Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

Туристско-спортивный союз России

Клуб туризма "СПЛАВ"

 

Отчет

о водном туристическом путешествии 3 категории сложности
по рекам Белая Уба – Уба (Казахстан, Рудный Алтай)

Новосибирск, 2004 г.

Руководитель Булдыгеров Вячеслав.

 

Содержание:

  1. Общие сведения о походе
  2. Состав группы
  3. Район путешествия
  4. Организация путешествия
  5. График движения
  6. Подъезды и отъезды
  7. Техническое описание и дневник похода
  8. Обеспечение безопасности
  9. Выводы и рекомендации
  10. Приложения:
 

1. Общие сведения о походе.

 

2. Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Место работы

Домашний адрес, телефон

Туристическая подготовка

Обязанности в группе

Булдыгеров Вячеслав Владимирович

1980

ИЯФ СО РАН

сот. 8-913-919-5679

5у Китой,

2р Томь-Казыр

руководитель

Найкова Татьяна Михайловна

1974

ИЦиГ СО РАН

 

4у Она-Абакан

завхоз

Юн Александр Рудиевич

1978

ВЦ СО РАН

д/т 34-33-84

3у Песчаная

рем.мастер

Станкевич Анна Владимировна

1979

НГАХА

п. Краснообск, 48-47-73

2у Мундыбаш

 

Цыплаков Александр Анатольевич

1970

НГУ, преподаватель

ул. Золотодолинская 5-26

2у Мундыбаш

 

Аркова Ольга Владимировна

1979

домохозяйка

ул. Газонная, 1б-1

3у Песчаная

медик

3. Район путешествия

Река Уба берет свое начало в центре Рудного Алтая со склонов Ивановского и Убинского хребтов. С севера в неё впадают три крупных сплавных притока: Чёрная Уба, Становая Уба, Белопорожная Уба. Река течёт в генеральном направлении восток-запад, среди постепенно понижающихся гор Рудного Алтая. В районе г. Шемонаиха окружающий пейзаж – это казахский мелкосопочник, а при впадении в Иртыш реку окружают степи. Питание реки грунтовое, дождевое и снеговое в примерно равных пропорциях.

 

Расход воды в нижнем течении:

 

Средний уровень

 

 

 

 

Ледоход

159

203

255

Max

Половодье

222

302

430

 

Летний

0

27

68

Min

Зимний

10

31

75

 

 

Низкий

Средний

Высокий

Река вскрывается в марте - апреле. В мае, сентябре выпадает наибольшее количество осадков. Во время ливней уровень воды резко поднимается. Летом, особенно в июле, августе, при отсутствии дождей в течении двух-трех недель река сильно мелеет.

Протяженность реки 280 км, площадь бассейна 9850 км2. Средняя скорость течения 6-7 км/час. В начале сплавного участка река узкая, но спокойная, с пологими берегами, поросшими тальником и черемухой. Ширина реки на начальном участке 10-30 метров. Все препятствия находятся в середине сплавного участка. По берегам появляются живописные скалы, часто встречаются шиверы. Все пороги находятся на этом участке реки. В конце сплавного участка долина реки выполаживается, препятствия встречаются крайне редко и незначительны по сложности. Характер реки спокойный, частые плесы. Скорость течения падает до 2-3 км/час. Большинство населённых пунктов на реке находятся в упадочном состоянии, и только после деревни ВерхУба посёлки приобретают жилой вид. Хотя река не производит впечатления пустынной. Рыбаки и прочий местный люд присутствует там весьма часто. Растительность по берегам однообразна, до ВерхУбы это смешанные леса, а после тополя и ивы. Подножный корм в лесу есть. С первых дней и до конца маршрута наблюдается огромное количество насекомых (мошка, комары, мокрец).

