Новый сайт ТурКлуба "Сплав" http://splav.211.ru

ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии
III категории сложности
по рекам Урсул и Катунь
Руководитель: Иванов М.К.
1999 год

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю
третьей категорией сложности.

Председатель МКК
СОДЕРЖАНИЕ

1.  Справочные сведения о маршруте
2.  Организация похода
3.  Состав группы
4.  Подъезды и отъезды
5.  Обеспечение безопасности на маршруте
6.  График движения на маршруте
7.  Техническое описание маршрута
8.  Выводы и рекомендации
9.  Приложения

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ


Вид туризма водный
Категория сложности третья
Количество участников 12 человек
Средства сплава 4 катамарана-двойки (диаметр 45 см, длина по раскрою 3.5 м) и 1 катамаран-четверка (диаметр 60 см, длина по раскрою 4.5 м)
Район путешествия Горный Алтай
Нитка маршрута:
                 г. Новосибирск- г. Бийск (поезд)- пос. Онгудай (машина)- р. Урсул (сплав с обносом первого
                 каскада препятствий нижнего каньона)- р. Катунь (сплав)- пос. Манжерок- г. Бийск (машина)- г.
                 Новосибирск (поезд)
 
Сроки проведения со 2.07.99 по 12.07.99
Протяженность водной части маршрута 204 км
Продолжительность: подъезды и отъезды- в сумме 1.5 дня
количество полевых ночевок- 9
количество сплавных  дней- 8

Заявочные материалы рассмотрены МКК КВТ "Сплав" СК НГУ. Выдана маршрутная книжка  № 3-3-99.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Поход был организован в рамках планов клуба на летний сезон 1999 года. В течении зимы проводился ремонт снаряжения и теоретические занятия. Весной и в начале лета большая часть группы приняла участие в тренировочных походах первой- второй категории сложности. Непосредственно перед походом было проведено несколько организационных собраний. Практически все использованное снаряжение уже успело пройти проверку в ходе сезона. Общественное специальное снаряжение принадлежало КВТ "Сплав" СК НГУ, индивидуальное снаряжение было в основном личным. Cпонсорской помощи не оказывалось.

3.  СОСТАВ ГРУППЫ
 
 
Ф.И.О. г.р. место работы (учебы) обязанности
в группе
туристский
опыт
Иванов Михаил
Константинович
1977 ИЦиГ, аспирант
33-39-10
руководитель,
лоцман кат.1
V у, II р
Ткачев Денис
Сергеевич
1975 "Вектор", аспирант завхоз,
лоцман кат.5 
IV y, III p
Найкова Татьяна
Михайловна
1974 ИЦиГ, аспирант
33-31-18
матрос кат.1 II y
Черевко Александр
Александрович
1969 ИГиЛ, аспирант реммастер,
лоцман кат.3
III y
Чупрынов Алексей
Николаевич
1977 НГУ ФФ V курс матрос кат.5 II y
Бедарева Елена
Анатольевна
1980 НГУ ММФ II курс матрос кат.4 III y
Армякова Виктория
Равиловна
1978 НГУ ММФ V курс матрос кат.2 III y
Власов Михаил
Георгиевич
1974 безработный кинооператор,
лоцман кат.2
IV y
Пурескин Дмитрий
Николаевич
1977 НГТУ РЭФ V курс матрос кат.3 IV y
Малышева Ольга
Павловна
1971 МДЛ 1
26-24-32
врач
матрос кат.5
III y
Красов Андрей
Александрович
1974 "Новосов"
39- 63- 58
лоцман кат.4 III y
Аберле Алена
Вольдевна
1978 НГТУ ФЛА IV курс матрос кат.5 II y

4. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ

                          
Заброска до г. Бийска осуществлялась стандартно- посредством поезда Новосибирск- Бийск. Поезд обошелся в 60.5 р. (плацкарт) или 40 р. (общий вагон). От Бийска до Онгудая доехали на трех частных легковушках, заплатив за это по 600 р. на машину. На одной из машин завезли вещи примерно на 3 км ниже Онгудая по левому берегу (по гравийной дороге), сами дошли пешком. 
Закончили сплав напротив пос. Манжерок. Из Манжерока до г. Бийска доехали на частном микроавтобусе УАЗ, куда 11 человек (один из участников отделился еще в Чемале) с рюкзаками и трубами вместились не без труда. Заплатили за микроавтобус 650 р. По информации от сочувствовавших нам местных жителей, цена могла быть и ниже- порядка 500 р., но у нас не было времени дожидаться хозяев других машин- все были где-то заняты до вечера. В Новосибирск вернулись поездом Бийск- Новосибирск (сесть на который успели за 5 мин. до отправления). За период нашего путешествия цены на поезд успели вырасти, и плацкарт в обратную сторону обошелся уже в 73 р. Причем поезд был без общего вагона.
Что касается заброски рейсовыми автобусами: из Бийска на Онгудай выходит рейсовый автобус около 12.30. Его стоимость (если считать с багажом) около 90 р. на человека. Недостатки: во-первых, трудно залезть, а во-вторых, автобус приезжает в Онгудай около 10 вечера- теряется день на строительство. Из Манжерока до Бийска можно попасть двумя рейсовыми автобусами (пересадка в Майме), но их суммарная стоимость не ниже, чем цены на частный автотранспорт.
В связи с непомерно выросшими ценами на бензин сейчас нецелесообразно нанимать машину в Новосибирске- какими бы гуманными не были цены, дорога все равно обойдется дороже, чем если ехать до Бийска поездом.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

