томь является рекой первой категории сложности, абсолютно ошибочно. В нашу воду, я определил бы ее как классическую «двойку». При более высоких горизонтах сложность реки может быть гораздо выше; до третьей категории она, тем не менее, не дотягивает. Идеальное время прохождения – с начала мая по начало июля, когда вода гарантировано большая. Очень хотелось бы посмотреть, что из себя представляет Теренсуг: судя по уклону и по водности, это должна быть как минимум тройка.

Hosted by uCoz