 

4. Организация путешествия

Путешествие было организовано турклубом "СПЛАВ". Маршрутная книжка № 08-30-04 выдана МКК клуба «СПЛАВ». Путешествие носило спортивно-релаксационный характер. Целями похода были: посещение нового для большинства участников географического района (Рудный Алтай), сплав по реке Уба. Часть снаряжения, использовавшаяся в походе, принадлежала клубу "СПЛАВ".

 

5. График движения

ДАТА

ВРЕМЯ

УЧАСТОК ПУТИ

ПРИМЕЧАНИЕ

км

12.07

07:15 - 12:00

г. Новосибирск – г. Барнаул

поезд

-

21:50 -

г. Барнаул – г. Лениногорск

поезд

-

13.07

- 14:00

г. Барнаул – г.Лениногорск

поезд

-

18:50 - 20:00

г. Лениногорск – с. Поперечное

автомобиль

-

14.07

8:30-13:00

завтрак, строительство

ясно, вода большая

-

13:00 - 16: 00

сплав

непроходимых заломов нет

15

16:00 - 16:30

перекус

 

-

16:30 - 17:50

сплав до стрелки с Ч. Убой

вода выше средней

10

15.07

11:30 - 13:20

сплав до п. Сучья дыра

 

10

13:20 – 14:00

прохождение п. Сучья дыра

разведка, страховка

-

14:00 – 16:00

сплав

 

10

16:00 – 16:30

перекус

 

-

16:30 – 17:30

сплав до п. Алтарь (Дурная протока)

кильватерной колонной

10

17:30 – 19:40

сплав

огибаем г. Теремок (1733м)

10

16.07

12:00 – 15:30

сплав

 

15

15:30 – 16:00

перекус

 

-

16:00 – 17:00

сплав до п.Пихтовый

кильватерной колонной

5

17:00 – 18:20

сплав

 

10

17.07

11:00 – 14:00

сплав до д. Карагужиха

 

15

14:00 – 15:00

сплав до начала БУП

 

5

15:00 – 15:30

перекус

 

-

15:30 – 16:20

сплав до Белопорожной Убы

с перечалками

2

16:20 – 16:40

сплав до поворота с табличкой

 

1

16:40 – 18:00

прохождение поворота с табличкой

разведка, страховка

1

18:00 - 18: 15

сплав до каменных ванн

 

2

18.07

 

дневка

 

-

19.07

9:30 – 12:20

сплав до левого притока (Бобровка)

 

15

12:20 - 16:00

сплав

 

15

16:00 – 16:20

перекус

 

-

16:20 – 20:00

сплав

 

10

20.07

11:00 - 14:00

сплав

поля по левому берегу

16

14:00 – 16:30

сплав

 

10

16:30 – 16:50

перекус

 

-

16:50 – 17:10

сплав

 

1

21:00 – 22:00

антистапель

разобрали два катамарана

-

21.07

9:50 - 10:20

сплав до д. Верх-Уба

4 человека пешком налегке

2

10:20 – 10:40

антистапель

разобрали один катамаран

-

12:00 – 14:00

отъезд до г. Шемонаиха

рейсовый автобус

-

23:00 –

г. Шемонаиха – г. Барнаул

поезд

-

22.07

- 10:00

г. Шемонаиха – г. Барнаул

поезд

-

13:00 – 18:00

г. Барнаул – г. Новосибирск

поезд

-

6. Подъезды и отъезды

Из Новосибирска до Барнаула добирались поездом, потом сидели на вокзале 8 часов. Надо было ехать скорой электричкой, она приходит за полчаса до поезда Барнаул-Лениногорск. Ночью поезд пересекает границу. Обязательно нужны паспорта с постоянной пропиской.