Личная безопасность участников обеспечивалась наличием у каждого гидрокостюма, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и каски. Все лоцмана имели копию подробной лоции и технического описания маршрута. Руководитель похода ранее уже проходил большую часть маршрута, что практически исключало вероятность неожиданного выхода к ключевым препятствиям. При сплаве применялась разведка наиболее серьезных препятствий, глубокая разведка участков реки на подходах к ключевым препятствиям, взаимостраховка при прохождении сходу и страховка с воды. Несмотря на наличие в распоряжении группы средств береговой страховки, ее выставление представлялось нецелесообразным. В некоторых случаях группа подразделялась на две, осуществлявшие между собой связь по рации: первая группа проходила серию препятствий, выбирала место для причаливания и передавала информацию второй группе.

6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПО МАРШРУТУ

Дата День пути
2.07
1
21.40 выезд поездом Новосибирск- Бийск. Дождь.
3.07
2
Прибытие в г. Бийск в 6.59. В 9.00 отбытие в пос. Онгудай. Приезд в Онгудай в 13.30. Начало строительства в 14.30. Погода солнечная.
4.07
3
Подъем в 7 утра. Заканчиваем строительство и в 11.30 начинаем сплав по р. Урсул. Обнос первого деревянного моста. Разведка пр. 3, 4, 6. Остальное сходу. В 15.00 подходим к пор. Створ. Стоянка в устье р. Малый Ильгумень. Cтали на стоянку в 17.30. Погода солнечная. 
5.07
4
Подъем в 7 утра. В 10.30 начинаем сплав. Перекус в 14.00 незадолго до пор. Черная Яма. Мелкий ремонт. В 17.00 чалка за 500 м от пор. Замок. Переносим вещи и перегоняем пустые катамараны к пор. Замок. Стоянка на поляне над порогом, на левом берегу. Солнечно, к вечеру переменная облачность. Ночью слабый дождь.
6.07
5
Подъем в 7 утра. Обнос всех катамаранов и вещей за первый каскад нижнего каньона. С 12.00 прохождение оставшейся части нижнего каньона. Второй каскад- глубокая разведка, третий каскад сходу. Перекус на стрелке Урсула и Катуни. Далее отдых и сплав по р. Катунь до устья р. Бол. Сумульта. Стоянка на стрелке Бол. Сумульты и Катуни. Стали на стоянку в 17.30. Погода солнечная.
7.07
6
Подъем в 8 утра. Начали сплав в 10.30. Сплав по р. Катунь до пор. Тельдекпень 1. Стоянка на левом берегу. Стали на стоянку в 18.30. Погода солнечная.
8.07
7
Подъем в 8 утра. Разведка и прохождение порога Тельдекпень 1, далее сплав до первого левого притока после порога Тельдекпень 2. Полудневка, отдых, обозревание окрестностей. Погода с утра солнечная, к середине дня намеки на грозу, которая так и не состоялась. Ночью очень слабый дождь.
9.07
8
Подъем в 8 утра. Начали сплав в 10.30. Сплав по р. Катунь до стоянки на левом берегу примерно в 500 м ниже с. Элекмонар. Разведка пор. Еландинская труба, остальные препятствия сходу. Встали на стоянку около 19.00. Погода облачная, ближе к вечеру дождь, ночью прояснение.
10.07
9
Подъем в 8.30 утра. Сплав до т/б Катунь с остановкой в с. Аскат, ходовое время 40 минут. Полудневка. Посещение Катунского рок-фестиваля. Переменная облачность.
11.07
10
Подъем в 7.30 утра. Начали сплав в 9.00. Сплав до пос. Манжерок. В 15.00 мы на месте. Разборка, сушка, в 17.10 отправление в г. Бийск частным УАЗиком. В 20.10 отправление в г. Новосибирск поездом Бийск-Новосибирск.
12.07
11
Прибытие в г. Новосибирск.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА (с информацией о прохождении)

Нумерация препятствий в тексте незначительно отличается от нумерации из лоций первоисточников. Нумерация дана от истоков к устью отдельно для каждой реки.
При описании препятствий дается их условная классификация по степени сложности. Использованы следующие обозначения препятствий:

Л - препятствия преодолеваются сходу, ошибки приводят к посадке на камни и мелким повреждениям;
С - препятствия в некоторых случаях требуют разведки и страховки, ошибки могут привести к существенным повреждениям судна;
Т - препятствия требуют разведки и страховки, ошибки могут привести к серьезной аварийной ситуации и в некоторых случаях- к потере судна;
ТТ - препятствия требуют серьезного анализа и оценки собственных возможностей; ошибки с большой вероятностью могут привести к трагическим последствиям.

Маршрут естественным образом разделяется на два участка с совершенно различным характером препятствий- р. Урсул и р. Катунь. Большая часть маршрута проходит в пределах Онгудайского района республики Алтай.
Река Урсул является левым притоком Катуни. Питание реки в основном дождевое, причем уровень воды в случае дождей может возрасти очень быстро и потом удерживаться высоким до недели. Средняя скорость течения 7- 8 км/ч (до нижнего каньона)  и 10- 12 км/ч (в нижнем каньоне). Сплав по Урсулу возможен с конца апреля по октябрь. Однако в апреле и начале мая следует опасаться нерастаявшего льда, нависающего с берегов, а со второй половины августа можно ожидать низкого уровня воды. Поэтому оптимальное время для сплава по Урсулу- со второй половины мая по середину августа.

Техническое описание маршрута по р. Урсул от пос. Онгудай до впадения в Катунь.

Вода вначале очень высокая, затем постепенное снижение уровня воды до просто высокой.
Начали сплав примерно в 3 км ниже Онгудая. На протяжении первых 4 км препятствий нет, река течет одним руслом, течение быстрое. 

Пр. 1Л. Шивера. Ориентир приближения шиверы- низкий деревянный мост, который по большой воде необходимо обносить. Обнос удобнее слева. Более чем в 100 м ниже моста- устье правого притока р. Улюта.
После обноса моста проходили сходу.
Пр. 2С. Шивера 500 м.
Проходили сходу. 
Пр. 3Л. Порог 60 м. Ориентиры- правый поворот и крутая скальная стенка левого берега. Порог представляет собой двухступенчатый очень пологий слив с перепадом около 2 м. По средней и малой воде это препятствие, как и следующее, классифицируется как С.
Пр. 4Л. Порог 50 м. Расположен через 30 м. после предыдущего. На левом повороте струя наваливается на ряд камней у правого берега и отражается на середину реки. После навала небольшая бочка, валы до 1 м. Препятствия 3 и 4 проходили после предварительной разведки по левому берегу.
Пр. 5Л. Шивера.
Проходили сходу.
Незадолго до следующего препятствия река разделяется на две протоки островом. В левой протоке поваленная с острова береза  на половину протоки, низко над уровнем воды. Правая протока тоже замусорена дровами. Ориентир этого участка- ограждение дороги справа, это столбики, видимые издалека.
Пр. 6С. Порог 200 м. Ориентир порога- автомобильный мост, проходимый в крайние пролеты по любой воде, и левый поворот реки. Чалка для разведки порога возможна сразу после моста. Разведка удобнее по левому берегу. Препятствие начинается разгонной шиверой, затем река делает правый поворот, на котором расположен слив около 1 м через две обливные плиты. За сливом валы.
Разведывали препятствие 6 по правому берегу.
Пр. 7Л. Шивера.
По малой воде при прохождении препятствий 6 и 7 следует опасаться имеющихся в русле остатков бетонных блоков с арматурой.
Пр. 8Л. Шивера. Ориентир начала- остатки деревянного моста.
Пр. 9С. Порог 80 м. Ориентиры порога- развалины ГЭС, резкий подъем береговых стенок. Порог начинается входной шиверой на левом повороте, после которого следует правый. Здесь слив около 1.5 м, ориентир слива- глубокий карман в скале левого берега на правом повороте. 
Препятствия 7, 8 и 9 шли сходу.
Пр. 10С (по меньшей воде Т). Порог "Створ". Отделяется от предыдущего препятствия непродолжительным участком быстротока (по меньшей воде перед порогом подпор). Разведка порога по обоим берегам, непосредственно перед ним есть большое улово по правому берегу, от которого легко выйти на тропу. Возможна и чалка слева. На левом берегу над порогом памятник. Река, текущая в скальных стенках, разделена на две части большим валуном. Часть валуна в правой части по нашей воде была обливная, с нее неприятный слив и заходить туда не стоило. Левый проход уже и проще. Правая часть струи тремя ступенями сливов около 1 м с бочками подходила к гряде обливных камней, отходящих от правого берега. (По меньшей воде эти камни открываются, между ними негабаритные проходы, что существенно усложняет прохождение). Затем вся струя объединяется. В заключительной части порога пологий слив более 1 м.
Кат.2 не зачалился перед препятствием и прошел его сходу. Остальные суда после предварительной разведки по правому берегу прошли порог кильватерной колонной справа от центрального валуна.
Пр. 11Л. Шивера 500 м. Начинается через 20 м после "Створа" и кончается перед правым притоком М. Ильгумень. Напротив устья притока низкий остров. Затем Урсул резко отворачивает налево от Чуйского тракта, на поворотах возможны прижимы.
Шли сходу.Стали на ночевку на Малом Ильгумене.
Пр. 12Л. Порог 20 м. Струйный порожек.
Пр. 13Л. Шивера 1 км. Начинается через 500 м после предыдущего препятствия, кончается перед МТФ на правом берегу.
Пр. 14Л. Шивера 1 км.
Пр. 15Л. Шивера 1 км.
Пр. 16Л. Шивера 2 км.
Пр. 17С. Шивера 3 км.
Препятствия 12- 17 шли сходу двумя раздельными группами. Перед следующим препятствием сделали остановку на мелкий ремонт.
Пр. 18Л. Шивера 1 км.
Препятствия 13- 18 по нашей воде характеризовались невысокими (около 1 м), но очень жесткими валами, обилием бочек и обливных камней. Между шиверами- участки быстротока, по меньшей воде могут открываться плесы.
Пр. 19С. Порог "Черная яма". Ориентиры- левый поворот реки, с левого берега характерная скала с отрицательным уклоном, как бы нависающая над водой, бом около 10 м по правому берегу. По нашей воде порог следовал сразу за предыдущим препятствием (в меньшую воду между ними возможно зачаливание) и представлял собой сужение русла до 8- 10 м. Основная струя проходит через серию мощных держащих бочек (главная бочка более 1 м в высоту) и упирается в тонкую каменную косу, выступающую из правого берега. По меньшей воде открывается относительно спокойный проход слева непосредственно под скалой через слив с бочкой около 0.5 м. В нашу воду этого прохода не было, т.к. вода затопила участок скалы с отрицательным уклоном. После порога слева большое улово, далее река делает правый поворот.