В Лениногорск (г. Риддер) поезд приходит в 14-00. Город небольшой, но в нем желательно посетить несколько мест, поэтому возможно имеет смысл прямо у вокзала взять такси (это дешево – мы отдали 150 тенге за час покатушек). Места следующие: 1) «Пятак» - около 1 км. по дороге вправо от вокзала – традиционное место, где располагаются грузовики и автобусы (легковушек там нет), ищущие попутчиков, либо просто желающие подработать извозом. Можно найти 66-й. Вероятность найти машину резко увеличивается в первой половине дня в рабочие дни. 2) Обменный пункт – курс рубля к тенге тем выгоднее, чем дальше вы находитесь от границы с Россией, поэтому имеет смысл поменять деньги с расчетом на билеты на обратный поезд (в Шемонаихе билеты продают только за тенге). 3) Миграционная полиция – при пребывании на территории Казахстана более 5 дней ОБЯЗАТЕЛЬНА регистрация. Нам удалось оформить регистрацию бесплатно, как заявленной туристической группе. Требуется в двух экземплярах заявление с перечнем паспортных данных всех участников, поэтому для экономии времени можно написать заготовки заранее. В Лениногорске нашли машину (4000т), там же ходят и автобусы, но нас не устраивало время. До деревни 2,5 часа грунтовой дороги. Поляна для стапеля ниже, за деревней.

Отъезд осуществлялся после окончания сплава от д. Верх-Уба. Рейсовые автобусы до г. Шемонаиха ходят с 9 до 17 часов каждые 2-3 часа. С багажом проблем не возникло (доплатили 300 тенге за все). От автовокзала до ж/д примерно 20 минут ходу налегке, мы доехали на РАФике за 350 тенге. За пару часов до отправления поезда у всех, находящихся поблизости от вокзала проверяют документы и личные вещи. Лучше не разгуливать поодиночке (упаси боже гулять без документов). Хотя об этом могут и не объявлять, весь багаж должен быть взвешен и пересчитан в специальной комнате вокзала, к билету при этом выдают квитанцию (около 30 тенге с человека). Деньги смешные, а без этих квитанций будут проблемы на таможне. Поезд до Барнаула отправляется около 23 часов, прибывает около 10 утра. Есть прицепные вагоны до Новосибирска.

7. Техническое описание и дневник похода

В отчете использована стандартная классификация препятствий по сложности. Дневник похода выполнен в виде вставок курсивом в текст технического описания.

Все препятствия до БУП проходились в воду чуть ниже средней, БУП и далее – по малой воде.

Белая Уба от поселка до устья имеет ширину до 20 м и значительную извилистость. Долина ее, окаймленная горами, покрыта смешанным лесом с преобладанием ели и лиственницы. Местами река распадается на протоки, многие из которых на протяжении первых 15 км сплава почти полностью перегорожены снесенными в воду деревьями.

Мы начали сплав через 2 дня после окончания капитальных дождей, вода была еще большая. На данном участке реки – это большое везенье. Не понадобилось проводок и обносов, пришлось только раз 5 пробегаться по берегу, чтобы вблизи разглядеть то, что издалека кажется завалом. Удобная стоянка попалась сразу же за слиянием с Черной Убой (к тому же в Черной Убе вода была ощутимо теплее, так как была низкой, все это оценили, устроив купания).

Препятствие первое: порог Сучья Дыра, 3 к.с.

Вдоль всего порога по правому берегу идёт дорога, с которой удобно делать просмотр.

Основной ориентир – каменный невысокий остров красноватого оттенка, который, кажется, перегораживает всю реку.

Основная сложность – это левая протока. Трек с перепадом метр-полтора, по большой воде может превратиться в капитальный слив.

Фото 1. 1-й катамаран в левой протоке.            Фото 2. 2-й катамаран после красного острова

 

Фото 3. 3-й катамаран после красного острова.

Правая протока мягче и тише. Хорошо идётся с ходу.

Далее идёт каньон со скальными стенками, с серией валов и бочек, расположенных как у левого, так и у правого берега. Линию движения можно выбрать при просмотре. Заканчивается все метровым широким сливом.

Фото 4. 2-й катамаран, выход.                          Фото 5. 3-й катамаран, выход.