Препятствия 18 и 19 шли сходу. На входе в порог была сломана рама у кат.1. В главной бочке порога был вымыт носовой кат. 5, однако помощь страхующих из улова двоек не понадобилась. Пожалуй, "Черная яма"- единственный порог на участке до "Замка", который целесообразно страховать с берега.
Пр. 20Л. Шивера 500 м. Ориентир начала шиверы- деревня Степушка на пригорке правого берега. Шивера кончается незадолго до опор разрушенного деревянного моста. Эти опоры являются хорошим ориентиром начала нижнего каньона Урсула.
Нижний каньон имеет общую длину около 6 км. Включает три каскада порогов и шивер, разделенных плесами до 100 м (по нашей воде это были участки быстротока с отдельными уловами). Кроме порога "Замок", отдельные препятствия технически несложны, но расположены плотно, в результате получается довольно динамичный участок. В среднюю и малую воду на участке открывается множество камней и следует опасаться расчесок, особенно в скальных сужениях.
Пр. 21Л. Шивера 100 м. Начинается на левом повороте реки.
Препятствия 20 и 21 проходили сходу, после этого отнесли вещи на стоянку над "Замком".
Пр. 22С (в меньшую воду Л). Шивера 100 м. Начинается через 500 м после пр. 21. Валы, бочки, камни в струе.
Проходили на разгруженных катамаранах. Зачалились в улове у левого берега. На месте чалки выставили береговую страховку для принудительного зачаливания в случае необходимости. 
Пр. 23С. Шивера 50 м. Резкие бочки и валы более 1 м.
Пр. 24Т. Порог "Замок" 15 м. Ориентиры порога- плавный левый, а затем резкий правый поворот русла. На левом берегу на возвышении стоит памятник, видимый с начала препятствия 23, но его легко не заметить. Непосредственно перед порогом возможно зачаливание к левому берегу. Река перегорожена большими валунами, из которых пять определяют техническую сложность порога. На правом повороте струя наваливается на два центральных камня (между которыми- негабаритный проход). Возможно прохождение справа и слева от этих камней. В левой части несколько ниже по течению расположен еще один камень. В малую и среднюю воду есть навал левой струи на этот камень, но его можно избежать. В нашу воду через камень шел отвесный слив до 1.5 м, осложненный выступом камня, за которым очень мощный пенный котел. Второй возможный проход между правым из центральных валунов и камнями возле правого берега. Однако при этом необходимо избежать навала на еще один валун.
Препятствие было записано группе в обязательный обнос.
Пр. 25С. Порог "Лестница". Следует непосредственно за предыдущим препятствием и может рассматриваться как его продолжение, т.к. зачаливание между ними невозможно. По большой воде представляет собой три явно выраженных ступени сливов с бочками через все русло со смещением струи слева направо. Длина около 100 м.
Пр. 26Л. Шивера 100 м.
Пр. 27Л. Шивера 200 м.
Пр. 28Л. Шивера 300 м.
Пр. 29Л. Шивера 400 м. Кончается перед поляной на правом берегу. На правом повороте начинаются препятствия второго каскада. С левого берега в этом месте поляна над берегом, откуда отходит тропа вдоль берега. Отсюда удобна разведка второго каскада.
Участок, включающий препятствия 23- 29, был обнесен всеми участниками по верховой тропе левого берега. Обнос пр. 23 был вызван опасениями влететь в "Замок" сходу (по нашей воде это представлялось вполне возможным). Обнос пр. 25- 29 не являлся необходимым, просто их прохождение требовало несоразмерных со спортивной ценностью препятствий усилий по спуску катамаранов к месту старта.
Пр. 30Л. Шивера 100 м.
Пр. 31Л. Шивера 50 м.
Пр. 32Л. Порог 20 м.
Пр. 33С. Шивера 500 м.
Пр. 34С. Порог "Розовые ворота" 30 м. Ориентир порога- скальное сужение до 8- 10 м и резкий правый поворот реки, за которым следует такой же резкий левый поворот. В пороге слив с бочкой, валы. По нашей воде был навал на скальную стенку левого берега и две расчески- одна береза, упавшая с высокого правого берега, ее ветви опускались в воду в левой части, и другая, короткая-  справа на уровне воды. Так что вариант для чистого прохождения был один- заход несколько правее центра.
После порога большое улово справа. Зачалившись в нем, можно выйти на тропу для разведки последующих препятствий.
Препятствия 30- 34 проходили кильватерной колонной после глубокой разведки всего участка по левому берегу.После прохождения п.34 зачалились в улове для отдыха.
Пр. 35С. Шивера "Слалом" 300 м. Быстрая струя, обливные, полуобливные и надводные камни, достаточно резкие бочки.
Пр. 36С. Порог "Водопад". Следует непоследственно за предыдущим препятствием. Расположен в сужении русла. В малую и среднюю воду представляет собой слив водопадного типа более 1.5 м через обливную плиту с пенным котлом. В нашу воду никакого слива не было- порог трансформировался в одну мощную бочку через все русло.
Ориентиром препятствия может служить красивый приток слева, т.н. "Рериховский водопад".
Пр. 37Л. Порог 30 м.
Пр. 38Л. Шивера 200 м.
Пр. 39Л. Порог 100 м.
Пр. 40С. Шивера "Финиш" 500 м.
В нашу воду препятствия 35- 40 представляли собой фактически одну непрерывную шиверу с жесткими валами, бочками и обилием обливных и полуобливных камней. Тем не менее промежуточное зачаливание на этом участке вполне возможно при любом уровне воды.
Препятствия 35- 40 шли сходу двумя раздельными группами с одной промежуточной чалкой.

Техническое описание р. Катунь от устья р. Урсул до пос. Манжерок.

Вода несколько выше средней, в ходе сплава непрерывное падение уровня воды.

Для препятствий на этом участке характерно наличие больших, но по большей части пологих валов, мощных бочек, водоворотов и грибов. Между препятствиями большие прогонные участки. Все они, за исключением порогов "Тельдекпень", могут быть прочитаны с воды и легко распознаются издалека. Берега допускают зачаливание в непосредственной близости от ключевых препятствий. Все препятствия, кроме порогов "Тельдекпень" и "Еландинская труба" (сложность которых может сильно меняться в зависимости от уровня воды) не требуют обязательной береговой разведки. 

Пр. 1Л. Валы. Начинаются несколько позже впадения р. Урсул. Пологие валы не более 1.2 м.
Пр. 2Л. Валы. Высота около 1. 5 м.
Препятствия 1 и 2 шли сходу.
Пр. 3С. Порог "Каянча 1". Расположен на правом повороте реки перед устьем левого притока р. Каянча-1. В пороге жесткие валы более 2 м. Возможны открытые камни в русле.
После просмотра с воды шли сходу.
Пр. 4Л. Валы.
Пр. 5С. Шивера 500 м. Валы до 2 м, камни у берегов.
Пр. 6С. Порог "Каянча 2". Расположен перед устьем правого притока р. Каянча-2. Валы более 2 м, бочки, ближе к берегам камни в струе.
Пр. 7Л. Валы. Не более 1.5 м.
Пр. 8Л. Валы. Около 1 м.
Пр. 9Л. Порог. Ориентир- скалы в русле у левого берега.
Пр. 10Л. Валы.
Пр. 11Л. Валы.
Пр. 12С. Порог "Аяла". Хороший ориентир порога- характерная горка в виде трезубца по левому берегу. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень начинается на плавном левом повороте в 300 м ниже устья левого притока р. Б. Аяла. (Устье притока просматривается плохо). У левого берега обломки скал, правый берег- невысокая скальная стенка. В первой ступени- пологий слив с падением 2.5 м и валами около 2 м, далее размер валов уменьшается. Во второй ступени слева большая глыба. На входе пологий слив около 2 м с бочкой, далее валы до 2 м и водовороты. Стенка правого берега здесь несколько вдается в русло, от нее по нашей воде отражалась система отбойных валов.
Препятствия 4- 12 шли сходу. На финише пр. 12 из-за общей расслабленности экипажа произошел переворот кат. 1, последствия которого были ликвидированы экипажем без посторонней помощи.
Пр. 13Л. Порог "Мешок (Клизма)". Река перегорожена огромными каменными глыбами. Течение не быстрое, но замысловатое, струи образуют большие улова, воронки, грибы. Порог может представлять неприятность для плотов, для катамаранов он неинтересен. Во избежание ненужных задержек рекомендуется проходить слева.
Пр. 14Л. Валы.
Пр. 15Л. Валы.
Пр. 16Л. Валы.
Пр. 17Л. Валы.
Серии небольших валов, разделенных длинными прогонными участками.
Препятствия 13- 17 шли сходу.
Пр. 18Л. Порог. Является уменьшенным подобием порогов "Тельдекпень". Река после пологого слива не более 1 м входит в каньон с вертикальными стенками, где по краям струи образуются небольшие воронки. На входе в малую воду валы.
Разведали порог по правому берегу.
Пр. 19Л. Валы. Более 1 м.
Пр. 20Л. Валы. Около 1 м.
Пр. 21Л. Валы. По нашей воде около 1 м. В малую воду эти валы становятся гораздо больше (до 2 м) и жестче.
Ближе к концу участка остатки паромной переправы и трос, висящий прямо над водой.
Пр. 19- 21 шли сходу. Зачалились на галечной отмели левого берега перед пр. 22.
Пр. 22Л (по нашей воде, в меньшую воду С). Шивера 300 м. Является прелюдией порога "Тельдекпень 1". По левому берегу длинная галечная отмель. Непосредственно перед порогом справа огромное улово у песчаного берега.
Пр. 23С. Порог "Тельдекпень 1". Река, сжатая отвесными скальными стенками до ширины 25- 40 м, приобретает глубину до 80 м. Струя, входя в каньон, сваливается справа налево и затем разбирается воронками. Кульминация порога- в последней трети каньона, перед подвесным мостом. Здесь косой (свал воды слева направо) слив шириной около 15 м с падением около 2 м, за сливом мощные воронки.