Страховка возможна сразу за порогом, там хорошая тишка.

Как и везде на этой реке (кроме БУПа), ширина течения позволяет совершить как совершенно тривиальное попадание из точки А в точку Б, так и плюхнуться с какого-нибудь слива. Утомленные долгим прогоном, все решили произвести максимальное количество брызг и пошли в левую протоку. Оно того стоило. Страховка осуществлялась с воды первым прошедшим катамараном. Участок до выхода пошли сходу, на выходе прогулялись, чтобы выставить фотосъемку. После этого порога стало окончательно ясно, чего ждать от Убы по нашей воде (продолжающей падать), поэтому была поставлена задача быстрее дойти до БУПа, и там устраивать дневки, наслаждаться видами и т.п. (к тому же была робкая надежда, что где-нибудь эта мошкара закончиться)

 

Препятствие второе: порог Ворота, 1-2 к.с.

Ориентиром порога служат большие плоские белые камни на левом берегу. Шивера длиной 300 метров, с валами до полуметра, в меньшую воду вылезает куча обливных камней с «воротами» между ними, откуда и название порога. Сразу за порогом впадает Становая Уба.

Фото 6. 2-й катамаран в пороге Ворота

Как и везде до БУПа, первый катамаран, увидев впереди что-то интересное, вырывался вперед на 100 метров и обеспечивал фотосъемку.

 

Препятствие третье: порог Дурная Протока, 1-2 к.с.

Основной ориентир – справа впадает крупный приток – Становая Уба. Через 300-500 метров река делится галечным островом на две протоки, В левой протоке находится порог "Дурная протока", правая протока в малую воду непроходима. Длина порога 300-350 метров ширина 15-20 метров просмотр с галечного острова. Серия валов и обливных камней у левого берега. Течение быстрое. Ниже порога на правом берегу есть неплохая стоянка.

Препятствие легко обходится по струе справа. Не фотографировали, так как по нашей воде было немногим интереснее п. Ворота.

 

Препятствие четвёртое: Покровские пороги. 1 к.с.

Несколько шивер по 250-300 метров разделенные плесами по 300-400 метров.

Фото 7. Покровские пороги.                            Фото 8. Гора Теремок (в тумане)

Шли сходу, фотографируя и разглядывая г. Теремок, которую с разных сторон мы наблюдали весь оставшийся день.

 

Препятствие пятое: порог ПАЛАТИ.

Обнаружен не был.

 

Препятствие шестое: порог Пихтовый, 1-2 к.с.

Характерная примета – по обоим берегам появляются большие белые камни. Два каскада, по 150-200м. В пороге полуметровые валы и небольшие камни. Линия движения просматривается сходу.

Фото 9. Порог Пихтовый                              Фото 10. Рыбаки

Страховка и фотосъемка первым катамараном. Стали часто попадаться рыбаки.

 

Препятствие седьмое: порог Сакмаринский

Образован левой протокой у большого острова. Гряда камней у ЛБ. Валы и мелкие бочки. Требует тщательного захода, иначе легко обходится по струе справа. Сразу за порогом у ЛБ тишка, где легко поставить страховку с воды посредством фотосъёмки.

Обнаружен не был. Вероятно, ушли не в ту протоку.

 

Участок до д. Карагужиха характеризуется заметно замедляющимся  течением. Кажется, что дальше на реке ничего интересного уже не будет.

Фото 11. Недалеко до Карагужихи. Характерное место для сравнения уровня воды.

 

Препятствие восьмое: Большие Убинские Пороги, 3-4 к.с.

Основное препятствие на реке.

Участок 1: До впадения Белопорожной Убы.

Начинаются продолжительной шиверой с валами до полутора метров, начинающейся сразу за поворотом реки направо, после остатков моста. Линия движения с воды просматривается. Разведка с берега трудностей не вызывает. После шиверы плёс до впадения справа Белопорожной Убы.

Устроив перекус сразу перед начальной шиверой, пошли кильватерной колонной, перечаливаясь от улова к улову каждые 200-400 метров. По нашей воде очень красивым было место перед впадением Белопорожной Убы – огромные камни 3-6 метров высотой лежат на дне в прозрачной спокойной реке, проплывая над ними, получаешь незабываемые ощущения. По очень малой воде, по утверждению местных рыбаков, это становится самым сложным местом БУПа – нетривиальный слалом.

 

Фото 12. Заходная шивера БУПа.

Участок 2: Правый поворот с табличкой на левом берегу.

Сразу за притоком характер препятствий не меняется – обилие валов, места чалок неоднозначны. Через 300-350 метров виден резкий правый поворот и сужение русла. Левый берег – более низкий, с деревьями недалеко от воды. У воды лежит рваная железяка. Правый берег – высокое нагромождение больших камней. В самом повороте русло – узкое (10-15 метров), с перепадом уровней 2-3 метра на 20 метров длины. По нашей воде – слив 1 метр с косой бочкой. Сразу за поворотом множество уловов. Разведка и страховка возможны по обоим берегам.

Фото 13. 1-й кат. в БУПе.                                   Фото 14. 2-й кат. в БУПе.

 

Фото 15. 3-й кат. в БУПе.

Для разведки поворота зачалились на правый берег. Конечно, ходить по нему менее удобно, чем по левому, но зато удобнее отчаливать, и, как показала разведка, удобнее страховать спасконцом. Сменяя друг друга на страховке и фотосъемке, прошли поворот: 1-й и 2-й катамаран – вдоль правого берега с прострелом слива справа-налево, показалось достаточно просто, 3-й катамаран решил поработать на камеру и зашел из-под левого берега. Как видим, фото удалось!

 

Участок 3: табличка – каменные ванны.

Аналогичен первому участку – входной шивере. Длина – около 2 км.

Фото 16. 3-й кат. перед каменными ваннами.

Дальше пошли кильватерной колонной с перечалками, ища место для стоянки, так как уже вечерело, и начинала чувствоваться усталость. Стоянок не увидели, как потом оказалось, справа вдоль этого участка по лесу на высоте метров 15 идет тропа, на которой есть куча удобных мест. Там мы видели стоянки, по некоторым признакам – аварийные. Где-то посередине этого участка видели на правом берегу огромную железяку (говорят, когда-то это было баржей). Когда в полукилометре впереди показался резкий поворот налево с возможным серьезным препятствием, решили прогуляться по берегу и тут же обнаружили стоянку на каменной полочке среди «каменных ванн».

Фото 17. Стоянка в БУПе.

На протяжении 500 метров на берегу можно видеть самые причудливые отверстия, промытые поднимающейся в паводки водой.

Фото 18. «Каменные ванны»

Идеальное место для дневки, тем более, что это была единственная стоянка, где нас не донимала мошкара!

 

Участок 4: Каменные ванны – конец порога.

Сначала следует прямой участок 400 метров на протяжении которого имеются 5-6 ступеней с перепадом от полуметра до метра. (В большую воду эти участки залиты водой.). Кончается порог резким сужением, образующимся выступающими скалами правого берега, куда бьет  основная струя, и вследствие чего образуется мощный косой вал, далее струя уходит влево образуя мощный короткий слив. За сливом идет узкий извилистый каньонный участок длинной 300-350 метров со спокойным течением. Просматривать участок удобнее с правого берега, отсюда же можно организовать страховку.

Фото 19. Вдоль каменных ванн.                           Фото 20. Выход из каньона.

Встав рано утром, пошли кильватерной колонной. Страховку спасконцом решили не выставлять, ввиду того, что сразу после поворота начинается глобальное «болото». Через 10 км после каньона течение резко замедлилось и пришлось «галерить». Если бы преобладал не попутный, как у нас, а встречный ветер, то это могло бы привести к задержке на день. Стояла жара, и тут весьма пригодился предусмотрительно взятый солнцезащитный крем.