Разведали препятствия 22 и 23 по левому берегу. После прохождения пр. 22 зачалились в улове у правого берега. Пр. 23 проходили двумя раздельными группами.
Пр. 24С. Порог "Тельдекпень 2". Расположен примерно через километр от моста. Ориентир- скальное сужение. Начинается косым сливом 2 м под левый берег в самом начале каньона, возможен прижим к левой стенке. Справа от слива по нашей воде была мощная поганка. Затем струя разбирается водоворотами направо и налево.
Примечание 1: по большой воде пороги "Тельдекпень" могут стать существенно сложнее и опаснее. В этом случае они классифицируются как Т и подлежат обязательной разведке и страховке. Примечание 2: существует обратная зависимость между силой порогов "Тельдекпень" и входной шиверы.
Пр. 25Л. Порог. Ориентир- первый левый приток после порогов "Тельдекпень".
Препятствия 24 и 25 проходили сходу.
Пр. 26Л. Порог. Является ориентиром приближения "Еландинской трубы". Сужение реки в скальных стенках на правом повороте, основная струя уходит под левый берег. Валы более 1.5 м. 
Разведали порог по правому берегу.
Пр. 27Л. Валы.
Шли сходу.
Пр. 28С. Порог "Еландинская труба". Ориентир порога- своеобразная белая (за счет выходов известняка) гора по левому берегу и правый поворот русла. Порог виден издалека, разведка по любому берегу, чалка возможна в непосредственной близости от порога. Река сжимается скальными стенками, ближе к правому берегу нагромождение больших камней в русле. Примерно половина струи проходит в левой части порога через пологий слив-горку с падением до 3 м. После горки- цепочка валов около 2 м, которая затем объединяется с беспорядочной системой валов из правой части порога. Левее слива, под самым берегом- мощная бочка более 1.5 м, за которой улово. По большой воде появляется спокойный проход вдоль правого берега.
Несколько ниже порога виднеются железобетонные конструкции, являющиеся зачатками так (к счастью) и не построенной Катунской ГЭС.
Разведали порог по правому берегу.
Примечание: по большой воде порог может усложниться. В этом случае хаотично расположенные валы, распространяющиеся на большую часть реки, достигают высоты 3 м. В таком состоянии порог классифицируется как Т.
Пр. 29Л. Валы. Не более 1 м.
Пр. 30С. "Чемальские ворота". Препятствие состоит из двух частей. Первая часть- несложная шивера с валами около 1 м, вторая часть- собственно порог, расположенный в скальном каньоне почти непосредственно под Чемалом. Характер порога очень сильно зависит от уровня воды. Река в каньоне делает сначала правый, а затем левый поворот, возможны прижимы на поворотах. По нашей воде здесь были воронки, грибы и валы около 1 м, довольно сложная система струй. По меньшей воде открываются сливы, возможны довольно сильные бочки.
Пр. 31Л. Небольшие валы. Ближе к концу препятствия- высокий мост.
Пр. 32Л. "Элекмонарская шивера". Валы более 1.2 м.
Пр. 33Л. Порог. Cкальное сужение, воронки, валы. Находится в виду турбазы вблизи моста. 
Пр. 34С. Порог "Семинский". Большие камни в русле, валы, сливы, бочки. Порог оканчивается незадолго до большого железобетонного моста перед пос. Усть- Сема. Желающим разведывать порог рекомендуется делать это по правому берегу.
Пр. 35Л. Порог "Муны". В нашу воду представлял собой очень длинный и пологий слив с большим падением и валами не более 1.5 м. В правой части русла камни.
Пр. 36Л. Порог. Расположен перед пос. Манжерок. В русле большие камни, валы, бочки. Как и порог "Семинский", это несложное, но динамичное препятствие.
Препятствия 29- 36 проходили сходу.
Пр. 37С. Порог "Манжерокские ворота". Расположен несколько ниже пос. Манжерок. Порог образован огромными глыбами в русле, которое разделено главной из них на две части. В левой части серия сливов с бочками, возможен прижим к скале левого берега. В правой части струя мощнее. Прохождение возможно с любой стороны. 
Препятствие не было пройдено группой из- за недостатка времени на сборы и выезд из Манжерока.