 

Фото 21. Недалеко от Верхубинки.

Несомненные признаки цивилизации, как то: поля, автомобильные броды через реку, начинаются часа за 3 до Верхубинки. Если не удается успеть на последний автобус до Шемонаихи (в 19 часов), то имеет смысл встать после характерного очень длинного прямого участка (~2 км), который виден на обзорной карте, за пару километров перед деревней.

 

8. Обеспечение безопасности

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема и ножа-стропореза.

При движении по реке использовалась тактика взаимной страховки при движении кильватерной колонной. На порогах Сучья дыра и БУП выставлялась страховка спасконцом.

 

9. Выводы и рекомендации

Группа полностью выполнила все поставленные задачи. Запланированный график маршрута был выдержан.

Итог похода показал, что группа готова к более серьезным препятствиям, чем большинство встреченных.

В районе выхода в точку старта (поляна ниже деревни) на левом берегу Убы строевой лес присутствует.

На всем протяжении спортивной части реки присутствуют населенные пункты, но люди встречаются редко. Быстрый аварийный выход с маршрута вполне возможен.

Из Карагужихи выехать можно, но с трудом, регулярное сообщение с ВерхУбой отсутствует. Из ВерхУбы в течении дня ходят несколько автобусов до Усть-Каменогорска и Шемонаихи.

Из радиальных выходов на маршруте обычно рекомендуют подъем на гору Теремок, оттуда открывается отличный вид на долину реки. Мы отказались от этого варианта по причине дождя, накрапывающего как раз во время нашего прохождения мимо, и желания побыстрее добраться до БУПа. Каньон БУПа очень живописен, это настоящее украшение маршрута, если остается лишнее время, лучше всего потратить его там.

Рыбалка на Убе хорошая, но требующая серьезного отношения, рыбаков много и рыба осторожная. Есть хариус, таймень.

По воде средней и ниже средней в целом вместе с БУПом маршрут соответствует 3 категории сложности при прохождении на катамаранах, и позволяет получить навыки, необходимые для более сложных походов, чего нельзя сказать об урезанном (без БУПа) варианте. Маршрут может быть рекомендован как первая «тройка».

 

10. Приложения

СМЕТА РАСХОДОВ

Поход обошелся в 2200 рублей на человека:

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ.

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:

наименование

кол-во, шт.

вес, кг

катамаран-двойка

3

36

страховочный конец"морковка"

2

1

палатка

2

6

Вес катамаранов дается с чалочными концами, вёслами и лопастями.

Общий вес группового снаряжения: 120 кг

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:

наименование

кол-во, шт.

вес, кг

каска

6

0.5

спасательный жилет

6

2

гермомешок

6

0.5

гидрокостюм

6

4

Общий вес индивидуального снаряжения: 42 кг

 

РЕМОНТНЫЙ НАБОР:

Общий вес ремонтного набора: 4 кг.

КОСТРОВОЙ НАБОР:

Включал два котла на 6 и 4 л, один топор, одну пилу и верхонки.

Общий вес кострового набора: 5 кг

АПТЕЧКА:

Аптечка состояла из двух частей, располагавшихся на головном и замыкающем катамаране, и включала в себя:

Общий вес аптечки: 2 кг

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ:

Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 10 кг.

Общий вес личных вещей: 60 кг

Вес продуктов питания, взятых на маршрут: 48 кг (по 800 г на человека в день при 10 активных днях).

Итоговый вес, взятый группой на маршрут:280 кг

Максимальная нагрузка на одного мужчину: 65 кг

Максимальная нагрузка на одну женщину: 28 кг

 

Рис. 1. Обзорная карта района

Рис 2. Лоция. Взята из отчета Сиволобова Николая от 1998 года.

Hosted by uCoz