8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Популярный маршрут IV к.с. по рекам Урсул- Катунь, как мне кажется, в особой рекламе не нуждается. Сплав по нему возможен с конца апреля по сентябрь. 
Cплав по р. Урсул может быть начат уже от с. Туэкта. Однако на участке Туэкта- Онгудай препятствия отсутствуют. Часто сплав по Урсулу начинают в 5 км ниже Онгудая, от с. Улита. Это мотивировано тем, что в районе Онгудая очень мало леса для строительства. Мы потратили массу времени только на поиск деревьев для весел. Группам, собирающимся строить деревянные рамы, становиться на стапель возле Онгудая крайне не рекомендуется.

Что касается точки окончания сплава, то ее выбор начиная от пос. Еланда определяется не препятствиями на реке, а финансовым состоянием группы и наличием свободного времени. Если ориентироваться на автобусы, то удобен выезд из Чемала или Усть-Семы. Ходит автобус и от турбазы "Катунь" (это несколько ниже с. Аскат), но нерегулярно.
В случае суровой необходимости возможен аварийный выход группы с нижней части Урсула. Для этого нужно выйти на Чуйский тракт к с. Хабаровка. Дорога на Хабаровку уходит вдоль М. Ильгуменя.
В принципе, представляется возможным не брать с собой продукты на весь маршрут, а докупить кое-что по ходу путешествия. Следует учитывать, что первый населенный пункт, где можно совершить закупки- это с. Куюс.

Маршрут, пройденный нашей группой, можно оценить третьей категорией сложности для катамаранов. Однако я бы не стал рекомендовать его в качестве первого маршрута третьей категории для группы, большинство участников которой имели бы опыт не выше 2 к.с. Как на Урсуле, так и на Катуни сложность отдельных препятствий при определенном уровне воды может стать чрезмерной для такой группы. 
Необходимо подчеркнуть, что уровень воды в Урсуле, при котором проходил наш поход, являлся очень высоким и его нельзя назвать характерным для этой реки. В меньшую воду препятствия Урсула становятся менее мощными, но требуют большего внимания и постоянного маневрирования, т.к. открываются многочисленные камни.
Обнос порога "Замок" был определен МКК при выпуске группы на маршрут, т. к. формально при его прохождении маршрут оценивался четвертой к.с., на которую руководитель не имел права заявляться. Однако я считаю, что по воде ниже средней порог вполне доступен и для групп, идущих маршрут III к.с. В случае же большой воды сложность порога может превысить не только третью, но и четвертую к.с.
Группа выполнила все поставленные перед ней задачи. Все ее участники показали достаточную общефизическую и техническую подготовку. Участники, имевшие перед походом опыт не выше III к.с., готовы к участию в походах IV к.с. 

P.S. Нижний каньон- наиболее интересная часть Урсула- может быть пройден группами, идущими по Катуни сверху. Для этого нужно зачалиться на левом берегу после впадения Урсула, подняться метров на 30 и дальше вдоль Урсула идет хорошая верховая тропа. Дойти по тропе до памятника, пройти чуть дальше и там есть хороший спуск по травянистому распадку прямо к "Замку". Вся дорога до "Замка" около 5 км.

9. ПРИЛОЖЕНИЯ

 9.1. Смета расходов
 В целом поход обошелся в 550 рублей на человека. В эту сумму вошли:
 Пища, закупленная в Новосибирске, по 180 р. на человека.
 Поезд Новосибирск- Бийск 60.5 р. (плацкарт).
 Машина до Онгудая по 150 р. с каждого.
 Машина от Манжерока до Бийска по 59 р. с каждого.
 Поезд Бийск- Новосибирск 73 р. (плацкарт).
 А также затраты на хлеб и чай, которые докупались ближе к концу похода.
 В смете расходов не учтены затраты на ремонтный набор, аптечку, фотопленку, табачные изделия и алкогольные напитки. К моменту написания отчета оценить их с какой-либо степенью точности не представляется возможным.

 9.2. Материальное обеспечение группы:

  а) Специальное снаряжение
  Общественное снаряжение:
 
 наименование
количество, шт вес, кг
 катамаран- двойка
4
14*
 катамаран- четверка
1
20*
 средство страховки  "бомба"
1
1
 средство страховки "морковка"
2
1
 палатки с фонарями и полиэтиленом
3
3
 запасные лопасти для весел
9
0.5
 палатки с фонарями и тентом
3
3.5
 *вес катамаранов дается с каркасом из дюралевых труб, чалочными концами и лопастями для весел
 
Общий вес группового снаряжения: 103 кг

 Индивидуальное снаряжение:
 
 наименование  количество, шт вес, кг
 каска
12
0.5
 спасательный жилет
12
1
 гидрокостюм
12
5
 гермомешок
12
0.5

 Общий вес индивидуального снаряжения: 84 кг

 б) Питание на маршруте
 Рацион питания был черезвычайно прост. Горячая пища- гречка, рис или лапша с тушенкой. Дополнительно- сало, конфеты и курага. В качестве приправ- перец, кетчуп и соус чили. Напитки- чай и какао. Такой бедный рацион оправдан, если поход длится не более недели, а дальше душа начинает неумолимо стремиться к разнообразию. Из даров природы широко потребляли землянику, дикий лук и различные лечебные травы, как то: бадан, мята, душица и др. Раскладку составляли из расчета 700 г на человека в день, и этого вполне хватало благодаря обилию женщин в составе группы. Питание в ходе подъездов и отъездов в раскладку не включалось и осуществлялось за счет индивидуальных пожертвований.
 
 Общий вес продуктов питания: 63 кг

 в) Ремонтный набор
 
 изолента
 киперная лента
 клей резиновый
 клей ПВХ
 бензин
 набор игл разных
 нитки капроновые
 нитки ХБ
 свечка
 ножницы
 плоскогубцы
 проволока стальная
 леска
 фторопластовая лента
 шило
 напильник
 наперсток
 брусок точильный
 ткань капроновая
 ткань прорезиненная
 резина на заплаты
 авизент
 скотч
 упаковка ремнабора, включая гермомешок
 
 Общий вес ремонтного набора: 5 кг

 г) Костровой набор
 Включал три котла, два топора, верхонку и поварешку. Дежурного гермомешка не взяли, о чем потом жалели неоднократно

 Общий вес кострового набора: 6 кг

 д) Аптечка
 Аптечка располагалась в герметичной упаковке в клапане рюкзака и имела оперативную, легко распаковывающуюся часть.
 
 Раствор йода  20 мл
 Спирт нашатырный  20 мл
 Валидол  10 таб.
 Вата  2 упаковки
 Бинт эластичный  2 шт.
 Бинт марлевый стерильный  4 шт.
 Пластырь бактерицидный  20 шт.
 Лейкопластырь  2 рулона
 Троксевазин  1 тюб.
 Анальгин  40 таб.
 Аспирин  40 таб.
 Димедрол  20 таб.
 Фурацилин  20 таб.
 Активированный уголь  40 таб.
 Перманганат калия  20 мг
 Раствор перекиси водорода  50 мл
 Но-шпа  10 таб.
 Цинковые капли  2 уп.
 Раствор анальгина  10 амп.
 Шприц одноразовый с иглой  5 шт.
 Спирт этиловый (медицинский)  0.2 л
 Стрептоцид  10 таб.
 Герметичная упаковка для аптечки
 
     Общий вес аптечки: 5 кг

 е) Средства фото- и видеосъемки
 Включали видеокамеру, фотоаппарат "Зенит" и какую-то мыльницу.
 
 Общий вес средств фото- и видеосъемки: 3 кг

 ж) Личные вещи
 Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 7 кг.
 
     Общий вес личных вещей: 84 кг

Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 353 кг

Максимальный вес рюкзака у одного мужчины- 42 кг
Максимальный вес рюкзака у одной женщины- 23 кг

Hosted by uCoz